Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Конец сетевого диктата
Новая расстановка сил
Сегодня мы наблюдаем общее падение потребительского спроса в среднем на 30%. Кроме того, идет переключение покупателей с товаров «премиум» сегмента на «мидл», а с «мидл» – на «эконом». То есть, спрос сконцентрирован на действительно необходимых для жизни товарах. И такая тенденция, по моим оценкам, сохранится на ближайшие два года. Надо заметить, что падение спроса, а также прошедший и продолжающийся ряд банкротств розничных сетей не скажется, по крайней мере, заметно, на общем количестве сетевых магазинов – более-менее ликвидные активы будут куплены другими игроками. Зато в результате волны слияний-поглощений общее количество розничных операторов (сетей) сократится в четыре раза. Инвестировать в ритейл сегодня весьма выгодно. При этом сразу подчеркну, не открывать новые магазины с долгосрочной перспективой, а покупать готовые, которые сейчас могут уступить с большим дисконтом. Другое дело, что свободных денег на такие приобретения практически ни у кого нет, зато они есть у государства. Если рассмотреть продовольственный ритейл, то здесь обанкротившиеся сети супермаркетов будут скуплены наиболее крупными игроками, получившими государственные кредиты. Соответственно, на ближайшие годы структура продовольственной сетевой розницы станет олигополической – на рынке будут представлены примерно четыре крупные сети. Теоретически, в этой ситуации розничные операторы могут договориться об удержании высоких цен, однако на практике этого не произойдет. Хотя бы потому, что не допустит Федеральная антимонопольная служба. Скорее наоборот, укрупнение сетей супермаркетов позволит им, при необходимости, конкурировать с гипермаркетами. Сейчас цены в гипермаркетах, Auchan или Metro, в среднем на 20% ниже, чем в сетевых магазинах в спальных районах. Основная причина – мощные закупочные возможности сетей гипермаркетов. Соответственно, консолидировав в результате поглощения сотни магазинов, сети супермаркетов получат возможность производить закупки большими объемами по тем же ценам, что и гипермаркеты.
Стенд-бай форматов
Что касается развития новых перспективных форматов, то здесь, по моим прогнозам, в ближайшее годы ожидается затишье. На Западе наряду с супер- и гипермаркетами вполне успешно сосуществуют сети «магазинов у дома». У нас подобный формат пытался внедрить Мосмарт, открыв, около 80 небольших магазинов (площадью порядка 300 кв. м) в спальных районах. Сеть обанкротилась по банальной причине – ее мощности не хватило для того, чтобы закупать по ценам конкурирующих сетей. Несмотря на то, что сама по себе идея «магазинов у дома» хорошая, сегодня вряд ли у кого-то найдутся средства, чтобы создать в этом формате конкурентно способную сеть. Теперь другой весьма интересный и перспективный формат «доставки на дом». Теоретически, такие сети доставки как «Утконос» не имеют ряда статей расхода, присущих обычным магазинам. Например, явная экономия на аренде, на торговом персонале, оборудовании и так далее. Все это, по идее, должно позволить успешно конкурировать с торговыми сетями и активно развиваться. В принципе, все это правильно, но… не для России, по крайней мере, сегодняшней. Согласно мировой статистике, доля заказов покупок в интернете с доставкой в технологически развитых странах, таких как Япония и Малайзия, составляет до 93% всего объема потребления. Там покупки в интернете – неотъемлемая часть жизни. В России же в целом, без учета Москвы, согласно исследованиям, всего лишь 2% потребителей готово покупать через интернет. И причина не только в недостаточных возможностях доступа к интернету в регионах. Основная причина в ментальности – так исторически сложилось, что наши люди боятся покупать товары, которые не могут пощупать и тут же оценить их потребительские свойства. Это серьезный психологический барьер. И если до последнего времени все большее число покупателей этот барьер преодолевало, то сегодня кризис, фактически, отбросил страну на несколько лет назад, в том числе и в плане ментальности. Сейчас, в условиях экономии потребитель пытается максимально снизить риски для себя, максимально эффективно потратить каждый рубль. А это, чисто психологически, можно сделать только тогда, когда ты лично выбираешь товар и уверен, что он обладает ожидаемыми потребительскими свойствами. Кроме того, наблюдается естественное снижение занятости, соответственно, время стоит недорого и его можно потратить на личный поход в магазин. И это, кстати, не прогноз, а объективная реальность – уже сегодня отмечается рост посещения Auchan и Metro в будние дни. Сейчас доля «Утконоса» от продаж продуктов в Москве составляет совсем незаметную величину, однозначно не превышающую 1%. Да, этот формат будет развиваться, но какую-то весомую долю, 10-15% он получит не раньше 2015 года.
Под лозунгом «Повысим эффективность!»
На прошедшей недавно конференции ритейлеров 2009-2010 годы названы периодом повышения эффективности сетей. Действительно, раньше усилий для привлечения покупателей прикладывать практически не требовалось – достаточно было лишь выставлять товар на полки. Сейчас сети будут вынуждены реально бороться за эффективность, то есть такие показатели как оборачиваемость товара, отдача с квадратного метра, средний чек, коэффициент конверсии (процент посетителей, ставших покупателями). Тем более что, несмотря на кризис, покупатель по-прежнему, помимо цены и ассортимента, обращает внимание на качество обслуживания. Однако, хотя главы крупных сетей и заявляют, что будут делать упор на сервис, кардинальных улучшений уровня обслуживания покупатели не увидят, по крайней мере, ближайшие два года. Основная проблема – затраты на персонал. Например, сети формата Metro и Auchan могут эффективно существовать, только если доля оплаты труда в обороте не превышает 2,5, максимум 3%. Для каждого формата эта цифра своя, но вполне конкретная, и превзойти ее означает ввергнуть себя в убытки. С учетом сегодняшнего падения оборота в рознице, зарплаты персонала также снизились. Сегодня текучка обслуживающего персонала в сетевых магазинах составляет порядка 200% в год. И вряд ли в ближайшее время что-то изменится.
Избавление от болезней
Итак, свершилось – впервые за всю новейшую историю российского бизнеса поставщики розничных сетей начинают диктовать свои условия. Проблемы с ликвидностью повлекли за собой не только банкротства сетей, но и массовое разорение поставщиков. Какие-то компании были поглощены конкурентами. В итоге оптовиков стало значительно меньше. Сегодняшняя ситуация такова, что на рынке представлено всего несколько крупных поставщиков по каждому направлению. Это относится как к продовольственным, так и к непродовольственным товарам. Выжившие крупные поставщики жестко отказались сотрудничать с сетями на прежних условиях. И если раньше сети «выкручивали руки» партнерам, то теперь им самим деваться некуда. Соответственно, в новых реалиях наблюдается смягчение условий по срокам поставок (отказ от штрафов за каждый день просрочки и тому подобное), уменьшен срок возврата денег за поставленный товар (в среднем, с 60 дней раньше до 30 дней сейчас). Но самое главное, поставщикам удалось поднять свои цены для сетей. На самом деле, пока новые принципы взаимодействия только устанавливаются. И, по моим прогнозам, к концу 2009 года условия сотрудничества поставщиков и сетей, по сравнению с докризисным периодом, изменятся кардинально. И наконец, одна из основных и до последнего момента неизлечимых болезней российского ритейла – взятки за вход в сеть. Об этом, кстати, я рассказывал в интервью E-xecutive осенью 2008 года и высказал надежду, что в кризис что-то может измениться. Так и происходит. Службы экономической безопасности и службы мониторинга закупок сетей ужесточают контроль. А кроме того, в условиях, когда альтернатив хорошему поставщику нет, – уже не до взяток. Это не значит, что от них избавились сразу и полностью, однако намечена тенденция.
Андрей Ященко
E-xecutive
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?