Декоративное изображение
7 548

Поделиться

Кредитование: глубже в сети

Рынок электронной торговли в России растет стремительными темпами. Российские интернет-продавцы еще по итогам 2011 года наторговали на 350—420 млрд руб. (без учета туристического сегмента и рынка скидочных купонов). На долю топ-100 интернет-магазинов в совокупности пришлось 27—40% всего рынка. Объем продаж на российском рынке в 2012 году увеличился до 12 млрд долл., составив 1,9% от 670 млрд долл., приходящихся на офлайн-розницу.

По сравнению с другими крупными рынками проникновение электронного ритейла в России пока еще слабо: к примеру, США и Великобритания достигли 2-процентного проникновения онлайн-торговли еще в 2003 и 2005 годах соответственно, а в Китае и Бразилии уже сегодня этот показатель оценивается в 5%. Факторы, сдерживающие развитие интернет-коммерции в России, — это низкое проникновение широкополосного доступа, меньший уровень семейных доходов, слабое использование банковских карт для покупок, недоверие к онлайн-платежам и качеству продукции, а также проблемная почтовая инфраструктура.

Но покупать в Интернете становится все проще, а зачастую и дешевле. В 2012 году обороты интернет-эквайринга выросли до 6 млрд долл. В 2011 году его объемы были 3,5 млрд долл. (По оценкам участников рынка, весь эквайринговый рынок составляет порядка 38—40 млрд долл.)

Рост спроса на онлайн-шопинг не оставил без внимания банки и другие финансовые организации, которые стали заключать соглашения с интернет-магазинами и предлагать их посетителям кредиты онлайн. По данным крупного интернет-ритейлера Enter, 10% интернет-магазинов, зарегистрированных в Москве, имеют услугу «купи в кредит». По данным ТКС-банка, социальный портрет заемщика интернет-магазина — это в основном мужчины (70%), возраст клиента в среднем 31 год, средний доход — около 40 тыс. руб., более 40% имеют высшее образование, 37% состоят в браке. ТКС-банк, всегда специализировавшийся только на кредитных картах, одним из первых начал выдавать кредиты на приобретение товаров в интернет-магазинах. В отличие от сегмента кредитных карт, где конкуренция высока, рынок кредитования на покупку товаров в интернет-магазинах лишь формируется, что дает неограниченные возможности для роста.

Если посмотреть на ставки по такого рода кредитам на рынке, то рублевый кредит под 35—70% годовых выглядит, прямо сказать, не самым симпатичным предложением. Тем не менее на рынке онлайн-кредитования такое считается в порядке вещей, а сам рынок при этом не то чтобы стремительно, но растет.

Появляются на рынке «интернет-товаров в кредит» и свои стартапы, работающие по модели кредитных брокеров. Вадим Курин и Грегори Беренштейн, бывшие совладельцы интернет-провайдера NetByNet, приобретенного в прошлом году «МегаФоном» за 270 млн долл., инвестировали в прошлом году в сервис онлайн-кредитования «Все в кредит». Клиенты интернет-магазинов, разместивших модуль «Все в кредит», при выборе опции «оплата в кредит» должны будут заполнить онлайн-анкету. В течение часа ее рассматривают банки — партнеры сервиса, в случае одобрения кредитный менеджер приезжает к клиенту для подписания договора. Этот сервис уже успел встроиться в «1С-Битрикс» — крупнейший в России конструктор для создания сайтов. Теперь любой интернет-магазин, построенный на платформе «1С-Битрикс», может продавать товары в кредит с помощью специального веб-приложения. Запустился и еще один сервис взаимного кредитования, «Вдолг.ру», по выдаче займов в интернет-магазинах.

Вслед за розничными банками и онлайн-стартапами кредитованием в интернет-магазинах занялись и микрофинансовые организации, и первой такой сервис предоставила компания «Домашние деньги».

В первом квартале 2013 года «Почта России» собирается кредитовать в онлайн-покупки в интернет-магазинах.

Будущее сервисов по потребительскому кредитованию онлайн как в России, так и в мире лежит в области построения систем скоринга, основанных на big data (не только данные из банков и кредитных бюро, но и социальные графы из социальных сетей и т.д.). Недавно проект kreditech.com — облачный сервис по предоставлению автоматического скоринга клиента на основании расширенной big data — получил 4 млн долл. инвестиций от Bloomberg Capital. Еще один драйвер роста, в т.ч. самого сектора онлайн-торговли, а не только потребительского онлайн-кредитования, — развитие онлайн-эквайринга. В январе 2013 года paymill.com — воспитанники инкубатора Rocket Internet, конкуренты stripe.com, это сервис по онлайн-эквайрингу для интернет-магазинов через открытый API, — получил 10 млн евро дополнительных инвестиций под развитие.

Александр Железняк, председатель правления финансовой группы «Лайф» RBC Daily

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами