Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кому помогли санкции?
В сентябре 2014 года произошло снижение импорта групп товаров, попавших под эмбарго (Таблица 2). Так, например, импорт мяса и пищевых мясных субпродуктов снизился по отношению к сентябрю 2013 года на 42% в стоимостном выражении и на 55% в натуральном. По отношению к августу 2014 года данные показатели снизились на 34% и 36% соответственно. Более чем на 50% снизился объем импорта овощей – с 94,25 млн $ в сентябре 2014 года до 43,78 млн $ в сентябре 2013 года. Импорт фруктов и орехов снизился на треть по отношению к сентябрю 2013 года и на 15% в стоимостном выражении и 14% в натуральном выражении по отношению к августу 2014 года.
Таблица 2 – Изменение объемов экспорта в сентябре 2014 года
Группа товаров |
Сентябрь 2013 |
Август 2013 |
Сентябрь 2014 |
Изменение 09.2014/09.2013 |
Изменение 09.2014/08.2014 |
|||||
млн $ |
тыс. тонн |
млн $ |
тыс. тонн |
млн $ |
тыс. тонн |
в $ выраж. |
в натур. выраж. |
в $ выраж. |
в натур. выраж. |
|
мясо и пищевые мясные субпродукты |
596,47 |
198,40 |
520,11 |
139,97 |
345,84 |
89,10 |
-42% |
-55% |
-34% |
-36% |
рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные |
224,91 |
76,60 |
154,36 |
53,66 |
167,09 |
51,76 |
-26% |
-32% |
8% |
-4% |
молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные |
396,69 |
117,65 |
211,05 |
69,03 |
39,99 |
7,80 |
-90% |
-93% |
-81% |
-89% |
овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды |
94,25 |
104,32 |
51,96 |
61,70 |
43,78 |
48,50 |
-54% |
-54% |
-16% |
-21% |
съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь |
366,20 |
364,56 |
303,74 |
295,91 |
257,80 |
254,30 |
-30% |
-30% |
-15% |
-14% |
Источник: по данным ФТС
Согласно данным ФТС, объем импорта товаров, попавших под эмбарго, снизился, что дает возможность роста для отечественных производителей. Однако не все так просто. Во-первых, российские ритейлеры не спешат переключиться на товары отечественного производства, а ищут новых поставщиков из-за рубежа. К тому же строятся логистические цепочки таким образом, что попавшие под запрет продукты все равно доставляются в Россию. По данным представителей розничных сетей, большая доля запрещенных продуктов приходит к нам из Белоруссии.
Во-вторых, отечественные производители не могут в одночасье увеличить свои мощности, так как для этого им нужны дополнительные земли и средства. Для того, чтобы отечественные производители смогли выйти на мощности, обеспечивающие весь внутренний спрос, должно пройти как минимум 2-3 года. К тому же есть проблемы с вкусовыми предпочтениями потребителей, которые отечественные производители также пока не могут удовлетворить.
В-третьих, продовольственное эмбарго было введено только на год и отечественные производители опасаются, что оно может быть отменено, поэтому и не спешат вкладывать средства в развитие, чтобы в итоге не разориться.
Что об эмбарго думают потребители
Портал Retail.ruопросил своих читателей на предмет того, поддерживают ли они инициативы российских властей по введению продуктового эмбарго или нет. И вот какие результаты получились. 46% из опрошенных поддерживают введение продовольственного эмбарго, и считают, что данная инициатива позволит увеличить на прилавках количество продуктов отечественного производства, а также позволит возродить российское сельское хозяйство. 29%, напротив, негативно относятся к запрещению ввоза некоторых импортных продуктов, так как считают, что многие из них невозможно заменить отечественными аналогами. Четверть респондентов пока не имеют однозначного мнения по поводу введения торгового эмбарго.
Теперь посмотрим, что по поводу увеличения цен нам говорит Росстат. По данным статистической службы, в сентябре индекс потребительских цен на продовольственные товары составил 101%. В третьем квартале 2014 года по отношению ко второму кварталу 2014 года цены на продовольственные товары выросли на 0,7%, а по отношению к декабрю 2013 года – на 8,4%.
При этом цены на мясо и птицу в сентябре 2014 года выросли на 2,9% по отношению к августу 2014 года, на 17,1% по отношению к декабрю 2013 года и на 16,8% по отношению к сентябрю 2013 года.
Рыба и морепродукты в сентябре относительно августовских цен подорожали на 1,9%. По отношению к декабрю 2013 года рост составил 10,7%, а по отношению к сентябрю 2013 года – 14,1%.
Стоимость молока и молочных продуктов за сентябрь выросла на 0,8%, однако относительно декабря 2013 года цены выросли на 10,1%, относительно сентября 2013 года – на 16,2%.
Цены на плодоовощную продукцию в сентябре снизились на 1,2% по отношению к августу, и на 3,2% по отношению к декабрю 2013 года. Однако по отношению к сентябрю 2013 года цены выросли на 6,1%.
Таблица 1 – Изменение цен на некоторые виды продуктов питания в сентябре 2014 года
Товар |
Изменение цен по отношению к августу 2014 |
Изменение цен по отношению к декабрю 2013 года |
Изменение цен по отношению к сентябрю 2013 года |
Мясо и птица |
+2,9% |
+17,1% |
+16,8% |
Рыба и морепродукты |
+1,9% |
+10,7% |
+14,1% |
Молоко и молочные продукты |
+0,8% |
+10,1% |
+16,2% |
Плодоовощная продукция |
-1,2% |
-3,2% |
+6,1% |
Источник: по данным Росстат
Эксперты уверены, что рост цен продолжится в ближайшем будущем, однако он будет более плавным. Сейчас рост цен обусловлен тем, что розничные сети забирают оставшуюся на складах продукцию и ищут новых поставщиков. К новогодним праздникам будет наблюдаться традиционное увеличение цен как минимум на 10-15%.
На данный момент можно сказать, что пока от продовольственного эмбарго мы видим только рост цен. Однако, если государство реализует грамотную поддержку отечественного производителя, может быть действительно будет возможно поднять сельское хозяйство, а между тем повысить продовольственную безопасность страны и снизить зависимость от импорта.
Маргарита Гвоздева, специально для Retail.ru
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.