По данным Госстата, в прошлом году доля сектора торговли в общем объеме выпущенных товаров и предоставленных услуг составила 12,5% (358 886 млн грн) и 17,8% (202 275 млн грн) — в структуре валовой добавленной стоимости. Объем розничного товарооборота, по данным Госстата, составил 674 723,1 млн грн, что на 14,7% превышает уровень 2010 года. В январе-августе 2012 года подобная динамика сохранилась — рынок показал прирост на 16%.
В 2009 году произошло перераспределение рынка в пользу продовольственных товаров, доля которых достигла 40%. В нынешнем году этот показатель снизился до 38,9%. Однако зафиксированная доля непродовольственных товаров (61,1%) по-прежнему не достигает уровня 2008 года (65,6%). Отчасти, это можно объяснить тем, что потребительское кредитование, которое ранее подстегивало сбыт промтоваров, по-прежнему далеко от докризисных объемов. С другой стороны, уровень доходов граждан пока не позволяет перераспределять бюджеты в пользу непродовольственных товаров. Исходя из отчета Госстата о структуре совокупных расходов домохозяйств в 2011 году, потребительские расходы домохозяйств составили 90,2%, а затраты на продукты питания — 51,3%. По мнению руководителя департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктора Оборского, эти данные свидетельствуют о незрелости рынка и, как следствие, высоком уровне цен по отношению к доходам.
На фоне возобновления роста розничного товарооборота общее число торговых точек (юридических лиц) продолжает сокращаться. По итогам года их количество уменьшилось на 0,6 тыс., до 64,2 тыс. На отрицательный общий результат в первую очередь повлияла значительная доля (около 1 тыс.) закрытых киосков, так как численность магазинов за отчетный период даже увеличилась на 0,4 тыс. и составила 48,4 тыс. Подобная статистика может свидетельствовать о постепенном усилении позиций крупных игроков.
Продовольственная розница
Продуктовые розничные операторы в 2011 году расширяли свой бизнес особенно интенсивно. Однако, несмотря на наметившуюся тенденцию к укрупнению рынка, продовольственный ритейл в Украине по-прежнему отличается сравнительно низкой консолидацией. По данным исследовательской компании GT Partners Ukraine, по состоянию на конец I полугодия этого года на рынке действовало около 100 торговых операторов современного типа, и на 10 крупнейших по величине выручки ритейлеров приходилось около 22% от всего розничного товарооборота предприятий.
За отчетный период расстановка сил на рынке не изменилась. Пятерка лидеров по суммарному объему торговых площадей среди продовольственных операторов — Fozzy Group (супермаркеты "Сильпо" и другие), ООО "АТБ-маркет", "Metro Cash & Carry Украина", ЗАО "Фуршет", ПАО "Ритейл Груп" (супермаркеты "Велика кишеня") — закрепилась на своих позициях и продолжает увеличивать долю рынка. В частности, Fozzy Group уже в нынешнем году увеличила суммарную площадь своих магазинов на 14% (до 365,2 тыс. кв. м), а сеть мягких дискаунтеров АТБ за этот же период прибавила 9%. Если рассматривать лидерство по объему площадей в аспекте торговых форматов, то на первом месте в сегменте супермаркетов окажется сеть "Сильпо", среди дискаунтеров и магазинов "у дома" — АТБ, а среди гипермаркетов — "Ашан".
Ряд состоявшихся в 2011 году сделок по покупке мелких региональных сетей более крупными операторами вряд ли можно отнести к значимым событиям. Около четверти от общего объема торговых точек, запущенных в прошлом году, открылись под новой вывеской на поглощенных площадях конкурентов. По данным GT Partners Ukraine, из 402 магазинов, которые в 2011 году вывели на рынок сетевые ритейлеры, 99 прошли ребрендинг (303 были открыты с нуля). Наиболее заметной сделкой по поглощению в минувшем году является перераспределение площадей днепропетровской компании Rainford компаниями Fozzy Group и Varus.
В то время как состав основных игроков продуктового ритейла остается стабильным, в плоскости торговых форматов продолжаются активные поиски. "Важным трендом на данном этапе развития розницы является мультиформатность,— комментирует генеральный директор компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля.— Около 50% компаний из общего списка продуктовых ритейлеров имеют в своем управлении объекты с разными торговыми концепциями. Причем такую стратегию сегодня используют преимущественно украинские операторы, международные же компании строго придерживаются избранных стандартов". Подобные поиски новых ниш и форматов господин Гугля объясняет стремлением украинских операторов розницы диверсифицировать бизнес за счет развития магазинов с новыми торговыми концепциями. Так, собственники сети "Караван" вывели на рынок дискаунтеры Topmart. Для ПАО "Ритейл Груп" 2011 год ознаменовался открытием магазинов премиум-формата "ВК Селект", а в 2012 году состоялся запуск торговых точек нового формата "магазин у дома" под названием "ВК Експрес". Также в этом году компания Fozzy Group открыла первый магазин Le Silpo с ассортиментом деликатесных товаров.
По данным исследования компании GfK Ukraine, если в других странах Центральной и Восточной Европы потребители предпочитают гипермаркеты (Румыния — 54%, Чехия — 44%, Польша — 31% и т. д.), то в Украине 45% покупателей выбирают в качестве основного места покупок супермаркеты и еще 25% — небольшие магазины самообслуживания. В гипермаркеты за повседневными покупками отправляется только 8% украинцев. "Гипермаркеты остаются нишевым, хотя и, несомненно, популярным форматом. В таких магазинах возможный выигрыш в цене на покупках до 1 тыс. грн зачастую нивелируется для потребителя потерей времени и транспортными расходами",— считает коммерческий директор ООО "Фудмаркет" (сеть "Велика кишеня") Дмитрий Каширин.
Ориентируясь на спрос, торговые операторы предпочитают открывать дискаунтеры, супермаркеты или магазины шаговой доступности. "Самым популярным торговым форматом в последние несколько лет стали магазины "у дома",— продолжает директор ООО "Украинский ритейл" (сеть фрешмаркетов "Брусничка") Дмитрий Кулик.— Этот сегмент развивается наиболее динамично, так как торговые операторы после кризиса все еще не готовы вкладывать средства в долгосрочные проекты. А уменьшение размера магазинов является одним из методов минимизации расходов. В крупных промышленных городах также есть дефицит достойных помещений, а в небольших населенных пунктах гипермаркеты вряд ли в состоянии окупить даже операционные расходы. Поэтому ритейлеры и дальше будут открывать "магазины шаговой доступности". В частности, дискаунтеры, которые отличаются наиболее простой и доступной для покупателей концепцией".
Еще одной тенденцией является возрастание в ассортименте торговых сетей доли товаров, которые продаются под собственной торговой маркой (
СТМ
). Несмотря на то что развиваться это направление в отечественной рознице начало относительно недавно (в 2003-2006 годах), СТМ быстро эволюционировали и достигли широкого видового разнообразия. По данным GT Partners Ukraine, товары под СТМ сегодня предлагают около 30% украинских продовольственных операторов. "Если изначально большинство ритейлеров в Украине развивали СТМ в низком ценовом сегменте, то в последнее время сети предпочитают воздействовать на лояльность покупателей с помощью уникальных товарных предложений",— отмечает господин Кулик.
Наиболее привлекательными направлениями для дальнейшей экспансии торговых сетей эксперты считают Восточную Украину и Киев. По информации Игоря Гугли, сразу 12 продовольственных ритейлеров заявляли о желании открыть во второй половине нынешнего года новые торговые точки в Восточной Украине, а решение в пользу Киева приняли 18 операторов. Однако региональные операторы зачастую составляют серьезную конкуренцию национальным сетям. В числе успешных локальных компаний эксперты называют торговые сети "Класс", "Рост" и Target (все — Харьков), "Арсен" (Львов), Oskar (Херсон), "Барва" (Закарпатская область), "Обжора" (Донецк), "Таврия В" (Одесса). По словам Дмитрия Кулика, региональные сети мобильны, легко улавливают изменение предпочтений покупателей и быстро подстраиваются под ситуацию. Многие из них не задумываются о географической экспансии, предпочитая интенсивный рост.
Непродовольственный ритейл
Начиная с прошлого года усилился интерес операторов к развитию непродовольственных сегментов, куда более чувствительных к изменению потребительских настроений. К тому же постепенно восстанавливается интерес к украинскому рынку международных ритейл-операторов. "Крупнейшие иностранные торговые сети активно обсуждают открытие своих первых в Украине магазинов в составе киевских проектов ТРЦ Ocean Plaza, ТРЦ Respublika, ТРЦ Manhattan Mall в 2012-2014 годах",— говорит Виктор Оборский.
Значимые события произошли в сегменте парфюмерно-косметической розницы. Как отметили в консалтинговой компании CBRE, после периода монополии локальных операторов в минувшем году расстановку сил изменил выход на украинский рынок нескольких новых игроков.
Экспансия
осуществлялась за счет приобретения локальных ритейлеров. В частности, парфюмерная сеть Watsons (Гонгконг) получила контроль над украинским оператором ДЦ и провела ребрендинг. Сменила хозяина и крупнейшая локальная парфюмерная сеть Brocard (около 65 магазинов), а также менее крупный ритейлер Bonjour (6 магазинов). Покупателем обоих бизнесов выступила российская компания "Алькор и Ко", которая развивает в России парфюмерную сеть "Л`Этуаль". Теперь она продолжает работать на украинском рынке под тремя брендами — Brocard, Bonjour и "Л`Этуаль", сосредоточив около 60% парфюмерно-косметической розницы.
В сегменте
fashion
-ритейла в 2011 году произошел выход на рынок таких новых брендов, как GAP, New Yorker, Oysho, Noa Noa и других в среднем ценовом диапазоне; Christian Dior, Tru Trussardi, Ermanno Scervino в классе "люкс". В этом году такая тенденция сохранилась, и свои первые магазины в стране открыли такие ритейл-операторы, как Oviesse, Piazza Italia, W52 Jeans, Lady & Gentlemen City — в среднем ценовом сегменте; Valentino и Prada — в высоком. По информации Colliers International, на 2012 год свой выход на украинский рынок анонсировали еще целый ряд fashion-ритейлеров, некоторые из которых уже открыли первые магазины — Michael Kors, Pepe Jeans, Longchamp, Rebeca Sanver, MaxMara Weekend, Cinque, Napapijri, BCBG, Baldessarini, Marina Rinaldi, Trussardi Jeans, Reiss, Blanco Bebe, Twin-Set, Camicissima, Strellson, Suvari и другие. Однако, несмотря на многообещающее количество заявок, эксперты подчеркивают, что на украинском рынке так и не появились такие глобальные ритейлеры, как H&M, C&A и др., а открытие новых брендов происходит, в основном, существующими украинскими компаниями на основе франчайзинга. К тому же у большей части заявивших о своих планах ритейлеров нет масштабных планов развития в стране. Планы развития международных ритейлеров сдерживают не только высокие страновые риски. "Развитию рынка препятствует низкое существующее предложение торговых площадей, отвечающих международным стандартам,— объясняет заместитель руководителя отдела торговых площадей Jones Lang LaSalle Ukraine Алексей Пашунов.— У локальных девелоперов, которые на сегодня являются основными игроками на рынке торговой недвижимости, отсутствует опыт реализации крупных проектов. А некоторые собственники площадей ведут некорректную политику по отношению к арендаторам — предпочитают работать с ЧП, завышают ставки аренды и т. п.".
В строительном ритейле состав основных игроков остается стабильным. Такие сети, как "Эпицентр", "Новая линия", ОЛДИ, "БудМакс", Praktiker, OBI, продолжают удерживать позиции. Зато в сегменте бытовой техники и электроники количество национальных операторов в прошлом году сократилось до четырех компаний — "Фокстрот", Comfy, "Технополис" и "Эльдорадо". Такие операторы, как "МегаМакс" и "Техноярмарок", покинули рынок. Закрыла свои магазины также российская сеть по продаже мобильных телефонов "Евросеть". Причиной ухода стали более сильные позиции конкурентов, которые в свою очередь быстро освоили освободившиеся площади закрытых магазинов. "Выигрывают сети, у которых есть формат,— отмечает генеральный директор сети магазинов Comfy Геннадий Вербиленко.— Остальное зависит от команды менеджеров — гибкости работы управленцев с обновляемыми форматами и бизнес-процессами, готовности совершенствовать их в повседневной работе. Единый формат магазинов, разработанный в 2007-2008 годах, позволил нашей компании удвоить рыночную долю в кризисные годы".
Впрочем, в условиях обострения конкуренции, в том числе и с интернет-площадками, национальным сетям бытовой техники и электроники, чтобы сохранить позиции на рынке, придется проявить изобретательность. Возможно, ритейлеры будут искать новые модели ведения бизнеса и развивать интернет-продажи. "Глобальные обновления формата происходят раз в пять лет, — продолжает господин Вербиленко.— Одной из ключевых составляющих нового формата Comfy станет внедрение мультиканальной бизнес-модели, которая подразумевает интеграцию в магазине оффлайновых и онлайновых каналов продаж. Планируется и концептуальное изменение магазина — смещение акцента со строго стандартизированного, сухого мерчандайзинга к эмоциональному формату "experience zone".
Оптовая торговля
По данным Госстата, в 2011 году оборот предприятий оптовой торговли впервые превысил показатели 2008 года и составил 1107,3 млрд грн. Доля продовольственных товаров в общей структуре динамично колебалась в зависимости от изменения экономической ситуации — в 2008 году она составила 14,8%, в кризисный 2009 год возросла до 19,5%, к концу прошлого года снизилась до 17,6%. В денежном выражении объем продовольственных товаров в оптовом товарообороте на протяжении последних пяти лет демонстрировал постоянный рост.
"Главной тенденцией является сближение производителя с ритейлером,— говорит Дмитрий Каширин.— Торговые операторы, минуя посредников, осуществляют прямые поставки и закупки товаров. То же касается и импорта". Так, например, в сети супермаркетов "Велика кишеня" в прошлом году начали продажу новых товаров собственного импорта (грузинские и французские вина, английский чай и др.). В сети "Сильпо" также развивают направление собственного импорта, в рамках которого в магазины поставляются вина, деликатесы, чай, кофе, замороженные продукты, кондитерские изделия и др. Ввиду отсутствия посредников сети могут устанавливать на такие продукты привлекательные для покупателей цены.
Ощутимое влияние на деятельность импортеров оказывают нормы Таможенного кодекса (ТК), вступившего в силу 1 июня. По оценке юриста ЮФ "Лексфор" Юлии Рудык, ключевыми изменениями являются установленные в ТК нормы в отношении применения равнозначных таможенных процедур независимо от страны—владельца товаров, грузов и транспортных средств, а также от направления прибытия и дальнейшего следования упомянутых товаров. Новый ТК предусматривает и другие нормы, ускоряющие таможенные процедуры. "Из кодекса исключено требование декларирования по месту регистрации субъекта хозяйствования, что вместе с возможностью вносить изменения в декларацию после подачи, а также правом на возмещение таможенных сборов и платежей в случае невыполнения экспортно-импортной операции позволяет ускорить оформление товара и уменьшить операционные затраты,— уточняет старший юрист МЮФ Integrites Ярослав Абрамов.— К тому же существенно расширен перечень документов, которые могут являться основанием для определения таможенной стоимости. С одной стороны, следствием этого стало появление заявлений таможенных органов о существенном занижении таможенной стоимости импортерами. С другой — сокращение полномочий таможни по корректировке таможенной стоимости "облегчило жизнь" импортерам, сократив количество случаев, когда таможенники завышали декларируемую стоимость товара. Но практика применения 'обычных цен' никуда не исчезла".
В целом, по оценке юристов, прямым следствием введения всех вышеназванных норм должно стать постепенное уменьшение количества грузов, задержанных на таможне и не доставленных вовремя в нарушение условий внешнеэкономических контрактов. Тем не менее есть и обратная сторона медали. В частности, Дмитрий Каширин отмечает, что после введения новой редакции ТК операторы рынка обязаны отдельно оформлять импортные товары, из-за чего усложнился документооборот. "Пока еще не было нового нормативно-правового акта, который бы ни приводил к усложнению работы с документами,— резюмирует господин Каширин.— Без программы перехода на электронный документооборот отрасль рискует утонуть в бумагах".
|
Рейтинг ведущих компаний сектора торговли
Источник: исследование "50 ведущих компаний Украины"
В десятке торговых компаний больше всего, что закономерно, ритейлеров. К таковым можно отнести и лидера отрасли — "Концерн Галнафтогаз" (на большинстве автозаправок "ОККО", являющихся основным бизнесом компании, работают магазины по продаже товаров первой необходимости). Показатели "Концерна Галнафтогаз" учитывались суммарно с данными дочерних компаний — "ОККО-Бизнес" и "ОККО-Нафтопродукт".
Крупнейшим налогоплательщиком среди десяти лучших торговых компаний оказалась сеть строительных супермаркетов "Эпицентр К", а максимальные обороты — у "Фоззи-Фуд" (15,9 млрд грн).
|
|
Динамика ключевых показателей деятельности предприятий розничной торговли
*сопоставимые цены рассчитываются с учетом инфляционного удорожания товаров и услуг
Источник: Госстат
|
|
Структура товарооборота предприятий оптовой торговли Украины
|
|
Подрейтинг ведущих импортеров фармацевтической продукции
Источник: исследование "50 ведущих компаний Украины"
|
|
Подрейтинг операторов сетевой торговли
Источник: исследование "50 ведущих компаний Украины"
КоммерсантЪ-Украина
|