Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Коммерческий сегмент фармрынка 2021: перемены на игровом поле
В трудном 2020 году фармацевтическая индустрия, как и большинство других отраслей экономики, пережила ряд потрясений: введение обязательной маркировки лекарств, изменение в налогообложении аптек, ажиотажный спрос и дефицит лекарств.
Есть устоявшееся мнение, что пандемия стала дополнительным толчком для развития этой отрасли во всем мире. Однако для российской фармацевтики все не так однозначно. 2021 год, по прогнозам экспертов, будет для фармы не менее сложным: пандемия продолжается, экономическая ситуация пока далека от стабильной, в стадии обсуждения находится несколько важных законопроектов, от которых зависит будущее отрасли.
О том, к каким вызовам готовиться участникам этого рынка, как своевременно реагировать на них и превращать в точки роста, рассказывает глава евразийского бизнес-подразделения фармацевтической компании «Босналек» Валентина Бучнева.
Падение продаж аптек и рост онлайн
Фармацевтический бизнес всегда считался одним из самых стабильных и рентабельных, несмотря на свою технологичность и высокую затратность. Но события 2020 года не прошли для него бесследно. По данным экспертов, выручка российских аптечных сетей в первом квартале снизилась на 12%. Особенно заметным было падение в марте, когда выручка аптек упала до 118 млрд рублей. Для сравнения: в марте 2020-го, когда была объявлена пандемия коронавируса, аптечные сети продали лекарств на сумму почти 160 млрд рублей.
Такое серьезное падение связано, во-первых, с тем, что доходы россиян уменьшились, люди стали экономить на лекарствах.
Во-вторых, год назад, во время первой волны пандемии, многие сделали большие запасы лекарственных препаратов и сейчас используют именно их. Третьей причиной падения продаж эксперты называют активное развитие онлайн-торговли безрецептурными препаратами, толчок которому дала также пандемия. У аптек, продающих лекарства через интернет, выручка заметно увеличилась. У «Сбер Еаптеки» объем реализации подрос на 67%, у «Здравсити» – на 131%.
Фото: UfaBizPhoto/shutterstock
Обострение конкуренции среди производителей
Интересно наблюдать за тем, как меняется рейтинг компаний-производителей, лидирующих по объемам продаж на коммерческом рынке лекарств. Долгое время передовые позиции удерживал немецкий производитель Bayer. В январе 2021 года его впервые вытеснила с первого места российская компания «Отисифарм». Ее продажи по сравнению с январем 2020 года выросли на 42,7%, доля на рынке увеличилась на 1,2% и в январе составила 4,6%.
Однако уже в апреле 2021-го топ-10 выглядел иначе. Корпорация Bayer вернула себе лидерство, а «Отисифарм» переместилась на пятую строчку рейтинга. При этом объем реализации компании-лидера за месяц, с марта по апрель, сократился на 7,7%. Отрицательную динамику показали девять из десяти ведущих брендов фирмы.
На втором месте рейтинга оказался производитель Novartis. Его объемы реализации снизились на 8,8%. Такое же падение продемонстрировала и Stada, которая заняла третью позицию в десятке ведущих компаний – производителей лекарственных препаратов.
Впрочем, уже в мае несколько фармпроизводителей продемонстрировали высокие темпы роста по объему продаж в натуральном выражении. Среди зарубежных компаний самые хорошие показатели у балканских производителей Jadran (103% к маю 2020 года) и Bosnalijek (67%), а также у итальянской Recordati (65%).
Среди отечественных фармацевтических компаний лидирует «Белфарм» (372%). На втором месте – АО «Усолье-Сибирский химфармзавод» – (80%), на третьем – «Гротекс» (33%).
По мнению экспертов, в случае восстановления потребительской активности быстрее всего продажи будут расти у тех производителей, которые годами вкладывались в развитие своего бренда.
Фото: Ovchinnikova Irina/shutterstock
Кризис аптек-дискаунтеров
Еще одно явление, которое мы сейчас наблюдаем на аптечном рынке, – кризис ведущей экономической модели – аптек-дискаунтеров. В первую очередь он вызван отменой режима ЕНВД и, как следствие, серьезным увеличением налоговой нагрузки и расходов.
Модели ценообразования практически во всех аптеках пришли к единообразию, и значительной разницы в цене, которая мотивировала потребителя предпочесть дискаунтер, просто не стало.
Другой причиной кризиса модели аптек-дискаунтеров стало развитие сегмента e-commerce. Часто товары, которые предлагают интернет-агрегаторы лекарственных препаратов, стоят дешевле, при этом их ассортимент намного шире, чем у дискаунтеров.
В 2021 году формат дистанционной продажи лекарств продолжит развиваться. Разрешение на это недавно получила «Почта России». Аптечная витрина появится также на «AliExpress Россия». С декабря 2021 года онлайн-торговлей лекарствами займется компания X5 Retail Group.
Новые аптеки начнут открываться в отделениях «Сбербанка». Руководство банка обещает, что аптечные организации будут арендовать помещения на очень льготных условиях, благодаря чему они смогут предлагать товары по низким ценам. Это сделает их более доступными для потребителей.
Маркировка и контроль государства
Пандемия коронавируса не единственная причина непростой ситуации, которая наблюдается сегодня на российском фармацевтическом рынке. Проблем добавило требование обязательной маркировки всех выпускаемых лекарственных средств, которое вступило в силу с 1 июля 2020 года.
Изначально производители лекарств с позитивом восприняли появление системы мониторинга движения лекарственных препаратов (СМДЛП). Ожидалось, что она позволит контролировать движение препарата на каждом этапе, защитит покупателя от некачественной и контрафактной продукции и исключит многократные перепродажи товара. В итоге фарма может стать одним из самых «здоровых» и прозрачных сегментов российской экономики.
К сожалению, на первоначальном этапе реализации проекта появились проблемы. При регистрации движения товара в системе возникли технические сбои. Из-за этого аптеки не могли передать информацию в систему: она висела и выдавала ошибки. По этой причине в аптечных сетях образовался дефицит некоторых лекарственных препаратов, что в условиях второй волны пандемии коронавируса оказалось критично.
Ситуация стабилизировалась в ноябре 2020 года, когда было подписано постановление, упрощающее порядок работы с системой мониторинга движения лекарственных препаратов.
Однако, по мнению представителей отрасли, надежды на повышение прозрачности пока не оправдались: доступа к информации о движении товара у рынка пока нет.
Еще пример оперативного реагирования государства на возникшие трудности: в марте 2020 года в Россию разрешили ввозить несколько жизненно важных препаратов, которые не были у нас зарегистрированы. Государство взяло на себя контроль за ценами на лекарственные препараты и медицинские изделия, что в условиях чрезвычайной ситуации было оправданно.
Фото: Anton Veselov/shutterstock
Второй не лишний
Повышенное внимание государства к себе участники фармацевтической отрасли будут чувствовать и дальше. В стадии обсуждения находится несколько важных законопроектов, которые будут определять развитие фармы в ближайшие несколько лет.
Одна из таких инициатив касается регулирования работы аптечных сетей, которые значительно монополизируют рынок лекарственных препаратов.
Если закон примут, доля присутствия одной сети в каком-либо населенном пункте не сможет превышать 20% рынка. По идее, это поможет избежать историй, когда один участник активно присутствует в интересном с коммерческой точки зрения месте. Цель проекта – переключить внимание компаний на удаленные населенные пункты. Очевидно, что этот закон серьезно изменит рынок, особенно розничный. Какие при этом могут быть побочные эффекты, просчитать заранее трудно.
Кроме того, чтобы ослабить монопольное давление, депутаты Госдумы хотят ограничить размер бонусных выплат для аптек пятью процентами.
В то же время некоторые государственные инициативы вызывают в фармсообществе тревогу. Речь, в частности, идет о законопроекте «второй лишний». Его авторы предлагают ограничить доступ к госзакупкам стратегически значимых препаратов тем компаниям, которые не имеют в России собственного полного цикла производства. Цель проекта – обеспечить независимость от импортных поставок. Но, по мнению экспертов, ограничение конкуренции может привести к дефициту препаратов в аптеках.
На днях представители семи крупных фармацевтических ассоциаций и сообществ направили в Правительство РФ письмо с призывом отказаться от принятия этого закона. Реакция кабмина на это послание пока неизвестна.
В то же время очевидно: зависимость российской фармы от импорта на данный момент очень высокая. Из-за рубежа в Россию ввозится до 80% фармацевтического сырья. Острый дефицит лекарств, который мы наблюдали в аптеках минувшей осенью, произошел в том числе по этой причине.
Поэтому постепенно нам необходимо переходить от иностранных препаратов к собственным разработкам и создавать внутри страны предприятия по производству лекарств полного цикла. Это позволит контролировать стоимость препаратов, повысит конкурентоспособность российских фармацевтических компаний и на отечественном, и на зарубежном рынке.
Определенные позитивные сдвиги есть. В России за прошедшие пять лет количество собственного сырья для изготовления медикаментов увеличилось на 60%, а число площадок-производителей – на 80%. Объем произведенных в нашей стране качественных дженериков все время увеличивается и будет продолжать расти: несколько крупных отечественных компаний объявили о старте в этом году новых проектов.
Мы прекрасно понимаем, что говорить о независимости российского фармрынка преждевременно, что соперничать с лидерами отрасли он пока не может. Но положительная динамика развития есть, и это не может не радовать.
Retail.ru
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.