Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кризис федеральной сотовой розницы спровоцировал развитие местных сетей
"Дивизион" лидирует
К числу факторов, которые в наибольшей мере повлияли на развитие сотовой розницы в прошлом году, эксперты относят сокращение потребительского спроса на фоне общего замедления в экономике и завершения роста проникновения сотовой связи, уход с рынка нескольких крупных игроков ("Диксис", "Цифроград") и переход "Евросети" под контроль сотового оператора "ВымпелКом".
По оценке Дмитрия Колотилина, директора алтайской сети салонов связи "Всем GSM!" (также развивает салоны под брэндами "Диксис", "Цифроград", Nokia, "МТС", "Мегафон", "Билайн"), на сегодняшний день лидирующие позиции в сегменте сотового ритейла в крае занимает сеть "Дивизион". Ее по схеме франчайзинга развивает группа компаний "Салоны связи". Доля сети "Дивизион" составляет порядка 30%. Далее следуют "Евросеть" — около 25%, сеть салонов "Всем GSM!" — 15%, "РТК" ("дочка" "МТС", развивающая розницу) — порядка 8%, "Связной" — 7%. Оставшиеся 15% делят между собой более мелкие локальные фирмы.
"На развитие регионального рынка в большей мере повлияли уход федеральных игроков и как следствие — сокращение количества салонов, что позволило нивелировать падение продаж на оставшиеся торговые точки, — говорит г-н Колотилин. — Наша компания за 2009 год выросла более чем на 50% как по количеству салонов, так и по общей выручке. Также связываю рост собственной розницы и региональных игроков с прекращением отношений между компаниями "МТС" и "Евросеть", что привело к распределению абонентов данного оператора (оплата услуг связи и подключение абонентов. — Прим. "ВД") между остальными ритейлерами. Подобную динамику мы планируем сохранить и в 2010 году. С января мы открыли три магазина. Рост регионального рынка в целом я прогнозирую на уровне 10%".
Однако, по словам индивидуального предпринимателя Виктора Николаева (салоны "Центр связи"), у большинства компаний на рынке сотовой розницы в крае в прошлом году наблюдалось падение продаж.
В "Евросети" и "Дивизионе" от каких-либо комментариев воздержались.
Спрос на дешевое
Средняя стоимость проданного телефона в российской рознице, по данным исследования "Евросети", в 2009 году составила 4 990 рублей, что на 4% ниже показателя 2008 года. По мере падения реальных доходов населения увеличивался спрос на бюджетный сегмент сотовых телефонов. Производители увеличили поставки недорогих моделей. Доля телефонов с розничной стоимостью менее 2 тыс. рублей выросла в штучном измерении с 24% в начале года до 41–42% в четвертом квартале. "В нашей сети средняя стоимость проданного телефона в 2009 году составила 4 357 рублей, — говорит Дмитрий Колотилин. — Каков этот показатель в Алтайском крае, мне неизвестно, но полагаю, что он находится в пределах нашей цифры. Изменений спроса на модели разных ценовых сегментов мы не наблюдали, в 2010 году ожидаем незначительное увеличение средней стоимости продаваемых телефонов".
По словам индивидуального предпринимателя Юрия Выходцева (салон связи Centr-GSM), в его магазине в прошлом году вырос спрос на телефоны стоимостью до 3,5 тыс. рублей. А Виктор Николаев отметил увеличение продаж моделей по цене около 1 тыс. рублей.
Прорыв LG
Среди вендоров одним из лидеров российского рынка по-прежнему остается Nokia, которая сделала акцент на бюджетный сегмент и увеличила свою долю в российском сотовом ритейле (см. инфографику). Доля Samsung выросла почти на 10% за счет снижения средней розничной стоимости телефона на 15%. Прорывом года, по версии "Евросети", можно считать компанию LG, которая сумела в два раза увеличить долю в количественных продажах и средний ценник розничных продаж на 7–8%. Sony Ericsson потеряла более 10% рынка. При этом компания предложила несколько дорогих новинок и показала максимальный рост средней стоимости продаж — более чем на 15%.
Федеральные цифры соотносятся с данными по Алтайскому краю, предоставленными региональной компанией. "Наиболее популярными вендорами традиционно были Nokia и Samsung. На них пришлось соответственно 47% и 34% продаж в денежном выражении, — говорит Дмитрий Колотилин. — Sony Ericsson удержалась на третьей позиции с 8,5%. Ее почти догнал корейский производитель LG — 7,5%. На остальных вендоров пришлось порядка 3%.
Синергия брэнда
В прошлом году развивалась и розница сотовых операторов. Об увеличении числа их салонов связи за счет сетей дилеров и собственных торговых точек сообщили "МТС" (увеличение в три раза) и "МегаФон" (более 30 новых салонов за год). Новые магазины под брэндом "Билайн" тоже открывались в 2009 году. "Достоинства монобрэндовой модели сотовой розницы состоят в более точном управлении спросом и предложением. А также в синергии с операторским брэндом, который сильнее любого российского розничного брэнда", — говорит Павел Зенков, коммерческий директор филиала "МТС" в Алтайском крае.
Дмитрий Колотилин заявил, что уверен в увеличении собственных монобрэндовых салонов операторов "МТС" и "МегаФон". И именно поэтому он не намерен проводить ребрэндинг магазинов, которые ранее работали по франшизе с обанкротившимися "Диксисом" и "Цифроградом".
"Многие сходятся в том, что в ближайшие два-три года мы будем наблюдать рост операторской розницы и судьба независимого ритейла достаточно туманна, — говорит он. — В этих условиях ребрэндинг мультибрэндовой розницы будет выглядеть полным безумием и неадекватным мероприятием, поэтому мы ничего такого в ближайшее время не планируем. Вместе с тем часть салонов и мы открыли под брэндами операторов — "МТС", "МегаФон" (по пять салонов) и "Билайн".
Справка
Самым продаваемым телефоном в Сибири в 2009 году стал Samsung GT-E1070 - модель эконом-сегмента.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.