Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кто и как делает кассы самообслуживания удобными для покупателей
Кассы самообслуживания помогают покупателям экономить время и снижают нагрузку на персонал торговой точки. Именно поэтому сегодня КСО все активнее внедряются в магазинах самых разных форматов. Поскольку с кассами самообслуживания взаимодействуют покупатели, техника должна работать без сбоев, а интерфейсу важно быть максимально понятным. О том, как создается удобное ПО для касс самообслуживания в фирме «1С», в этой статье рассказал Андрей Тонкошкуров, разработчик направления автоматизации розничной торговли.
Случайная ошибка ускорила разработку
Касса самообслуживания – это отдельно стоящий терминал с экраном для оплаты покупок банковскими картами или с помощью смартфона. Он оснащен сканером, а иногда электронными весами. По сути, касса самообслуживания – это касса, которой пользуются не кассиры, а покупатели. Поэтому ее использование должно быть очень простым и понятным.
При разработке ПО для кассы самообслуживания в рамках решения «1С:Рабочее место кассира» («1С:РМК») в качестве приоритета была выбрана функциональность. Интерфейс должен быть понятным, лаконичным и приятным. Человеку должно быть ясно, как самостоятельно сканировать товар, где искать нужные кнопки на экране, где смотреть итоговую сумму покупки и т.д.
Если нужно долго разбираться, как работает касса самообслуживания, то покупателю проще отказаться от покупки или пойти на кассу с кассиром.
В фирме «1С» типовое решение для касс самообслуживания появилось совсем недавно – в 2023 году. До этого его разработка уже велась более года, но оно было скрыто в решении «1С:РМК».
Однажды в очередном релизе «1С:РМК» случайно вышел видимый для администратора переключатель «В режим кассы самообслуживания». Тогда этот продукт мог работать в очень упрощенном виде – без комбинаций видов оплаты, без определения товаров с маркировкой, но некоторые партнеры заметили режим, у кого-то даже получилось работать с ним. В компанию стали поступать вопросы «Как запустить режим кассы самообслуживания?». Эта ошибка частично помогла ускорить разработку решения.
Как ведется разработка
Главное в разработке ПО для касс самообслуживания – удобство конечного пользователя. Кнопки должны быть расположены так, чтобы покупатель мог максимально быстро найти товар и оплатить покупку. И самая сложная часть работы – создание интерфейса. Надо кропотливо работать, чтобы все элементы отображались корректно, не сдвигались в стороны и выглядели красиво. Создать макет на компьютере – довольно простая задача. Но потом все его элементы надо выверить, доработать и подогнать под конкретные формы экранов. Например, на маленьком экране интерфейс выглядит хорошо, а на большом – не очень. Требуется проведение тестов на оборудовании, которое используют магазины.
В офисе для этих целей мы используем несколько кассовых аппаратов. У них разные операционные системы (Windows и Linux), размеры (большие и маленькие экраны), типы отображения (по вертикали или по горизонтали). Изучаем, как на них выглядит один и тот же интерфейс.
Если тестировщики, группа методической поддержки или отдел UX-исследований говорят, что «это выглядит некрасиво» или «это неудобно», интерфейс переделывается и затем тестируется заново.
Была забавная ситуация: при разработке и тестировании на компьютере все смотрелось красиво, но, когда решение установили на аппарат с большим экраном, сотрудница небольшого роста не смогла дотянуться до клавиш в верхней части – ей пришлось вставать на цыпочки. При разработке такая ситуация и в голову не приходила! После этого появился проект по гибкой настройке расположения панелей: можно будет размещать все кнопки в нижней части экрана или в середине.
При тестировании на разных аппаратах подобные нюансы замечаются, и решение дорабатывается.
Что умеет наша касса самообслуживания?
На кассе самообслуживания покупатель делает самые простые операции – сканирует штрихкод товара с помощью сканера и оплачивает покупку. Исключения – весовые товары. Для них необходимы электронные весы и плиточный интерфейс на экране – квадратики с фотографиями товаров, их названиями, номерами и иногда ценой.
К некоторым аппаратам подключены электронные весы, которые подают сигнал, если на них положили товар. Плиточный интерфейс появляется сразу, как только товар оказывается на весах. Покупателю не нужно искать каталог весовых товаров, вбивать название продукта, прибегая к электронной клавиатуре. Он просто видит изображение нужного товара и нажимает на него.
После взвешивания система запрашивает у покупателя подтверждение покупки. Например, человек положил на весы яблоки и видит, что сумма получилась большая – тогда он может убрать пару штук и взвесить заново. Системе необходимо подтверждение, чтобы было понятно: добавление этого товара в чек произошло не случайно.
В решении «1С:РМК» можно не только сделать плитку весовых товаров, но и разбить их по папкам. Например, весовой товар – фрукты – все виды яблок. Магазины могут сами управлять своими папками и группировать товары так, как удобно покупателям.
Если не читается штрихкод, его номер можно ввести с помощью цифровой клавиатуры. Вверху интерфейса есть крупная кнопка «Ввести штрихкод», при касании которой разворачивается клавиатура. Она же используется, когда нужно добавить в чек несколько одинаковых товаров – например, три пачки салфеток. Так можно не сканировать каждую из них. Клавиатура пригодится и при введении номера карты лояльности. Как правило, номер совпадает с номером телефона покупателя. Если есть физическая карта, то достаточно отсканировать ее штрихкод.
Удалить из чека отсканированный товар можно только с помощью сотрудника магазина. Сотрудник требуется и для покупки алкогольной продукции: он должен подтвердить в системе, что покупатель старше 18 лет.
В решении «1С:РМК» покупателю необязательно звать персонал на помощь всякий раз, когда это нужно. Некоторые кассы издают звуковой сигнал, чтобы привлечь сотрудника магазина. Другие аппараты имеют лампочку. Она загорается красным цветом, когда кассиру необходимо подойти на кассу самообслуживания.
В программе заложена возможность для развития разных цветовых сигналов. Например, зеленый цвет означает, что касса свободна, а синий – что человек выбирает самые дешевые позиции из группы весовых товаров. Может, он ошибся, а может, делает это специально – чтобы купить дорогой товар дешевле. Цветовой сигнал призывает сотрудника магазина проверить чек покупателя. Если чек не распечатан, кассир все равно может его увидеть – информация хранится в кассе самообслуживания.
Оплата проводится картами, через систему быстрых платежей и списыванием бонусов.
Как магазину работать с кассой?
Касса самообслуживания запускается в режиме киоска – на весь экран. Скрываются все лишние окна, а также панели, с помощью которых можно свернуть или открыть программу.
Так как решение для касс самообслуживания является частью сервиса «1С:РМК», оно создано «для большинства» – то есть с одинаковыми для всех настройками.
Если касса самообслуживания используется в магазине с небольшим ассортиментом, то покупатель выбирает из небольшого количества товаров. В этом случае логичнее использовать плиточный интерфейс.
Как будут развиваться кассы самообслуживания?
Здесь хочется поговорить о дальнейшем развитии касс самообслуживания в целом. Предполагаю, что этот тип оборудования будет меняться сразу в нескольких направлениях.
Усиление функции контроля
У покупателя всегда есть соблазн пробить в чеке не весь товар или оплатить более дешевый аналог выбранных товаров. Возможно, будет так: покупатель что-то выбирает, оплачивает товар на кассе самообслуживания, а потом идет получать его на пункт выдачи. Но такой вариант, конечно, не подходит для продуктового магазина. Возможно, что к кассе будет подключена камера. Она сможет видеть, что у покупателя в корзине и сколько товаров из нее он пробил.
Другой вариант – определение общего веса товаров в корзине и сопоставление его с общим весом покупок в чеке. Для этого в программу учета должен быть внесен вес каждого товара. Корзину требуется просто взвесить. Такой контроль позволит магазинам больше доверять кассам самообслуживания и использовать меньше сотрудников.
Упрощение покупки весовых товаров
При подключении камеры к электронным весам система по внешнему виду товара сможет определять, к какой группе он относится.
На экран кассы будут выводиться только эти продукты, чтобы покупателю не пришлось входить в каталог. Например, человек положил на весы помидор – и на экране появляются изображения и названия всех помидоров, которые есть в магазине.
Возможно, в перспективе камера будет распознавать все товары из корзины, не только весовые, но это довольно сложно. Понадобится много времени на обучение системы, чтобы она понимала, к какой группе товаров относится каждая позиция.
Ирина Толстошеева, biz360
Читайте также:
Как «ВкусВилл» увеличивает прибыль при помощи касс самообслуживания
Кассы самообслуживания: страшилки с разоблачением
«Командор»: новый концепт магазинов у дома и супермаркетов
Как обратная связь меняет бизнес-процессы в крупной торговой сети
«Пятёрочка»: кастомизация – не просто тренд, а must have для компании
«Умные» кассы в магазинах «ВкусВилл»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?