E-commerce. Маркетплейсы
Крупные мировые ритейлеры
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Автоматизация на 1С
5 октября 2021, 11:23 40935 просмотров

Комиссионная торговля через маркетплейсы: особенности, преимущества и учет в «1С»

Все больше компаний и ИП от традиционных и интернет-магазинов переходят к дистанционным продажам товаров через маркетплейсы (Wildberries, Ozon, Lamoda, Goods.ru и др.) по договору комиссии. О том, что собой представляет этот вид торговли, зачем компаниям работать с маркетплейсами и как учитывать такие продажи в «1С:Бухгалтерии 8», эксперты фирмы «1С» рассказали порталу Buh.ru.

онлайн-торговля, маркетплейс, продавец, интернет-торговля

Фото: ImageFoto/shutterstock

Что такое маркетплейс?

Маркетплейс представляет собой интернет-ресурс для удаленного совершения сделок купли-продажи товаров и услуг. Действующее законодательство не расшифровывает данного понятия. Но в общих словах маркетплейс – это электронная торговая площадка, при помощи которой продавцы могут искать конечных покупателей, а покупатели – выбирать и приобретать понравившийся товар.

Вопреки распространенному мнению, маркетплейс – это не интернет-магазин, а посредник между магазином и конечным покупателем. Продаваемые на маркетплейсе товары ему не принадлежат. Они принадлежат конкретным магазинам, которые пользуются интернет-площадкой и сервисами маркетплейса для размещения информации о своих предлагаемых к продаже товарах, их продвижения и реализации. В отличии от тех же торговых агрегаторов, которые представляют собой онлайн-каталоги/электронные витрины товаров, маркетплейс позволяет не только выставить на витрину конкретный товар, предлагаемый к продаже, но и совершить сделку по продаже этого товара. Функционал маркетплейса поддерживает возможность дистанционной продажи и покупки любого представленного на нем товара, имеющегося в наличии у продавца.

Пример агрегатора – Price.ru. Пример маркетплейса – Ozon. Первый сервис самостоятельно не продает товары. На нем размещается информация о том или ином товаре, предлагаемом к продаже магазинами. При выборе товара сервис торгового агрегатора переводит покупателя на сайт самого магазина, где уже и совершается сделка купли-продажи. Маркетплейс же – это не просто дистанционная витрина для привлечения внимания покупателей к товарам, а полноценный торговый онлайн-сервис. Здесь можно не только разместить информацию о продукции, ее характеристиках и ценах, но и продать эту продукцию сразу покупателю.

Что такое комиссионная торговля?

Комиссионная торговля – это совершение сделок купли-продажи через посредника – так называемого комиссионера, с которым у продавца заключен договор комиссии. Легальное определение понятия «договор комиссии» приводится в ст. 990 ГК РФ. Здесь под ним понимается договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Применительно к комиссионной торговле через маркетплейс на стороне комиссионера, то есть посредника, выступает маркетплейс, а на стороне комитента (продавца) – конкретный магазин, предлагающий к продаже свои товары и услуги.

В сфере такой торговли права и обязанности по совершенным сделкам купли-продажи приобретает маркетплейс, причем даже тогда, когда магазин напрямую указан в сделке и вступает с покупателем в непосредственные отношения по исполнению этой сделки (на основании п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Договор комиссии может быть заключен с маркетплейсом как на определенный срок, так и без указания срока его действия. Такой договор может оговаривать ассортимент товаров, являющихся предметом комиссии, а может и умалчивать о данном условии. 

Существенное условие договора комиссии – величина платы, которую маркетплейс взимает с магазина за продажу и сопровождение его товаров через свой сервис. Магазин обязан уплачивать маркетплейсу как непосредственно комиссионное вознаграждение, так и дополнительное вознаграждение за то, что маркетплейс берет на себя обязательство (ручательство) за исполнение сделки покупателем (на основании ст. 991 ГК РФ). Как правило, величина комиссионной платы, взимаемой с магазина на разных маркетплейсах, может составлять от 5 до 35% от цены совершаемой сделки купли-продажи. Конкретная сумма комиссии зависит от категории продаваемых товаров. Так, самая маленькая комиссия (от 5 до 10%) взимается в отношении бытовой техники и другой популярной продукции, а самая значительная (25% и выше) – по сделкам купли-продажи разного рода ювелирных изделий, брендовой одежды и предметов роскоши.

Также маркетплейс может взимать с магазина отдельную плату за хранение товаров на своем складе и за их доставку покупателям. Такая плата зависит от объемов и сроков поставок, габаритности грузов и региона доставки.

По общему правилу маркетплейс не отвечает перед магазином за неисполнение покупателем сделки, заключенной с ним за счет магазина. Исключение составляют ситуации, когда маркетплейс не проявил необходимой осмотрительности в выборе покупателя либо письменно поручился за исполнение сделки (ст. 993 ГК РФ). При неисполнении покупателем сделки маркетплейс немедленно сообщает об этом магазину.

Плюсы торговли через маркетплейсы

Продажа товаров через тот или иной маркетплейс имеет ряд бесспорных плюсов и преимуществ не только по сравнению с традиционной офлайн-торговлей, но и с продажами товаров через интернет-магазин. К числу плюсов можно отнести следующие:

1. Охват широкой аудитории потенциальных покупателей

Обычный магазин не может похвастаться и тысячной долей популярности современных разрекламированных маркетплейсов, о которых не понаслышке знают без преувеличения все, кто пользуется интернетом или хотя бы смотрит ТВ-рекламу. Продавая через маркетплейс, магазин может быть уверен, что на его товар без проблем найдется покупатель.

2. Экономия на рекламе и продвижении товаров

Заключая договор с маркетплейсом, магазин оплачивает комиссионное вознаграждение за уже совершенные сделки купли-продажи, но при этом не тратится на рекламу своих товаров, за нее отвечает маркетплейс.

3. Удобство позиционирования и поиска нужного товара

Современные маркетплейсы предоставляют широчайший набор инструментов и сервисов как для наглядного размещения информации о товарах, так и для их поиска конечными потребителями. При помощи разного рода фильтров и дополнительных опций поиска потребитель быстро может найти нужный товар, устраивающий его как по техническим характеристикам (по стране-производителю, сопутствующим товарам, бренду и даже по цветовому оформлению), так и по цене.

4. Экономия на помещениях магазинов, складах, логистике и службе доставки

Торговля через маркетплейс может обходиться даже без наличия у продавца физического магазина и склада для хранения товаров. Товары продаются сервисами маркетплейса удаленным способом без задействования технических ресурсов продавца. То же самое касается и доставки товаров. Единственное, что требуется от продавца, – это доставить товар до склада маркетплейса, но по договоренности с последним (и за отдельную плату) товар может быть получен у самого продавца на его территории и доставлен покупателю маркетплейсом.

5. Юридическая и налоговая чистота сделок

Продажа товаров через маркетплейс по договору комиссии – абсолютно легальная и прозрачная схема продажи продукции, которая не вызовет никаких претензий ни со стороны покупателей, ни со стороны контролирующих органов, в том числе налоговой инспекции. Если маркетплейс продает конечному покупателю, то отсутствует и необходимость в перевыставлении счетов-фактур. Если товар приобретает организация/ИП, им предоставляется возможность получить сопутствующий налоговый вычет по НДС. Никаких налоговых оптимизаций и серых схем.

Как начать продавать на маркетплейсах?

Чтобы организации, ИП или самозанятому (с самозанятыми сейчас сотрудничают не все торговые площадки) начать продавать свои товары в режиме онлайн, для начала потребуется зарегистрироваться на сайте маркетплейса и создать там свой аккаунт. Маркетплейс при этом потребует от продавца предоставить ряд обязательных документов, а иногда и подключить электронный документооборот.

К числу документов, которые маркетплейсы запрашивают у продавцов, в частности, относятся:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица/ИП (ОГРН/ОГРНИП);
  • устав организации;
  • ИНН;
  • паспортные данные (для ИП и самозанятых);
  • сведения о сертификации товаров или отказные документы, подтверждающие, что номенклатура не подлежит обязательной сертификации.

Проверив предоставленные документы, маркетплейс предоставит продавцу для подписи договор комиссии, в котором будут оговорены конкретные условия продажи, оплаты и доставки товаров покупателям, а также величина комиссионного вознаграждения, выплачиваемого комиссионеру (маркетплейсу).

Подписав оферту и получив доступ к личному кабинету, продавец подготавливает и оформляет файлы с описанием, характеристиками, фотографиями товаров и их ценами. Эти файлы через личный кабинет продавца размещаются на страницах маркетплейса в соответствующих категориях товаров. После прохождения модерации (маркетплейс проверяет, не являются ли предложенные товары запрещенными или ограниченными в обороте, в том числе путем дистанционной продажи) файлы с товарами публикуются на маркетплейсе в свободном доступе и начинают участвовать в поиске, выдаче и продажах.

Конкретная схема продажи товаров и, соответственно, порядок работы бухгалтерии по таким сделкам зависят от содержания комиссионного договора с маркетплейсом и могут меняться в зависимости от ряда факторов, таких, например, как порядок доставки и способ оплаты товара. Но в целом она выглядит следующим образом.

Продавец формирует в своем личном кабинете на сайте маркетплейса транспортные накладные на поставку партии товаров на склад последнего, после чего товар силами продавца, третьих лиц или самого маркетплейса доставляется и отгружается на склад. Получив товар и проверив его, маркетплейс направляет продавцу акт приемки товара. С этого момента товар готов к продаже. Далее покупатель находит на маркетплейсе необходимый ему товар и делает заказ. Затем товар силами маркетплейса или третьей стороной (транспортной компанией или почтовой службой) отправляется непосредственно к покупателю или на указанный им при совершении покупки пункт выдачи. Получив товар, покупатель производит его оплату (оплата товара может быть совершена и в момент покупки – по выбору покупателя) на счет маркетплейса, получая от последнего кассовый чек. Далее из полученной за товар и его доставку денежной суммы маркетплейс как комиссионер вычитает полагающееся ему комиссионное вознаграждение и переводит оставшиеся после вычета комиссии деньги на счет продавца. После этого сделка считается совершенной.

Разумеется, деньги за проданные товары переводятся на счет продавца не по каждой отдельно взятой сделке купли-продажи, а по итогам отчетного периода, продолжительность которого составляет обычно 7–14 дней. По итогам отчетного периода маркетплейс формирует продавцу отчет о проданных товарах, полученных доходах и размере комиссионного вознаграждения. 

Как в «1С:Бухгалтерии 8» учитывать продажи через маркетплейс?

Учет операций по продаже и покупке товаров (услуг) через посредников в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 давно поддержан.

На практике комиссионная торговля осложняется требованием перевыставления комитентом счетов-фактур в адрес комиссионера (п. п. 1−2 (1) Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Но если комиссионер продает товары конечным покупателям, то порядок учета таких товаров значительно упрощается, причем как для продавца (комитента), так и для комиссионера. При реализации товаров физическим лицам комиссионеры не выставляют счета-фактуры и не ведут журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 7 ст. 168 НК РФ письма Минфина России от 06.04.2016 № 03-07-09/19563). Соответственно, у комитента отсутствует обязанность по перевыставлению счетов-фактур в адрес комиссионера.

Таким образом, учитывать продажу товаров в розницу через маркетплейс в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 совсем не сложно.

Настройки программы «1С:Бухгалтерии 8»

Чтобы начать вести учет продажи товаров через посредников, в программе необходимо включить соответствующую функциональность (раздел меню Главное − Настройки − Функциональность). На закладке «Комиссионная торговля» следует установить флаг «Продажа товаров или услуг через комиссионеров (агентов)», рис. 1.

01.jpeg

Рис. 1. Настройки функциональности для торговли через маркетплейс. Фото: «1С»

После выполненных настроек в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 станут доступны документы и операции, с помощью которых достаточно просто учитывать продажу товаров через комиссионера (в том числе через маркетплейс).

Чтобы в документах расчетов с маркетплейсом автоматически проставлялись требуемые счета, рекомендуется выполнить настройку счетов расчетов с контрагентом (раздел Справочники − Контрагенты − гиперссылка Счета расчетов с контрагентами). Например, в качестве счета расчетов с покупателями для маркетплейса можно указать счет расчетов 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами», чтобы учитывать такие расчеты обособленно от расчетов с обычными покупателями. 

Отправка товаров на склад маркетплейса

Отправка товаров на склад маркетплейса отражается документом «Реализация» с видом операции »Товары, услуги, комиссия» (раздел Продажи − Реализация (акты, накладные, УПД)), рис. 2.

02.jpeg

Рис. 2. Передача товаров на реализацию в маркетплейс. Фото: «1С»

В шапке документа следует указать дату передачи товаров в маркетплейс, договор с маркетплейсом, а также склад, откуда отпускаются товары.

Договор с маркетплейсом должен иметь вид «С комиссионером (агентом) на продажу». Если договором установлен фиксированный процент комиссионного вознаграждения, то его можно указать прямо в карточке договора (рис. 3). В этом случае комиссионное вознаграждение будет рассчитываться автоматически.

03.jpeg

Рис. 3. Карточка договора с маркетплейсом. Фото: «1С»

В табличной части документа на закладке «Товары» следует ввести информацию о товарах, переданных на реализацию (наименование, количество, цену, ставку НДС). Счета учета для товаров на складе (41.01) и для отгруженных товаров (45.01) устанавливаются автоматически.

Передача товара комитентом комиссионеру НДС не облагается, поскольку право собственности на товар к комиссионеру не переходит (п. 1 ст. 996 ГК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ). Счет-фактура при передаче товаров комитентом комиссионеру не составляется, поэтому в строке «Счет-фактура» отражается информация «Не требуется».

При проведении документа «Реализация» с видом операции «Товары, услуги, комиссия» формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 45.01 Кредит 41.01

- на себестоимость товаров, переданных на реализацию.

Отчет маркетплейса по проданным товарам

Отчет по проданным товарам, полученный от маркетплейса, в программе регистрируется документом «Отчет комиссионера (агента) о продажах» (раздел Продажи).

На закладке «Главное» отражаются основные показатели. Перед тем как заполнять разделы «Реализация» и «Возвраты», пользователь должен проверить заполнение способа расчета и размера вознаграждения, указать порядок учета расходов на вознаграждение, а также зарегистрировать счет-фактуру на комиссионное вознаграждение, полученную от маркетплейса (рис. 4).

04.jpeg

Рис. 4. Отчет комиссионера, закладка «Главное». Фото: «1С».

На закладке «Реализация» отражается информация о проданных через маркетплейс товарах (рис. 5).

В верхней таблице в качестве покупателя можно указать комиссионера (маркетплейс). Поля «Всего» и «НДС» заполняются автоматически по сведениям из нижней таблицы. Поскольку при реализации товаров физическим лицам маркетплейс счета-фактуры не составляет (соответственно, продавец товаров маркетплейсу счета-фактуры не перевыставляет), то поля «Счет-фактура», «Полученный от комиссионера» и «Выставленный комиссионеру» заполнять не нужно.

В нижней таблице «Товары» следует ввести сведения о реализованных товарах согласно отчету маркетплейса.

05.png

Рис. 5. Отчет комиссионера, закладка «Реализация». Фото: «1С»

На закладке «Возвраты» отражается информация о товарах, возвращенных покупателями.

Закладки «Денежные средства» и «Дополнительно» при торговле через маркетплейс, как правило, заполнять не требуется.

При проведении документа «Отчет комиссионера (агента) о продажах» формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 90.02.1 Кредит 45.01

- на себестоимость реализованных товаров;

Дебет 60.01 Кредит 76.09

- на общую сумму удержанного комиссионного вознаграждения;

Дебет 76.09 Кредит 90.01.1

- на сумму выручки от реализованных товаров с НДС;

Дебет 44.01 Кредит 60.01

- на стоимость услуг маркетплейса без НДС;

Дебет 90.03 Кредит 68.02

- на сумму НДС по реализованным товарам;

Дебет 19.04 Кредит 60.01

- на сумму НДС по комиссионному вознаграждению, предъявленную маркетплейсом.

Особенности формирования книги продаж

При реализации товаров физическим лицам (неплательщикам НДС) в книге продаж регистрируются первичные учетные документы или документы, содержащие суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (п. п. 1, 13 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Для формирования сводной суммарной справки по результатам розничных продаж товаров, в том числе через маркетплейс, необходимо сформировать документ «Сводная справка по розничным продажам» (раздел меню Продажи − Счета-фактуры выданные), рис. 5.

06.jpeg

Рис. 6. Сводная справка по розничным продажам. Фото: «1С».

При формировании сводной справки по розничным продажам необходимо по гиперссылке «Выбор», расположенной в строке «Документы-основания», перейти в форму списка документов-оснований и выбрать соответствующий документ «Отчет комиссионера (агента) о продажах» (можно выбрать несколько документов). Гиперссылка видоизменяется и принимает значение выбранного отчета (отчетов) комиссионера.

В справке автоматически проставляется код вида операции «26», который соответствует составлению продавцом документов, содержащих суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) при реализации товаров лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС (приложение к приказу ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@).

По кнопке «Сводная справка» можно перейти в печатную форму документа «Сводная справка по розничным продажам» (рис. 6).

07.jpeg

Рис. 7. Печать сводной справки. Фото: «1С»

Сводная суммарная справка по розничным продажам будет автоматически зарегистрирована в книге продаж за соответствующий квартал (раздел Отчеты − НДС).

Buh.ru 

Поделиться публикацией:
Источник: buh.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Комиссионная торговля через маркетплейсы: особенности, преимущества и учет в «1С»

Все больше компаний и ИП от традиционных и интернет-магазинов переходят к дистанционным продажам товаров через маркетплейсы (Wildberries, Ozon, Lamoda, Goods.ru и др.) по договору комиссии. О том, что собой представляет этот вид торговли, зачем компаниям работать с маркетплейсами и как учитывать такие продажи в «1С:Бухгалтерии 8», эксперты фирмы «1С» рассказали порталу Buh.ru.

онлайн-торговля, маркетплейс, продавец, интернет-торговля

Фото: ImageFoto/shutterstock

Что такое маркетплейс?

Маркетплейс представляет собой интернет-ресурс для удаленного совершения сделок купли-продажи товаров и услуг. Действующее законодательство не расшифровывает данного понятия. Но в общих словах маркетплейс – это электронная торговая площадка, при помощи которой продавцы могут искать конечных покупателей, а покупатели – выбирать и приобретать понравившийся товар.

Вопреки распространенному мнению, маркетплейс – это не интернет-магазин, а посредник между магазином и конечным покупателем. Продаваемые на маркетплейсе товары ему не принадлежат. Они принадлежат конкретным магазинам, которые пользуются интернет-площадкой и сервисами маркетплейса для размещения информации о своих предлагаемых к продаже товарах, их продвижения и реализации. В отличии от тех же торговых агрегаторов, которые представляют собой онлайн-каталоги/электронные витрины товаров, маркетплейс позволяет не только выставить на витрину конкретный товар, предлагаемый к продаже, но и совершить сделку по продаже этого товара. Функционал маркетплейса поддерживает возможность дистанционной продажи и покупки любого представленного на нем товара, имеющегося в наличии у продавца.

Пример агрегатора – Price.ru. Пример маркетплейса – Ozon. Первый сервис самостоятельно не продает товары. На нем размещается информация о том или ином товаре, предлагаемом к продаже магазинами. При выборе товара сервис торгового агрегатора переводит покупателя на сайт самого магазина, где уже и совершается сделка купли-продажи. Маркетплейс же – это не просто дистанционная витрина для привлечения внимания покупателей к товарам, а полноценный торговый онлайн-сервис. Здесь можно не только разместить информацию о продукции, ее характеристиках и ценах, но и продать эту продукцию сразу покупателю.

Что такое комиссионная торговля?

Комиссионная торговля – это совершение сделок купли-продажи через посредника – так называемого комиссионера, с которым у продавца заключен договор комиссии. Легальное определение понятия «договор комиссии» приводится в ст. 990 ГК РФ. Здесь под ним понимается договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Применительно к комиссионной торговле через маркетплейс на стороне комиссионера, то есть посредника, выступает маркетплейс, а на стороне комитента (продавца) – конкретный магазин, предлагающий к продаже свои товары и услуги.

В сфере такой торговли права и обязанности по совершенным сделкам купли-продажи приобретает маркетплейс, причем даже тогда, когда магазин напрямую указан в сделке и вступает с покупателем в непосредственные отношения по исполнению этой сделки (на основании п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Договор комиссии может быть заключен с маркетплейсом как на определенный срок, так и без указания срока его действия. Такой договор может оговаривать ассортимент товаров, являющихся предметом комиссии, а может и умалчивать о данном условии. 

Существенное условие договора комиссии – величина платы, которую маркетплейс взимает с магазина за продажу и сопровождение его товаров через свой сервис. Магазин обязан уплачивать маркетплейсу как непосредственно комиссионное вознаграждение, так и дополнительное вознаграждение за то, что маркетплейс берет на себя обязательство (ручательство) за исполнение сделки покупателем (на основании ст. 991 ГК РФ). Как правило, величина комиссионной платы, взимаемой с магазина на разных маркетплейсах, может составлять от 5 до 35% от цены совершаемой сделки купли-продажи. Конкретная сумма комиссии зависит от категории продаваемых товаров. Так, самая маленькая комиссия (от 5 до 10%) взимается в отношении бытовой техники и другой популярной продукции, а самая значительная (25% и выше) – по сделкам купли-продажи разного рода ювелирных изделий, брендовой одежды и предметов роскоши.

Также маркетплейс может взимать с магазина отдельную плату за хранение товаров на своем складе и за их доставку покупателям. Такая плата зависит от объемов и сроков поставок, габаритности грузов и региона доставки.

По общему правилу маркетплейс не отвечает перед магазином за неисполнение покупателем сделки, заключенной с ним за счет магазина. Исключение составляют ситуации, когда маркетплейс не проявил необходимой осмотрительности в выборе покупателя либо письменно поручился за исполнение сделки (ст. 993 ГК РФ). При неисполнении покупателем сделки маркетплейс немедленно сообщает об этом магазину.

Плюсы торговли через маркетплейсы

Продажа товаров через тот или иной маркетплейс имеет ряд бесспорных плюсов и преимуществ не только по сравнению с традиционной офлайн-торговлей, но и с продажами товаров через интернет-магазин. К числу плюсов можно отнести следующие:

1. Охват широкой аудитории потенциальных покупателей

Обычный магазин не может похвастаться и тысячной долей популярности современных разрекламированных маркетплейсов, о которых не понаслышке знают без преувеличения все, кто пользуется интернетом или хотя бы смотрит ТВ-рекламу. Продавая через маркетплейс, магазин может быть уверен, что на его товар без проблем найдется покупатель.

2. Экономия на рекламе и продвижении товаров

Заключая договор с маркетплейсом, магазин оплачивает комиссионное вознаграждение за уже совершенные сделки купли-продажи, но при этом не тратится на рекламу своих товаров, за нее отвечает маркетплейс.

3. Удобство позиционирования и поиска нужного товара

Современные маркетплейсы предоставляют широчайший набор инструментов и сервисов как для наглядного размещения информации о товарах, так и для их поиска конечными потребителями. При помощи разного рода фильтров и дополнительных опций поиска потребитель быстро может найти нужный товар, устраивающий его как по техническим характеристикам (по стране-производителю, сопутствующим товарам, бренду и даже по цветовому оформлению), так и по цене.

4. Экономия на помещениях магазинов, складах, логистике и службе доставки

Торговля через маркетплейс может обходиться даже без наличия у продавца физического магазина и склада для хранения товаров. Товары продаются сервисами маркетплейса удаленным способом без задействования технических ресурсов продавца. То же самое касается и доставки товаров. Единственное, что требуется от продавца, – это доставить товар до склада маркетплейса, но по договоренности с последним (и за отдельную плату) товар может быть получен у самого продавца на его территории и доставлен покупателю маркетплейсом.

5. Юридическая и налоговая чистота сделок

Продажа товаров через маркетплейс по договору комиссии – абсолютно легальная и прозрачная схема продажи продукции, которая не вызовет никаких претензий ни со стороны покупателей, ни со стороны контролирующих органов, в том числе налоговой инспекции. Если маркетплейс продает конечному покупателю, то отсутствует и необходимость в перевыставлении счетов-фактур. Если товар приобретает организация/ИП, им предоставляется возможность получить сопутствующий налоговый вычет по НДС. Никаких налоговых оптимизаций и серых схем.

Как начать продавать на маркетплейсах?

Чтобы организации, ИП или самозанятому (с самозанятыми сейчас сотрудничают не все торговые площадки) начать продавать свои товары в режиме онлайн, для начала потребуется зарегистрироваться на сайте маркетплейса и создать там свой аккаунт. Маркетплейс при этом потребует от продавца предоставить ряд обязательных документов, а иногда и подключить электронный документооборот.

К числу документов, которые маркетплейсы запрашивают у продавцов, в частности, относятся:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица/ИП (ОГРН/ОГРНИП);
  • устав организации;
  • ИНН;
  • паспортные данные (для ИП и самозанятых);
  • сведения о сертификации товаров или отказные документы, подтверждающие, что номенклатура не подлежит обязательной сертификации.

Проверив предоставленные документы, маркетплейс предоставит продавцу для подписи договор комиссии, в котором будут оговорены конкретные условия продажи, оплаты и доставки товаров покупателям, а также величина комиссионного вознаграждения, выплачиваемого комиссионеру (маркетплейсу).

Подписав оферту и получив доступ к личному кабинету, продавец подготавливает и оформляет файлы с описанием, характеристиками, фотографиями товаров и их ценами. Эти файлы через личный кабинет продавца размещаются на страницах маркетплейса в соответствующих категориях товаров. После прохождения модерации (маркетплейс проверяет, не являются ли предложенные товары запрещенными или ограниченными в обороте, в том числе путем дистанционной продажи) файлы с товарами публикуются на маркетплейсе в свободном доступе и начинают участвовать в поиске, выдаче и продажах.

Конкретная схема продажи товаров и, соответственно, порядок работы бухгалтерии по таким сделкам зависят от содержания комиссионного договора с маркетплейсом и могут меняться в зависимости от ряда факторов, таких, например, как порядок доставки и способ оплаты товара. Но в целом она выглядит следующим образом.

Продавец формирует в своем личном кабинете на сайте маркетплейса транспортные накладные на поставку партии товаров на склад последнего, после чего товар силами продавца, третьих лиц или самого маркетплейса доставляется и отгружается на склад. Получив товар и проверив его, маркетплейс направляет продавцу акт приемки товара. С этого момента товар готов к продаже. Далее покупатель находит на маркетплейсе необходимый ему товар и делает заказ. Затем товар силами маркетплейса или третьей стороной (транспортной компанией или почтовой службой) отправляется непосредственно к покупателю или на указанный им при совершении покупки пункт выдачи. Получив товар, покупатель производит его оплату (оплата товара может быть совершена и в момент покупки – по выбору покупателя) на счет маркетплейса, получая от последнего кассовый чек. Далее из полученной за товар и его доставку денежной суммы маркетплейс как комиссионер вычитает полагающееся ему комиссионное вознаграждение и переводит оставшиеся после вычета комиссии деньги на счет продавца. После этого сделка считается совершенной.

Разумеется, деньги за проданные товары переводятся на счет продавца не по каждой отдельно взятой сделке купли-продажи, а по итогам отчетного периода, продолжительность которого составляет обычно 7–14 дней. По итогам отчетного периода маркетплейс формирует продавцу отчет о проданных товарах, полученных доходах и размере комиссионного вознаграждения. 

Как в «1С:Бухгалтерии 8» учитывать продажи через маркетплейс?

Учет операций по продаже и покупке товаров (услуг) через посредников в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 давно поддержан.

На практике комиссионная торговля осложняется требованием перевыставления комитентом счетов-фактур в адрес комиссионера (п. п. 1−2 (1) Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Но если комиссионер продает товары конечным покупателям, то порядок учета таких товаров значительно упрощается, причем как для продавца (комитента), так и для комиссионера. При реализации товаров физическим лицам комиссионеры не выставляют счета-фактуры и не ведут журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 7 ст. 168 НК РФ письма Минфина России от 06.04.2016 № 03-07-09/19563). Соответственно, у комитента отсутствует обязанность по перевыставлению счетов-фактур в адрес комиссионера.

Таким образом, учитывать продажу товаров в розницу через маркетплейс в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 совсем не сложно.

Настройки программы «1С:Бухгалтерии 8»

Чтобы начать вести учет продажи товаров через посредников, в программе необходимо включить соответствующую функциональность (раздел меню Главное − Настройки − Функциональность). На закладке «Комиссионная торговля» следует установить флаг «Продажа товаров или услуг через комиссионеров (агентов)», рис. 1.

01.jpeg

Рис. 1. Настройки функциональности для торговли через маркетплейс. Фото: «1С»

После выполненных настроек в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 станут доступны документы и операции, с помощью которых достаточно просто учитывать продажу товаров через комиссионера (в том числе через маркетплейс).

Чтобы в документах расчетов с маркетплейсом автоматически проставлялись требуемые счета, рекомендуется выполнить настройку счетов расчетов с контрагентом (раздел Справочники − Контрагенты − гиперссылка Счета расчетов с контрагентами). Например, в качестве счета расчетов с покупателями для маркетплейса можно указать счет расчетов 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами», чтобы учитывать такие расчеты обособленно от расчетов с обычными покупателями. 

Отправка товаров на склад маркетплейса

Отправка товаров на склад маркетплейса отражается документом «Реализация» с видом операции »Товары, услуги, комиссия» (раздел Продажи − Реализация (акты, накладные, УПД)), рис. 2.

02.jpeg

Рис. 2. Передача товаров на реализацию в маркетплейс. Фото: «1С»

В шапке документа следует указать дату передачи товаров в маркетплейс, договор с маркетплейсом, а также склад, откуда отпускаются товары.

Договор с маркетплейсом должен иметь вид «С комиссионером (агентом) на продажу». Если договором установлен фиксированный процент комиссионного вознаграждения, то его можно указать прямо в карточке договора (рис. 3). В этом случае комиссионное вознаграждение будет рассчитываться автоматически.

03.jpeg

Рис. 3. Карточка договора с маркетплейсом. Фото: «1С»

В табличной части документа на закладке «Товары» следует ввести информацию о товарах, переданных на реализацию (наименование, количество, цену, ставку НДС). Счета учета для товаров на складе (41.01) и для отгруженных товаров (45.01) устанавливаются автоматически.

Передача товара комитентом комиссионеру НДС не облагается, поскольку право собственности на товар к комиссионеру не переходит (п. 1 ст. 996 ГК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ). Счет-фактура при передаче товаров комитентом комиссионеру не составляется, поэтому в строке «Счет-фактура» отражается информация «Не требуется».

При проведении документа «Реализация» с видом операции «Товары, услуги, комиссия» формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 45.01 Кредит 41.01

- на себестоимость товаров, переданных на реализацию.

Отчет маркетплейса по проданным товарам

Отчет по проданным товарам, полученный от маркетплейса, в программе регистрируется документом «Отчет комиссионера (агента) о продажах» (раздел Продажи).

На закладке «Главное» отражаются основные показатели. Перед тем как заполнять разделы «Реализация» и «Возвраты», пользователь должен проверить заполнение способа расчета и размера вознаграждения, указать порядок учета расходов на вознаграждение, а также зарегистрировать счет-фактуру на комиссионное вознаграждение, полученную от маркетплейса (рис. 4).

04.jpeg

Рис. 4. Отчет комиссионера, закладка «Главное». Фото: «1С».

На закладке «Реализация» отражается информация о проданных через маркетплейс товарах (рис. 5).

В верхней таблице в качестве покупателя можно указать комиссионера (маркетплейс). Поля «Всего» и «НДС» заполняются автоматически по сведениям из нижней таблицы. Поскольку при реализации товаров физическим лицам маркетплейс счета-фактуры не составляет (соответственно, продавец товаров маркетплейсу счета-фактуры не перевыставляет), то поля «Счет-фактура», «Полученный от комиссионера» и «Выставленный комиссионеру» заполнять не нужно.

В нижней таблице «Товары» следует ввести сведения о реализованных товарах согласно отчету маркетплейса.

05.png

Рис. 5. Отчет комиссионера, закладка «Реализация». Фото: «1С»

На закладке «Возвраты» отражается информация о товарах, возвращенных покупателями.

Закладки «Денежные средства» и «Дополнительно» при торговле через маркетплейс, как правило, заполнять не требуется.

При проведении документа «Отчет комиссионера (агента) о продажах» формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 90.02.1 Кредит 45.01

- на себестоимость реализованных товаров;

Дебет 60.01 Кредит 76.09

- на общую сумму удержанного комиссионного вознаграждения;

Дебет 76.09 Кредит 90.01.1

- на сумму выручки от реализованных товаров с НДС;

Дебет 44.01 Кредит 60.01

- на стоимость услуг маркетплейса без НДС;

Дебет 90.03 Кредит 68.02

- на сумму НДС по реализованным товарам;

Дебет 19.04 Кредит 60.01

- на сумму НДС по комиссионному вознаграждению, предъявленную маркетплейсом.

Особенности формирования книги продаж

При реализации товаров физическим лицам (неплательщикам НДС) в книге продаж регистрируются первичные учетные документы или документы, содержащие суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (п. п. 1, 13 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Для формирования сводной суммарной справки по результатам розничных продаж товаров, в том числе через маркетплейс, необходимо сформировать документ «Сводная справка по розничным продажам» (раздел меню Продажи − Счета-фактуры выданные), рис. 5.

06.jpeg

Рис. 6. Сводная справка по розничным продажам. Фото: «1С».

При формировании сводной справки по розничным продажам необходимо по гиперссылке «Выбор», расположенной в строке «Документы-основания», перейти в форму списка документов-оснований и выбрать соответствующий документ «Отчет комиссионера (агента) о продажах» (можно выбрать несколько документов). Гиперссылка видоизменяется и принимает значение выбранного отчета (отчетов) комиссионера.

В справке автоматически проставляется код вида операции «26», который соответствует составлению продавцом документов, содержащих суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) при реализации товаров лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС (приложение к приказу ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@).

По кнопке «Сводная справка» можно перейти в печатную форму документа «Сводная справка по розничным продажам» (рис. 6).

07.jpeg

Рис. 7. Печать сводной справки. Фото: «1С»

Сводная суммарная справка по розничным продажам будет автоматически зарегистрирована в книге продаж за соответствующий квартал (раздел Отчеты − НДС).

Buh.ru 

маркетплейс, онлайн-торговля, онлайн-ритейл, автоматизация, 1с, 1С:Бухгалтерия, интернет-торговляКомиссионная торговля через маркетплейсы: особенности, преимущества и учет в «1С»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/komissionnaya-torgovlya-cherez-marketpleysy-osobennosti-preimushchestva-i-uchet-v-1s/2021-12-03


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052