Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Кто из ритейлеров активно развивается?
СПРОС
Анализ опубликованных в I квартале планов развития торговых операторов без преувеличения позволяет говорить о преодолении ими последствий кризиса и возникновении предпосылок к формированию на рынке торговой недвижимости ажиотажного спроса на помещения.
Продуктовые операторы
В группе продуктовых операторов лидерские позиции занимают компании X5 Retail Group и «Магнит». Покупка сетей, планы по увеличению количества магазинов (причем, всех форматов), освоение более мелких городов – все это говорит об очень сильных конкурентных позициях и наличию возможностей для развития X5 Retail Group. Кроме того, компания планирует реализацию девелоперского проекта в Уфе, обсуждает создание совместного предприятия с «Лукойлом» для управления магазинами, работающими на заправках, а также открытие заправок на парковках гипермаркетов «Карусель». «Магнит» в 2011 г. планирует увеличить число своих магазинов на четверть и усилить влияние в столичных городах: открыть магазины в Санкт-Петербурге (до 50 точек) и в Москве. В столице, однако, можно прогнозировать возникновение проблем с наличием достаточного количества подходящих помещений. Также владельцы сети «Магнит» наметили развитие новой концепции «дрогери» (магазины, торгующие косметикой, парфюмерией, бытовой химией и предметами гигиены). Из других операторов сеть «О’Кей» планирует увеличить свои торговые площади на 30%, в ближайших планах на 2011 г. – открытие 11 гипермаркетов в Новосибирске, Омске, Екатеринбурге, Москве, Тюмени, Астрахани и Санкт-Петербурге. Сеть также рассматривает возможность занять место другого оператора. Покупка сети «Мосмарт» владельцем компании «Седьмой континент» – еще один пример активной экспансии (в настоящее время гипермаркеты «Мосмарт» – 4 гипермаркета в Москве и 1 – в подмосковном Воскресенске заменяются на «Наш гипермаркет»). «Ашан» в 2011 г. планирует открыть в России 4 гипермаркета и 1 дискаунтер «Радуга» (ранее планы ритейлера были масштабнее, но их пришлось скорректировать ввиду отсутствия подходящих площадей). В настоящее время компания ищет участок для открытия второго гипермаркета в Омске. О планах более агрессивно развиваться в России заявляет компания Metro AG, а «Дикси» запускает тестовый супермаркет в Московской области.
Операторы DIY
В марте текущего года Холдинг «Адамант» продал принадлежавшую ему сеть «Домовой» (в кризис сократившуюся до пяти магазинов, расположенных в Санкт-Петербурге) компании «Старт». В результате, на начало апреля под управлением ЗАО «УК «СТАРТ»» оказались 11 магазинов, расположенных в 5 городах-
миллионниках (Санкт-Петербург – 6 магазинов, Челябинск – 2 магазина, Самара, Уфа, Воронеж – по 1 магазину). Kika открыла пятый магазин в 3 км от Воронежа и озвучила планы по открытию в России по два-три магазина в год. Одна из самых быстрорастущих в последние годы на рынке товаров для дома и ремонта петербургская компания «Метрика» (в 2010 г. было открыто 15 новых супермаркетов) планирует открыть не менее 20 магазинов в текущем году (в настоящее время магазины сети представлены в Санкт-Петербурге и области – по 13 магазинов, 2 магазина в Липецке и по одному в Орле, Пскове, Великом Новгороде, Великих Луках и Старой Руссе). При этом компания планирует развивать строительные супермаркеты не только в крупных городах, но и в городах с населением от 50 тыс. человек. «Максидом» (первый оператор формата DIY в России, открытие первого магазина которого состоялось в Санкт-Петербурге в октябре 1997 г.) выходит на рынок строительных и отделочных материалов Москвы.
Развлечения
У операторов развлекательного профиля также наметилось определенное оживление. Возобновили развитие федеральные сети кинотеатров. Активизировались региональные операторы. Так, например, компания «КИНО СИТИ», начав в 2002 г. свое развитие в Санкт-Петербурге, в конце 2007 г. пришла в Москву, а в последние два года проектирует и строит объекты в Оренбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Майкопе. Планируют развитие и пермская сеть VERY VELLY (в настоящее время состоящая из трех многозальных кинотеатров, два из которых расположены в Перми и один в Ижевске), и ростовская «Чарли» (состоит их двух многозальных кинотеатров). Сеть развлекательных парков Happylon начала свое развитие в 2006 г. под брендом Babylon в Казахстане, и открыла первый развлекательный центр в Москве в 2009 г. Второй проект сети открылся в ТРЦ VEGAS, а в конце апреля планируется открытие развлекательного центра в ТРЦ «Галерея» в Санкт-Петербурге. При этом компания продолжает поиск площадок под размещение своих парков. Мексиканская сеть семейных развлекательных центров Kidzania нашла партнера для развития по схеме франчайзинга в России. «Корпорация развития территорий» представила рынку новый проект «Миры капитана Nъ» и планирует создать в 33 городах России и дальнего зарубежья сеть развлекательных центров «Nъ-Терра».
Активны и операторы торговой галереи: иностранные компании принимают решения о самостоятельном выходе на рынок и заключают партнерские соглашения с сильными местными игроками о развитии по франшизе, планируется активное развитие существующих сетей.
Fashion-ритейлеры
Компания Hermes выходит на рынок самостоятельно (до 1 мая 2011 г. по франшизе их развивала компания «Джамилько»). В конце текущего года Prada также планирует начать функционировать самостоятельно. К ней в ближайшем будущем планируют присоединиться Coach, Coty, Desigual. Американский производитель одежды Guess?, взяв дистрибуцию в России в свои руки, собирается расширить сеть магазинов (ранее развитием сети занималась компания «Джамилько»): на весну-лето 2011 г. запланировано открытие 10 новых магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и в Татарстане.
Компания «Монэкс Трейдинг» получила права на развитие в России одной из самых известных марок белья – американской Victoria’s Secret. Компания «Джамилько» планирует открыть первые в России магазины Jaeger (один из британских лидеров в сфере производства и дизайна модной одежды класса люкс) во II квартале в торговых центрах «Времена года» и «Метрополис». Британский модный дом Jimmy Choo выдал франшизу на открытие своих магазинов в России. По заявлению компании первый бутик площадью 50-60 кв. м откроется в Столешниковом переулке в сентябре 2011 г. Открытие первого магазина Banana Republic запланировано на сентябрь в торговом центре «Афимолл Сити».
Также в ряду торговых операторов, заявивших о масштабных планах развития, сибирская сеть магазинов обуви «Монро», планирующая увеличить сеть на 40-60 магазинов, компании «Глория Джинс», заявившая об увеличение площадей магазинов и закрытии мелких, и «Обувь России» с планами в 2011 г. открыть 50 магазинов. Испанский оператор Mango в 2011 г. запустит 25-30 собственных и франчайзинговых магазинов в России (Иркутск, Казань, Москва, Новый Уренгой, Оренбург, Санкт-Петербург, Ставрополь, Старый Оскол, Южно-Сахалинск). Bosco di Ciliegi в 2011 г. планирует открыть 31 магазин спортивной одежды Bosco Sport в России (в 2010 г. на территории России было открыто 28 магазинов), расширив географию своего присутствия примерно на 10 городов.
Немецкая компания Douglas Holding продала свою сеть Douglas Rivoli конкурентам – владельцам сети «Рив гош». Покупка не позволит «Рив гош» обогнать самого крупного своего конкурента – сеть «Л’Этуаль» по количеству магазинов, однако расширит ее географию и усилит присутствие в Москве и ряде региональных городов.
Операторы общественного питания
Сегмент операторов общественного питания также не остался в стороне. Открыв первую кофейню в Москве в 2010 г., известная сеть Dunkin' Donuts, рассматривая Россию как один из крупнейших и перспективных рынков Европы, планирует увеличить количество кофеен до 20 в самой ближайшей перспективе и до 100 – в более отдаленной. Другие иностранные сети – Chili’s, работающая в том же формате, что и T.G.I. Friday’s, Burger King и ее региональный франчайзи – Ginza Project уже активно расширяются и планируют продолжать развитие. Сибирская сеть Traveler’s Coffee открыла двери первой кофейни в Москве в конце апреля. Также ряд международных операторов рассматривает возможности выхода на российский рынок. Среди них американский оператор ресторанов быстрого питания Wendy«s/Arby»s Group, который планирует открыть 180 закусочных в России в течение ближайших десяти лет.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
В отличие от большинства торговых операторов расширение предложения торговых площадей во всех форматах еще долго будет отставать от спроса на них.
В I квартале 2011 г. рынок торговой недвижимости столицы пополнился двумя торговыми центрами: «Афимолл Сити» (ММДЦ «Москва-Сити», уч. №8, общая площадь – 179 000 кв. м, торговая площадь – 101 000 кв. м) и «ТПУ Планерная» (транспортно-пересадочный узел у ст. м. «Планерная», общая площадь – 50 400 кв. м, торговая площадь – 14 800 кв. м). На конец первого квартала 2011 г. общий объем торговых площадей в Москве составил 6 048 400 кв. м (GLA – 3 026 800 кв. м).
До конца года в Москве заявлен выход на рынок около 300 000 кв. м торговых площадей (показатель общей площади проектов, GLA – около 150 000 кв. м), причем большая их часть уже сдана в аренду по предварительным договорам, поэтому их открытие, а также единичные новые проекты вряд ли смогут удовлетворить весь ожидаемый спрос. И такая ситуацию характерна для большинства городов России.
УРОВЕНЬ ВАКАНТНЫХ ПЛОЩАДЕЙ И СТАВКИ АРЕНДЫ
Описанная выше ситуация приводит к снижению уровня вакантных площадей (по многим объектам он достиг докризисного уровня) и росту ставок аренды. По нашим прогнозам, рост ставок аренды, номинированных в долларах США, в 2011 г. может составить от 10 до 20% (последний показатель может быть достижим для отдельных наиболее востребованных у операторов объектов).
STREET RETAIL
Ситуация в сегменте торгово-розничных помещений схожа с той, которую можно наблюдать в торговых центрах. Учитывая крайнюю ограниченность нового предложения и активизацию торговых операторов можно ожидать усиливающуюся конкуренцию за помещения. Уже сейчас можно наблюдать рост ставок, причем происходит это как на основных торговых улицах, так и в периферийных районах столицы. При этом ставки на наиболее привлекательные помещения достигли докризисного уровня. На главной торговой улице Москвы – Тверской – в настоящее время ставки составляют $8 000–$9 000/кв. м/год (при этом еще в середине 2010 г. запрашиваемые ставки не превышали уровня в $5 000/кв. м/год).
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ
• Активный рост спроса на помещения со стороны всех торговых профилей
• Размораживание ранее приостановленных проектов
• Активизация девелоперской деятельности, особенно в региональных городах
• Усиление дисбаланса между спросом и предложением
• Снижение уровня вакантных площадей
• Рост ставок аренды
ППо материалам отчета по торговой недвижимости за I квартал 2011 г., подготовленный компанией Colliers International
www.retail.ru
Интервью
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?