Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кризис в головах
В условиях кризиса люди надеются на премьер-министра Путина и президента Медведева. Их деятельность по преодолению кризиса одобряют большинство россиян, хотя этот показатель и ниже, чем их рейтинг в целом. Деятельность по преодолению кризиса других государственных институтов – Госдумы, губернаторов, местных властей – россияне преимущественно не одобряют. Антикризисные же действия руководителей предприятий, на которых в ноябре–декабре прошлого года прошла волна сокращений, увольнений и урезания зарплаты, одобряется российскими гражданами 50:50. Эти и другие довольно неожиданные показатели политических, социальных, потребительских и некоторых других настроений россиян на рубеже 2008–2009 годов присутствуют в социологическом исследовании Международного института маркетинговых и социальных исследований ГфК-Русь, с согласия руководителя которого результаты опроса впервые публикуются.*
Доходы и расходы
Ежемесячный доход на душу населения неуклонно рос начиная с 2000 года. В ценах 2001 года, то есть без учета инфляции, среднедушевой доход вырос с 1200 руб. в месяц в 1999 году до 8000 руб. в мае 2008 года. В номинальном выражении среднедушевой доход составил в мае 2008 года 15 300 руб. Таким образом, с послекризисного 1999 года чистый душевой доход вырос почти в семь раз, а номинальный – в 13 раз.
Кризис 2008 года пока не принес существенных изменений в доходах населения. Напротив, среднедушевой доход в декабре 2008 года вырос по сравнению с маем и составил 16 тыс. руб. в месяц, правда, здесь не учтена инфляция.
Начиная с 2001 года менялась и структура совокупного дохода семьи. Зарплата всегда составляла наибольшую долю совокупного дохода, но в 2001 году она равнялась 63%, а в мае 2008 года – 73%. В декабре 2008 года доля зарплаты в совокупном доходе выросла еще на 1%. В то же время доля социальных выплат в совокупном доходе (пенсии, алименты, пособия) постоянно снижалась – с 31% в 2001 году до 20% в мае 2008 года, в декабре 2008 года доля социальных пособий снизилась еще на 1%. Таким образом, тенденция увеличения веса зарплаты в совокупном доходе и снижения доли социальных пособий сохранилась и в условиях кризиса, так же как и тенденция роста доходов.
Структура расходов населения тоже претерпела за прошедшие годы значительные изменения, которые коснулись главным образом расходов на питание и на жилье и коммунальные услуги. Если доля первых в расходах населения постоянно падает, то доля вторых – постоянно растет. Так, в 2001 году доля расходов на питание составляла 56%, в мае 2008 года – 46%, а в декабре 2008 года – 42%. Заметим, что страны, где доля расходов населения на питание превышает 50%, считаются недостаточно развитыми. Таким образом, мы вышли из этой зоны в 2005 году, когда доля затрат на питание у нас составила 48%.
Доля расходов на жилье и коммунальные услуги выросла у нас с 11% в 2001 году до 19% в 2007 году и несколько опустилась в мае и декабре 2008 года (17%) (см. рис. 1).
Рис. 1
Занятость
Доля работающего населения выросла с 55% в 2001 году до 61% в мае 2008 года и 63% в декабре 2008 года. Немного уменьшилась доля пенсионеров, увеличилась доля домохозяек и учащихся. До мая 2008 года постоянно снижалась доля безработных, которая в декабре выросла на 1%. Правда, это значение лежит в пределах ошибки выборки.
Таким образом, по основным реальным показателям, таким как доходы, расходы, занятость, кризис пока объективно не затронул основную массу населения нашей страны, чего нельзя сказать о субъективных показателях, таких как оценка своего материального положения, отношение к покупкам, сбережениям, потребительские настроения и ожидания от будущего.
Рис. 2
Потребительские настроения
На протяжении всех 2000-х годов потребительские настроения россиян неуклонно улучшались. Если в 2001 году 18% россиян отмечали, что их материальное положение за последние 12 месяцев улучшилось, а 31% – ухудшилось, то в мае 2008 года уже 26% заявляли первое, а 21% – второе. Ситуация резко изменилась в декабре 2008 года. Только 13% респондентов заявили, что их материальное положение улучшилось, а 29% – ухудшилось. Таким образом, по оценке своего материального положения за несколько месяцев кризиса мы вернулись в 2001 год.
Еще хуже обстоит дело с ожиданиями от будущего. С 2001 по 2007 год постоянно росли позитивные ожидания изменения своего материального положения. В мае 2008 года этот рост приостановился, а в декабре 2008 года произошел обвал надежд. Так, в 2001 году 20% ожидали улучшения своего материального положения, в 2007 году – 28%, в мае 2008-го – 27%, а в декабре 2008 года – только 11%. Соответственно ухудшения своего материального положения ожидали в 2001-м – 17%, в 2007 году – 11%, в мае 2008 – года – 14%, а декабре 2008 года уже 33%. Таких показателей не было с 1998 года (см. рис. 2).
Рис. 3
В соответствии с перечисленными показателями в декабре 2008 года резко упал сводный индекс потребительского настроения. Если в 2001 году он составлял 92 пункта, то есть находился в отрицательной зоне (меньше 100 пунктов), в мае 2008 года поднялся до 116 пунктов, то в декабре 2008 года упал до 85, ниже, чем в 2001 году. Отметим, что уже в мае 2008 года индекс потребительских настроений в Москве значительно снизился в отличие от всей России.
Таким образом, если объективные показатели потребительского поведения пока не сильно или вообще не затронуты влиянием кризиса, то субъективное отношение к происходящему свидетельствует о другом. Все индексы потребительских настроений не просто ухудшились, а рухнули. Это не может не сказаться на реальной экономике.
Социальные настроения
В исследовании измерялись не только потребительские, но и социальные настроения россиян, связанные с общей оценкой своего социального самочувствия, удовлетворенностью уходящим годом и надеждами на будущее.
Респондентам задавался вопрос, хорошим или плохим был уходящий год для них самих, их семьи и страны в целом, а также ожидают ли они больше хорошего или больше плохого в будущем году.
Социальные настроения россиян, измеряемые с 1995 года, были самыми низкими в 1998 году, когда уходящий год признали хорошим для себя и своей семьи 20% респондентов, а плохим – 39%. После этого уровень социальных настроений быстро рос из года в год. В 2007-м уходящий год уже считали хорошим 58%, а плохим – только 10% населения.
Социальные настроения в декабре 2008 года претерпели серьезные изменения по сравнению с предыдущими годами. Оценка уходящего года для себя и своей семьи оказалась достаточно высокой, только чуть ниже уровня 2007 года – 54% посчитали год хорошим, а 12% – плохим. Этот показатель соответствует уровню 2006 года.
В то же время оценки положения в стране, а также ожидания от 2009 года драматично упали. Так, для страны в целом уходящий год посчитали хорошим 36%, а плохим – 18%, в то время как в 2007 году соответственно 53 и 9%. По этому показателю мы вернулись на уровень 2003 года.
Еще ниже ожидания от будущего года. Для себя и своей семьи ждут больше хорошего – 58%, плохого – 11%. В прошлом году этот показатель был равен соответственно 78 и 5%. Здесь мы вернулись в 2002 год.
Для страны в целом в 2009 году хорошего ждет 46%, а больше плохого – 16%. В прошлом году соответственно 71 и 5%. По этому показателю мы тоже попадаем в 2002 год.
Нельзя сказать, что показатели социальных настроений достигли какого-то критического минимума, как это было в 1998-м, однако тенденция постоянного улучшения социального самочувствия населения однозначно прервалась.
Рис. 4
Кризисное поведение
Несмотря на приведенные выше объективные данные о сохраняющихся уровнях доходов и безработицы, три четверти населения России считает, что кризис уже наступил. Еще 18% – что кризис будет в следующем году (см. рис. 4).
В то же время две трети респондентов считают, что лично их кризис еще не коснулся. У 14% начали задерживать зарплату, 9% – сократили зарплату и 3% – сократили на работе. Остальные показатели кризиса получили десятые доли процента.
Большинству респондентов (87%) не приходилось сталкиваться с отсутствием тех или иных товаров повседневного спроса в магазинах. Только 9% указали на отсутствие отдельных продуктов.
В то же время подавляющее большинство населения считает, что в условиях кризиса цены на все виды товаров и услуг повысятся, особенно на продукты (86% респондентов). Снизятся покупки одежды и обуви в крупных торговых центрах и гипермаркетах.
Что касается финансового поведения в условиях кризиса, то самая большая доля респондентов (26%) говорит, что не будет предпринимать ничего, так как в финансовом смысле кризис ее не касается. 24% населения собирается хранить свои сбережения дома. Еще 9% собирается забрать деньги со счета в банке, правда, 11% собирается положить или оставить деньги на счету в банке. Значительная часть населения (19%) собирается приобрести недвижимость, 9% – обменять рубли на валюту, столько же – купить крупную бытовую технику, а 7% – купить драгоценности. 7% планирует досрочно выплатить кредит, 6% – купить впрок продуктов, пока они не подорожали, а 4% – одежду и обувь. Такова в целом финансовая стратегия на период кризиса (см. рис. 5).
Большая часть населения (61%) считает, что в условиях кризиса будет невыгодно делать покупки в кредит. При этом 7% респондентов заявляют, что они планировали взять кредит, но из-за кризиса придется отказаться. В то же время 6%, несмотря на кризис, планируют брать кредит.
Ожидание кризиса сказалось на планировании крупных покупок, в частности автомобиля. Еще в мае 16% респондентов заявили о намерении приобрести автомобиль в ближайшие два года. В декабре 2008 года их доля снизилась больше чем вдвое – до 7%.
В числе тех, кто собирается купить автомобиль, значительно увеличилась доля планирующих купить подержанный отечественный автомобиль и изменилась доля тех, кто планирует новый отечественный автомобиль. Доля планирующих купить иномарку не изменилась.
Доверие к структурам власти
56% опрошенных полагают, что кризис продлится один-два года, 36% полагают, что три-четыре года. Так или иначе, подавляющее большинство населения считает, что кризис будет иметь длительный характер.
В наибольшей степени россияне одобряют действия по преодолению кризиса со стороны премьер-министра Путина (54%), президента Медведева (49%) и правительства РФ (31%). Правда, эти показатели несколько ниже, чем показатели доверия Путину и Медведеву в целом.
Россияне, скорее, не одобряют действия по преодолению кризиса со стороны лидеров партий, Госдумы, региональных властей.
Слегка положительный баланс у руководителей предприятий, где респонденты работают. 22% одобряют и 21% не одобряют их действия по преодолению кризиса (см. рис. 3).
Привычки потребления
За годы исследований привычки и стили потребления россиян претерпели значительные изменения. Направления этих изменений – в сторону цивилизованного потребления. Все больше внимания уделяется сервису, формату магазина, качеству товара. Все больше людей осуществляют закупки на автомобиле. Расположение магазина, ассортимент, наличие парковки, возможности рассчитываться кредитной карточкой приобретают все большее значение.
Кризис не внес значительных изменений в потребительские привычки россиян, которые складывались на протяжении достаточно продолжительного времени. Можно отметить лишь отдельные изменения потребительского поведения, совпавшие с началом кризиса. Так, в декабре 2008 года по сравнению с маем значительно уменьшилось число людей, интересующихся приобретением товаров в интернете. Несколько увеличилась рациональность покупок. Еще увеличилось стремление покупать проверенные марки. Вновь увеличилось значение цены товара. Меньше людей отмечают, что они чаще покупают импортные товары.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что кризис не привел к существенному изменению потребительских привычек населения. Те тенденции, которые отмечены в последние 6–8 лет, продолжают действовать. Так же как и объективные показатели потребительского климата – доходы, расходы, занятость, – привычки потребления пока не попали под влияние кризисных явлений в отличие от умонастроений, о чем говорилось выше.
Итак, две трети населения в декабре 2008 года отметили, что кризис их не затронул. 26% почувствовали кризис на себе в форме задержки или сокращения зарплаты (23%), либо сокращений на работе (3%).
По объективным показателям потребительского климата, таким как доходы, расходы, их структура, занятость, кризис действительно не затронул основную массу населения нашей страны. Основные тенденции развития потребительского поведения пока сохраняются. Усиливается ориентация на сервис, престижные и брендовые товары, комфортные условия в местах посещений, спортивный образ жизни, здоровое питание. Российский потребитель остается хорошо ориентированным, требовательным, достаточно инновативным и рационально-эмоциональным.
Кризис не очень затронул финансовое поведение основной массы граждан. Относительно самая большая группа респондентов заявляют, что в смысле финансового поведения кризис их не касается. Большинство полагают, что в условиях кризиса будет невыгодно осуществлять покупки в кредит, некоторые планируют покупки впрок, обмен рубля на валюту.
Пока подавляющему большинству респондентов не приходилось сталкиваться с проявлением кризиса в торговле, отсутствием тех или иных предметов повседневного спроса в магазинах.
Надежды и устремления
В то же время кризис сильно повлиял на потребительские и социальные настроения россиян. Индекс потребительских настроений с мая по декабрь 2008 года упал на 31 пункт и вернулся на уровень конца 90-х.
Несмотря на отсутствие явных объективных причин в декабре 2008 года, россияне считали, что за последние 12 месяцев их материальное положение ухудшилось, тогда как еще в мае 2008 года они считали, что оно улучшилось.
Такие же пессимистические оценки даются экономической ситуации в стране, тогда как в мае 2008 года они были вполне оптимистичны.
Взгляд в будущее также резко изменился за этот короткий период со знака плюс на знак минус. Подавляющее большинство населения считает, что кризис будет иметь затяжной характер.
В декабре 2008 года россияне снизили свои планы на покупку крупных вещей, например автомобилей. Среди тех, кто все же собирается купить автомобиль, явно выражены предпочтения более дешевых марок. Многие респонденты заявляют, что намерены отказаться от магазинов нового формата – гипермаркетов, супермаркетов и дискаунтеров и вернуться в традиционные места покупки – универсамы, универмаги, небольшие магазины у дома.
В декабре 2008 года резко ухудшились социальные настроения в обществе. Если 2008 год для себя и своей семьи оценивается еще неплохо, то оценки ушедшего года для страны в целом весьма низкие. Еще хуже по сравнению с 2007 годом ожидания от будущего 2009 года как для себя, так и для страны в целом.
Таким образом, исследование свидетельствует о том, что в декабре 2008 года кризис объективно еще не захватил подавляющее большинство населения нашей страны. В то же время он уже вовсю бушует в головах. Потребительские настроения резко упали, а это так или иначе повлечет за собой реальные экономические последствия.
* ГфК-Русь более 10 лет ведет мониторинг потребительского поведения и настроений граждан в России. Ежегодно по этой тематике проводится всероссийский репрезентативный опрос населения в 160 городских и сельских населенных пунктах. Объем выборки – 2200 респондентов (ошибка выборки составляет 2,4%). В 2008 году опрос проводился дважды – в мае и декабре, с тем чтобы посмотреть, как кризис повлиял на экономическое положение граждан, их социальные и потребительские настроения.
Опубликовано в Независимой Газете от 20.01.2009 Оригинал: /bitrix/rk.php?goto=http://www.ng.ru/ng_politics/2009-01-20/14_crisis.html |
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?