По состоянию на 13 апреля число зараженных коронавирусом нового типа в мире превысило 1,696 млн человек. На первом месте по числу зараженных США, там 557,5 тыс. заразившихся. За США по числу подтвержденных случаев заражения вирусом следуют: Испания – 166,8 тыс., Италия – 156,3 тыс., Франция – 133,6 тыс., Германия – 127,8 тыс. В Китае зарегистрировано 83,13 тыс. заболевших. В России на данный момент зафиксировано 18 328 случаев заражения.
Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Коронавирус против ритейла
От вспыхнувшего в Китае коронавируса в итоге залихорадило всю планету. В ООН подсчитали, что потери мировой экономики, связанные со вспышкой заболевания могут составить в 2020 году около $2 трлн, темпы роста китайской экономики могут замедлиться с 6% до 4,9%. Ну, а что же китайский ритейл? Как он выживает в условиях борьбы с вирусом? И что из китайского сценария можно взять на заметку ритейлерам в России?
Mongkolchon Akesin/shutterstock
Планы отменяются
Еще в 2019 г. множество авторитетных западных изданий и экономистов сходились во мнении, что в 2020 г. Китай впервые сможет обогнать США и стать крупнейшим в мире розничным рынком. Действительно, по итогам 2019 г. объем розничных продаж в Поднебесной вырос на 8% и составил $5,9 трлн – тем самым китайцы забрали пальму первенства у США, где объем розничных продаж достиг только $5,4 трлн.
И ничего не предвещало беды, даже замедляющиеся темпы экономики не грозили Китаю сокращением розничного сегмента. Однако в январе весь мир поразила новость о вспышке в китайском городе Ухань пневмонии, вызванной новым типом коронавируса.
Вирус ударил по Китаю в один из самых прибыльных для национальной экономики периодов – в дни празднования Китайского Нового года (в этом году отмечали 25 января) – когда все щедро тратятся на подарки к празднику, а в страну возвращаются китайцы, пребывающие за границей.
Около месяца – с конца января по конец февраля – китайцы со всех концов страны были вынуждены максимально ограничить любые передвижения. Ухань и десятки городов провинции Хубэй, в которых проживает больше 30 млн человек, были закрыты на карантин (всего в провинции Хубэй 60 млн жителей). Естественно, закрытие городов и ограничение поездок по всей стране сильно ударили по китайской экономике, включая сектор розничной торговли. В Китае временно закрылись сотни магазинов, супермаркетов и торговых центров, а жители ограничили себя в покупках.
Стоит отметить, что не столько вирус затормозил китайскую экономику, а Китай самостоятельно остановил свою экономику для эффективной борьбы с вирусом.
Еще на пресс-конференции ВОЗ 12 февраля в Женеве глава организации Тедрос Гебреисус передал журналистам слова представителя Великобритании, который назвал действия Китая героическими, «потому что, когда вы закрываете такой город и провинцию, вы несете серьезнейшие экономические последствия».
Пустующий торговый центр в Гонконге. Источник: qizai00/shutterstock
Запрет на распродажи и резкое повышение цен
6 февраля Министерство коммерции и Национальная комиссия здравоохранения КНР опубликовали «Руководство розничным продавцам и предприятиям общественного питания по осуществлению профилактических мер в условиях распространения коронавируса нового типа». Руководство содержит ряд требования к администрации и персоналу розничных магазинов, кафе и ресторанов. Вот основные.
-
Если сотрудник контактировал с заразившимися или находился в районе, где была зафиксирована вспышка, его нельзя допускать на рабочее место.
-
Необходимо вести учет работников и осуществлять постоянное наблюдение за их состоянием – ежедневно измерять температуру, контролировать, чтобы работники постоянно мыли руки и носили медицинские маски. Если температура сотрудника превышает 37,5°C, или у него были замечены иные симптомы, его нельзя допускать на рабочее место.
-
При доставке товаров клиенту работники должны дезинфицировать товар, а онлайн-ритейлеры обязаны как можно скорее внедрять стандарты «бесконтактной доставки» (подробнее о ней дальше).
-
Необходимо сотрудничать с местными органами здравоохранения и сообщать о замеченных случаях нарушения условий карантина.
-
Если торговая точка или ресторан расположены в районах/ регионах, где крайне тяжелая эпидемиологическая ситуация (например, в Ухане), то компании должны получить специальное разрешение у регулирующих органов, прежде чем вести какую-либо деятельность.
-
До официального прекращения режима карантина необходимо приостановить любые масштабные рекламные мероприятия, акции, распродажи и т. д.
-
Запрещено резкое повышение цен на любые категории товаров.
-
Рекомендуется содействовать оплате кредитной картой и различными мобильными способами оплаты.
Город Чэнду в Китае. У посетителей рынка измеряют температуру на входе. Источник: ZorroGabriel/shutterstock
Кто пострадал, а кому выгоден коронавирус?
Как же повлиял и продолжает влиять коронавирус на китайскую розницу? Так как все силы страны направлены на борьбу с эпидемией, точных данных о количестве закрытых магазинов и объемах розничных продаж за последние два месяца китайские аналитики рынка пока не публиковали. Об уже известных тенденциях в китайском ритейле рассказал Центр розничных исследований Link Shop (联商网), который даже предоставил несколько занимательных цифр.
Универмаги «впадают в спячку»
Среди всех розничных форматов тяжелее всего в Китае пришлось универмагам. Если продуктовые магазины, супермаркеты и магазины «у дома» еще пользовались спросом даже во время наиболее активного распространения вируса, так как люди банально нуждались в продуктах питания, то универмаги, как и в целом любые непродовольственные магазины, сильнее всего ощутили размах эпидемии.
По оценке Link Shop, с 25 января по конец февраля большинство универмагов в материковом Китае – Jiuguang (久光百货), Parkson (百盛), Beijing Hualian (北京华联) и др. – были временно закрыты. Учитывая и так самые низкие среди всех форматов темпы роста, которые у универмагов в первом квартале 2019 г. составляли всего 0,9%, а по итогам прошлого года достигли 1,4%, ожидается, что в первом квартале 2020 года этот показатель впервые уйдет в минус.
Без новых ТЦ
Неутешительные новости ждут и торговые центры. Как подсчитали аналитики Link Shop, в январе 2020 г. в Китае открылось всего 26 новых ТЦ, что составляет минимальный показатель за последние 6 лет. В годовом выражении спад составил 35%. А в феврале новые ТЦ в Поднебесной и вовсе не открывались.
Резко снизился и поток покупателей, из-за чего владельцы ТЦ по всей стране начали объявлять о понижении арендной платы. На сегодняшний известно по крайней мере о 6000 тысячах ТЦ, владельцы которых официально понизили арендные ставки. Ожидается, что из-за таких арендных послаблений китайские ТЦ потеряют в сумме около 10 млрд юаней ($1,4 млрд). Также отмечается, что в снижении арендных ставок замешано и правительство, которое оказывает поддержку розничным компаниям и снижает ставки по кредитам для ритейлеров.
Закрытые магазины на торговой улице в китайском городе Сучжоу. Источник: tao xi/shuotterstock
Продукты уходят в онлайн
Самое большое и, как не парадоксально, положительное влияние коронавирус оказал на e-grocery . Объясняется это новыми временными особенностями потребительского поведения китайцев в условиях карантина. Вынужденные не покидать свои дома, люди обратились к сервисам доставки продуктов.
Стоит отметить, что все крупные и средние онлайн-ритейлеры, включая компании e-grocery, выполнили требование правительства и внедрили стандарты «бесконтактной доставки» товаров. Выглядит это так: клиент оплачивает заказ при оформлении доставки, курьер оставляет заказ в заранее обговоренном месте и звонит клиенту, после чего покидает место доставки, а клиент забирает товар.
К заказу ритейлеры прикладывают специальную карточку, на которой указана температура тела всех людей, которые участвовали в упаковке и доставке товара (в случае доставки еды из ресторанов – температуру поваров), а также информация о дезинфекционных мерах, которые проводит склад, магазин или ресторан, откуда привезли заказ.
В первую неделю после Китайского Нового года популярный сервис доставки продуктов Miss Fresh (每日优鲜) в 4 раза увеличил количество онлайн-заказов на продукты в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. За этот период компания продала 40 млн товаров из категории продуктов питания. Наибольшим спросом пользовались яйца, овощи и мясо.
О резком росте онлайн-продаж сообщил и сервис Dada (达达) – проект лидера китайской электронной коммерции JD. Продажи свежих продуктов Dada увеличились на 215%, за 10 дней после 25 января компания продала более 15 тыс. тонн продуктов питания.
Не растерялись в новых условиях супермаркеты и гипермаркеты. Так, например, крупнейший в стране розничный оператор Sun Art Retail Group (高鑫零售), управляющий 486 гипермаркетами по всему Китаю, закрыл 4 февраля – в разгар эпидемии – 80% своих торговых точек, однако на прибыль компании это значительно не повлияло. Закрытие гипермаркетов компенсировала собственная служба доставки онлайн-заказов, которая работала через мобильное приложение и социальную сеть WeChat. Ожидается, что в первом квартале 2020 г. благодаря росту онлайн продаж их доля в Sun Art Retail Group составит 25% от всех розничных продаж против 15% в 2019 г.
Успехами в онлайн-торговле может похвастаться и другой популярный китайский ритейлер Yonghui Group (永辉超市), управляющий более 800 супермаркетами в стране. За первые 10 дней после Китайского Нового года фактический объем транзакций компании увеличился на 465%, а онлайн-продажи возросли на 600% в годовом исчислении.
Несмотря на такой успех, онлайн-торговля в Китае сталкивается с рядом трудностей, вызванной коронавирусом.
Практически всем ритейлерам не хватает курьеров, так как часть из них неизбежно остается на карантине, а часть требует большей платы за риск заражения.
Кроме того, в закрытых городах типа Уханя заблокированы многие трассы и дорожные участки, из-за чего доставить продукты даже на малогабаритных мопедах порой составляет для курьеров большую сложность.
Обложка Times с заголовком «Китайское испытание». Источник: Zety Akhzar/shutterstock
Последствия для мирового ритейла
Не менее ощутимым коронавирус оказался и для иностранных ритейлеров, ведущих бизнес в Китае. Речь идет о международных европейских и американских торговых сетях, вынужденных закрыть в начале февраля все или большинство своих магазинов на период наиболее агрессивного распространения вируса.Наиболее сильно кризис ощутили сети ресторанов. Список таких компаний можно перечислять бесконечно, начиная от Apple, IKEA, Adidas, H&M и заканчивая Starbucks, McDonald's, KFC.
Однако еще больше большую угрозу создало для иностранных компаний закрытие китайских производств. «Мировая фабрика» продлила новогодние каникулы до конца февраля, и зарубежный бизнес, управляющий заводами на территории КНР, был вынужден ожидать улучшения ситуации.
В прошлом месяце более 400 зарубежных компаний в отчетах о доходах за первый квартал текущего года указали, что быстро распространяющийся коронавирус в Китае может негативно повлиять на финансовые результаты.
В то же время главный иностранный игрок на китайском продуктовом рынке – Walmart – в отличие от Apple и McDonald's, значительного замедления своего роста не ожидает. Такое спокойствие компании, управляющей более 500 супермаркетами в Китае, объясняется долей в службе доставки продуктов Dada. Проект JD является главным доставщиком продукции Walmart в Китае, и, как было сказано, рост его продаж в феврале очень впечатляет.
Интересный комментарий о влиянии коронавируса на американский ритейл дал бывший генеральный директор сети универмагов Macy’s Терри Лундгрен. По его мнению, американская розница чересчур сильно зависит от Китая. Так, например, «около 90% всей обуви стоимостью менее 100$ в американских магазинах поступает из Китая».
Последствия коронавируса для России
Российский рынок быстро ощутил последствия эпидемии с сокращением поставок китайской продукции. Преимущественно это касается непродовольственного сектора – одежды и электроники. Так, еще в середине февраля заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что России придется искать замену Китаю в легкой промышленности. В числе альтернатив он в первую очередь упомянул Южную Корею и другие страны Азии, Турцию, Италию. В связи с активным распространением вируса в Италии и Корее эти страны выпадают из списка В. Евтухова, как, вероятно, и Турция – из-за резкого охлаждения отношений между нашими странами.
Задерживаются также поставки смартфонов, гаджетов и другой электроники из Китая в Россию. Благодаря довольно большим запасам произведенной в Китае электроники, о которых сообщили российские ритейлеры – «М.Видео—Эльдорадо», «Связной» и др. – вероятнее ждать ее дефицита не стоит.
С продуктовым сектором дела обстоят проще. Хотя в первые недели эпидемии в розничных магазинах Дальнего Востока ощущался дефицит ряда продуктов из-за довольно большого товарооборота с Китаем, вскоре эта проблема была решена. По оценке GfK, совокупная доля продаж китайских товаров в сегменте упакованных товаров FMCG составляет 0,2% рынка.
Не самое позитивное будущее российско-китайского товарооборота описал в начале февраля генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. По его мнению, на 2020 г. Китай потерял статус стабильного и надежного поставщика товаров, предприниматели активно будут искать новых поставщиков продукции в Индии, Пакистане, Малайзии и других странах.
Однако, если учитывать нынешнюю тенденцию распространения коронавируса по всему миру, существует вероятность, что регионы Южной и Юго-Восточной Азии также охватит эпидемия. А это значит, что искать альтернативы Китаю станет гораздо сложнее, а при активном распространении болезни, этот фактор уже не будет играть ключевую роль в вопросе торговых поставок.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?