Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Когда дураков больше нет
Пресловутая вторая волна кризиса, вероятно, может на поверку оказаться «подводным течением», но и в этом случае окажет не менее серьезное влияние на потребительский рынок. На первом пике финансовых проблем многие компании получили рефинансирование под безумные ставки и на короткие сроки. Теперь приближается час расплаты, так что уже к осени рынок «рискует» окончательно очиститься от неэффективных собственников. Что нам всем с того? А вот и обсудим.
Неизбежность новых банкротств в итоге использования займов под 20% годовых и более — очевидна. Сам того не желая, банковский сектор выступает в роли «санитара леса», при помощи долговых инструментов проводя окончательную зачистку на отраслевых рынках. При этом пока нет оснований бояться, что новые падения отдельных игроков вызовут системные сбои. Скажем, в виде резкого сокращения доходов населения. Потому−то вторую волну кризиса можно смело окрестить «подводной».
И все−таки самое время задуматься над тем, какие последствия принесет финальная «зачистка». И как будет вести себя рынок, где больше нет «дураков»? Ведь если так пойдет и дальше, скоро попросту не останется собственников, которые неэффективно управляли ростом своего бизнеса в период экономического бума.
Если оценивать с этих позиций российский рынок современной розничной торговли1, очевидными представляются лишь положительные следствия. Во−первых, капитально снизятся риски несвоевременной оплаты поставок со стороны ритейлеров. Во−вторых, ставки аренды и покупки торговых площадей наконец−то станут адекватны реальной доходности магазинов. Ведь рынок будут формировать игроки, следящие за текущей доходностью бизнеса. В−третьих, вместе с покидающими рынок сетями уйдет и целый пласт устаревших провайдеров ИТ−услуг, поставщиков оборудования и т. п. Все те, кому больше некуда будет сбывать неэффективные технологии и решения. В конце концов, рынок покинут и многие товарные «бренды», высокую маржинальность которых удавалось «доказывать» лишь в сделках со слабыми ритейлерами.
Красота, не правда ли? Список позитивных следствий можно долго продолжать. И персонал, и покупатель разорившейся розничной сети, и освобождающиеся площади — все эти ресурсы попадут в копилку более успешных компаний. Что остается за скобками? Отсутствие права на ошибку у «оставшихся в живых»! В кругу, где больше нет дураков, прощать ваши упущения теперь некому.
Освобождающееся пространство будет занято. И очень быстро. В ближайшие месяцы скорость реакции, быстрота принятия решений определят новый баланс сил между крупными торговыми сетями во многих регионах страны. Тем более, в некоторых городах на кону уже стоят сделки по покупке бывших местных лидеров или доминирующего числа их магазинов.
Вместе с тем слишком драматизировать ситуацию с банкротствами также не стоит. Системных сбоев они не принесут. Речь идет максимум о 5–10% компаний: объем для рынка незначительный, но колоссальный с точки зрения потенциального изменения доли той или иной конкретной сети.
Кто и с кем теперь конкурирует на российском розничном рынке? Региональные лидеры, а также федеральные и международные компании, причем борьба особенно обострится между последними двумя группами. Но это вовсе не означает, что «регионалы» обязательно будут терять позиции на своих территориях. Просто я считаю, что активно входить на новые рынки они в ближайшее время не станут. Напротив, федеральные и международные сети начнут осваивать территории «на опережение». Возможно, к этой гонке присоединятся и крупные зарубежные компании, до сих пор не присутствующие в России. Кстати, все это касается не только розничного, но и производственного сектора.
Начинается схватка без права на ошибку. Игра, где каждый магазин и каждый товар на полке будут иметь значение. Не говоря уже о таких серьезных шагах, как ребрендинг или перепозиционирование. Думая об этом, лично мне приятно осознавать, что больше других от нового уровня конкуренции выиграет — покупатель!
1 Автор имеет в виду именно современные форматы торговли, прежде всего супер- и гипермаркеты — в отличие от «просто» розницы, многочисленные представители которой действуют безо всякой системы.
Об авторе: Алексей Филатов — управляющий директор BBCG
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/7b8/5gokksij34do9zjd6czzzihpcy3uc57t/anonsimage_1.jpg)
Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?