Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Крупнейшие розничные сети Китая
Пока западный ритейл переживает очередной кризис, китайский рынок розничной торговли с каждым годом только растет: Поднебесная продолжает покрываться тысячами магазинов и универмагов. Сегодня мы познакомимся с самыми крупными китайскими торговыми сетями.
Масштабы китайской розничной торговли
Как сообщает Министерство коммерции КНР, розничные продажи за 2017 г. увеличились на 10,2 % и составили 32,7 трлн юаней ($4,5 трлн). Кроме того, о масштабах китайского ритейла говорит тот факт, что розничные продажи в Китае на 5,7, 6,1 и 8,3 процентных пункта выше, чем в США, Евросоюзе и Японии соответственно.
Всего в Китае к концу 2017 г. насчитывалось более 19,38 млн розничных магазинов — темпы роста в годовом исчислении составили 7,4 %.
Объемы продаж 100 крупнейших розничных сетей Китая в 2017 г. достиг 6,1 трлн юаней ($805 млрд), увеличившись на 26 % в годовом исчислении. На 100 крупнейших розничных продавцов пришлось 16,6 % от общего объема розничных продаж по всему Китаю.
Также важным показателем развития ритейла КНР служат данные о росте розничных магазинов в китайском селе. Так, в 2017 г. розничные продажи в сельских районах Китая увеличились на 39,1 % и составили более 1,2 трлн юаней ($174 млрд).
RT-Mart
Доля рынка — 6,9 %.
Sun Art Retail Group (高鑫零售) насчитывает 461 комплексный гипермаркет в Китае, общая площадь которых составляет около 12,4 млн кв. метров. Выручка компании за 2017 г. составила более $14,3 млрд.
Держателями акций компании являются сразу три крупных и разнородных ритейлера: Groupe Auchan — 36 %, Alibaba Group — 36 %, Ruentex Group — 4,6 %.
Vanguard Group
Доля рынка — 6,5 %.
Vanguard Group (华润万家有限公司) является третьей по размеру сетью гипермаркетов в Китае. К концу 2017 г. компания владела 4866 магазинами в Гонконге и материковом Китае. Общая площадь всех магазинов Vanguard Group — 6,89 млн кв. метров. Доходы сети за 2017 г. составили 152,1 млрд юаней ($21,2 млрд).
Vanguard Group управляет такими сетями супермаркетов и магазинов, как: Vanguard – супермаркет общего плана, VanGO — ночные магазины, V+ — магазины премиум-класса, Ole' — магазины с импортными товарами, Voi_la! — винные магазины и пр. В ноябре 2018 г. Vanguard Group получила 6 наград, в том числе «Премию за инновации в ритейле 2018».
Walmart China
Доля рынка — 5,7 %.
Walmart пришел в Китай еще в 1996 г., открыв свой первый супермаркет в соседствующем с Гонконгом экономическом центре — Шэньчжэне. На сегодняшний день Walmart China владеет 424 супермаркетами в Китае. В 2017 г. мировой доход Walmart составил $496,9 млрд, объем продаж в Китае вырос на 5,4 %.
Летом 2016 г. Walmart начинает активно сотрудничать с китайским онлайн-ритейлеров JD.com, когда объявляет, что продает Yihaodian (1号店; китайский интернет-магазин, 100 % акций которого в 2011 г. выкупил Walmart) JD.com в обмен на 5 % акций JD.com. Сделка оценивалась в 1,5 млрд долл. Через год JD.com и Walmart запускают первый ежегодный фестиваль JD-Walmart по дальнейшему расширению интеграции клиентов, магазинов и ассортимента товаров, а также для углубления сотрудничества в розничных сетях поставок.
Yonghui Group
Доля рынка — 3,7 %.
Yonghui Group (永辉超市) — одна из самых больших торговых сетей Южного Китая. К концу 2017 г. Yonghui Group открыла 805 магазинов в 21 провинции общей площадью 5 252 500 кв. метров. Доходы компании за 2017 г. составили 58,6 млрд юаней ($8,2 млрд).
Компания активно сотрудничает с китайскими фермерами, благодаря чему славится поставками натуральных органических продуктов в свои супермаркеты. Так, в июле 2017 г. Yonghui Group инвестировала 9,3 млн юаней ($1,3 млн) в сельское хозяйство и животноводство Фуцзяня – родной провинции компании.
Carrefour China
Доля рынка — 3,1 %.
Вторая по количеству посетителей в мире после Walmart французская сеть супермаркетов Carrefour вышла на рынок материкового Китая в 1995 г. — до этого ритейлер уже открыл свои магазины в Гонконге и на Тайване.
Carrefour управляет 220 гипермаркетами и 39 магазинами быстрого обслуживания в КНР. Объем продаж компании в Китае за 2017 г. составил $5,2 млрд.
В мае 2018 г. в Шанхае открылся магазин нового формата Carrefour Le Marche, представляющий собой умный магазин с французским акцентом, ориентированный на кейтеринг, свежие импортные продукты. Магазин будет обустроен множеством цифровых инноваций (автоматические кассы, оплата с помощью распознавания лиц и пр.) при поддержке китайского технологического гиганта Tencent.
Bailian Group
Доля рынка — 2,6 %.
Основанная в 2003 г., шанхайская компания Bailian Group (百联集团) владеет 6000 торговыми точками в более чем 200 городах Поднебесной, начиная крупными гипермаркетами и заканчивая небольшими магазинами. Капитал компании в прошлом году составил 80 млрд юаней ($11,2 млрд).
Сеть специализируется на товарах общего потребления, медицинских препаратах и электронике. Такое расширение сфер деятельности Bailian Group объясняется последовательным приобретением крупнейших китайских компаний: Friendship Group Co., Lianhua Supermarket Co. (супермаркеты), Material Trading Center Co., No. 1 Pharmacy Co. (медицина) и Fudan Microelectronics (электроника).
В 2017 г. Alibaba приобрел 18 % акций Bailian Group, тем самым став вторым по величине акционером компании. Вместе с лидером китайской e-коммерции Bailian Group будет развивать онлайн-сегмент китайского рынка розничной торговли.
WSL Group
Доля рынка — 2 %.
WSL Group (武商联集团) — крупнейшая сеть супермаркетов в центральной провинции Хубэй, основанная еще в 1959 г.
Сеть WSL Group представлена 20 универмагами, 264 крупными супермаркетами, 527 средними и малыми супермаркетами и 106 магазинами бытовой техники.
Капитал WSL Group в 2017 г. составил 52,1 млрд юаней ($7,3 млрд). В магазинах сети работает более 60 тыс. сотрудников.
WSL Group имеет ряд совместных предприятий в Гонконге, Малайзии и других странах ЮВА.
WuMart Group
Доля рынка — 1,8 %.
WuMart (物美; пер. с кит. «качественные продукты») — самая крупная сеть супермаркетов в Пекине, Тяньцзине и провинции Хэбэй (север Китая — окружает Пекин). Основанная в 1994 г., WuMart является одной из самых старых торговых сетей Китая.
WuMart имеет более 1000 магазинов в Восточном и Северо-Западном Китае. За 2017 г. сеть открыла 103 магазина в северо-восточном регионе и начала движение на Юг КНР.
Капитал WuMart за прошлый год — более 50 млрд юаней ($7 млрд).
Средняя площадь каждого супермаркета WuMart — 6000 кв. метров. В последние годы WuMart стал развивать малый и средний формат магазинов площадью менее 2500 кв. метров.
SPAR China
Доля рынка — 1,6 %.
За последние 14 лет в Китае открылось 408 супермаркетов SPAR. Общая площадь всех китайских отделений SPAR — 1,1 млн кв. метров, что занимает 15 % глобальной зоны продаж торговой сети.
Средняя площадь каждого супермаркета SPAR в КНР — 2,672 кв. метров. В 2017 г. продажи SPAR China составили более $2 млрд.
Для каждого мегаполиса и провинции в Китае SPAR открывает собственный магазин. Так, на просторах Поднебесной можно найти SPAR Sichuan (центральная провинция Сычуань), SPAR Shandong (восточная провинция Шаньдун), SPAR Beijing (Пекин), SPAR Shanghai (Шанхай) и т. д.
Кроме того, SPAR China экспериментирует с форматами магазинов и открывает специализированные отделения в китайских городах. Например, в 2017 г. SPAR Hebei (провинция Хэбэй) открыл свой первый премиальный супермаркет в Китае, ориентированные на более дорогие и эксклюзивные товары.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Читайте также:
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?