Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Командор», «Метро», «Слата», «Хороший выбор»: чем грозит регулирование цен?
На прошлой неделе счетная палата РФ предупредила о рисках государственного регулирования цен на продукты питания первой необходимости: возникновении ажиотажного спроса, дефиците и подорожании после снятия ограничений. Retail.ru выяснил, как действуют сети в этой ситуации, возможен ли дефицит товаров и правдивы ли слухи о замораживании запасов. А также узнал, чем закончился подобный опыт моратория на цены в соседнем государстве – Беларуси.
Фото: KlavdiyaV/shutterstock
Яна Абалымова, руководитель департамента по связям с общественностью сети «Слата» (г. Иркутск):
«В наших сетях «Слата» и «ХлебСоль» проблем с поставками подсолнечного масла и сахара нет. Были определены размеры предельной стоимости на эти продукты с поправкой коэффициента на наш регион. Так в «Слате» предельная стоимость сахара составляет 50,6 руб. за 1кг, растительного масла – 115,5 руб. за 1 л (по Иркутску).
К регулированию цен на социально-значимые продукты относимся положительно. Более того, с наступлением пандемии, в течение 2020 года сеть самостоятельно вводила заморозку цен на 110 позиций социально-значимых товаров. С 16 марта по 1 июня 2020 проходила акция «Держим цены», далее сеть присоединилась к региональной программе « Цена зафиксирована!» и сдерживание цен пролонгировалось.
Предполагаем, что правительством также будут приняты меры по регулированию и фиксированию стоимости зерна и макаронных изделий».
Светлана Колтуновская, коммерческий директор направлений Fresh Food, ФРОВ сети «Командор» (г. Красноярск):
«Наша основная цель – удовлетворить потребности покупателя максимально качественно и быстро. Поставки в магазины выполняются ежедневно, в обычном режиме, ничего специально «задерживать» на складах не собираемся, искусственно создавать дефицит – тоже. Мы присоединились к соглашению Министерства промышленности и торговли о принятии мер для стабилизации цен на растительное масло и сахар. В соответствии с этим документом нами было подписано несколько соглашений с компаниями, которые бесперебойно поставляют в сеть «Командор» сахар и масло по установленным ценам в необходимом объеме.
Сейчас прогнозы по новым ограничениям делать преждевременно, но, если цены будут зафиксированы по новым категориям товаров, будем искать варианты сдерживания цен и сделаем все возможное, чтобы выполнить требования Правительства РФ».
Пресс-служба сети «Метро кэш энд керри»:
«Понимаем, что действующие ограничения – вмешательство российского государства в ценообразование на продовольственном рынке страны, – носят вынужденный характер. Рассчитываем, что вмешательство окажется максимально ограниченным как по охвату товаров, так и по времени, – тем более что и на уровне руководства правительства России звучали предостережения о вреде «увлечения» административным регулированием цен. Что касается заключенных соглашений о расценках, то мы твердо исходим из того, что по завершении срока их действия продовольственный сектор России в полной мере вернется к рыночным принципам ценообразования».
Сергей Леонов, основатель и директор по развитию сети «Хороший выбор»:
«Сеть «Хороший выбор» работает в рамках своей структуры ассортимента и товаров, обозначенных в контрактах с поставщиками, и делает закупки по согласованным ценам. Если поставщик хочет изменить ценовые условия, проводим переговоры, как с текущим контрагентом, так и с альтернативными поставщиками, чтобы глубоко проанализировать причины повышения и возможность сдерживания либо даже снижения стоимости. И этот процесс происходит в нашей компании ежедневно.
В случае принятия повышения отпускной цены, мы редко увеличиваем складские запасы товаров по старым ценам.
Обычно впрок закупаются товары длительного хранения с потенциалом сезонного роста продаж в будущем. Но увеличение запасов никогда не будет касаться свежих товаров из-за низких сроков хранения, товаров с низкими продажами и малой себестоимостью – из-за высокой стоимости хранения больших объемов на РЦ.
Также у ряда товаров стоимость в течение года может меняться: сегодня – ниже, завтра – выше, бывает и наоборот: сегодня – дороже, а завтра – дешевле и предугадать, что будет завтра в ряде товарных категорий сложно. Поэтому постоянно делать закупки товаров впрок было бы неправильно. Скорей такой процесс является исключением, например: летом и осенью можем купить игристое вино к новому году, зная, что накануне праздников закупочная цена на рынке может вырасти. Если говорить про макароны или крупы, то мы не будем в случае роста или снижения цен закупать большие объемы, но будем аккуратно следить за изменением покупательского спроса, чтобы откорректировать график заказов и поставок. Если говорить про яйцо, то это товар свежий, который нужно чаще поставлять, а не складывать в запасы для последующего списания по истечению срока годности.
Конечно, регулирование цен может привести к дефициту. Властям нужно очень внимательно изучать цепочку поставок и правила рынка перед введением ограничений в рыночную экономику, а ритейлерам и производителям – обязательно участвовать в обсуждениях и декларации рисков. Регулирование – это не просто риск дефицита, но и уничтожение института розничной торговли, ломание дистрибуторских цепочек, создаваемых производителями.
В Беларуси был прецедент жесткого регулирования цен и через несколько месяцев производители вышли в правительство, чтобы показать возникший кассовый разрыв. Розничный рынок был на грани дефицита, в сетях товары купить было невозможно, а на рынках и в отдельных магазинах они продавались в 2 раза дороже».
Татьяна Закжевская, директор консалтинговой компании «РитейлМаркетинг», Республика Беларусь (во время ценового моратория принимала участие в построении коммуникации между торговыми организациями и госорганами):
«В Беларуси периодически применяется государственное регулирование розничных цен на продукты питания (полное или частичное), и в 2014–2015 годах действовало постановление, которое не допускало роста всех розничных цен торговых сетей и отпускных цен национальных производителей. Последствия применения этого «инструмента» выразились в следующем.
-
Секторальный кассовый разрыв. Без внимания оставались товары критического импорта (к примеру, тот же цитрус, по которому на декабрь приходится сезонный рост отпускных цен). Это привело к отрицательной торговле по ряду товарных категорий.
-
Следствием кассовых разрывов стал системный кризис платежей. Ограничения цен ввели в середине декабря 2014 года, и уже в феврале 2015-го столкнулись с отраслевой проблемой – торговые организации, в том числе государственные, не могли своевременно оплачивать договоры поставок.
-
Товарный дефицит развился за месяц: из ассортимента начали выпадать позиции, в том числе индикативные, целевые позиции, к примеру, томат.
-
Проблемы с платежами у средних сетей длились от нескольких месяцев до полугода, у некоторых крупных – могли измеряться категориями другого порядка.
-
Банкротства. Закончили свою работу на рынке одна крупная сеть, входящая в топ-10 Беларуси, и несколько средних региональных сетей. Нельзя однозначной причиной банкротств указывать регулирование, но то, что оно усложняло и без того сложную экономическую ситуацию этих ритейлеров, не вызывает сомнений».
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Ключевые тренды российского ритейла на фоне второй волны пандемии COVID-19
INFOLine: Актуальные тренды на молочном рынке России и мира
Кто ушел и кто пришел в 2020 году на российский рынок?
Розничная торговля продуктами питания: итоги 2020 и прогнозы
Ресторанный рынок 2020: итоги, прогнозы, идеи
Knight Frank: итоги 2020 года на рынке торговой недвижимости Москвы
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.