Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Кофейная пауза
«У нас кофе »Американо« стоит 50 руб., а в »Шоколаднице« — 160»,— говорит управляющий сетью фирменной розницы компании «Дымов» Сергей Суржиков.
Предприниматель Вадим Дымов теперь не только владелец компаниипроизводителя мясных продуктов, специализированной колбасной розницы, а также книжных магазинов «Республика». Недавно у него появился универсальный магазин — «Дымов-продукты». Первая точка площадью около 60 кв. м была открыта в марте 2013 года — это отдельно стоящий павильон в районе метро «Крылатское». Здесь продаются продукты питания, сэндвичи, бытовая химия и уголь для костра. Перед входом в магазин стоят два столика, за которыми можно выпить кофе. Такой формат способен конкурировать со стрит-фудом, кофейнями и традиционной мелкой розницей. Идея магазина появилась в начале года. Одна из сотрудниц Дымова предложила делать сэндвичи с мясной нарезкой. Продукт с более высокой добавленной стоимостью показался предпринимателю интересным, но продавать его было негде. Решив, что сэндвичи могут покупать люди, которые идут мимо магазина к метро, компания открыла «Дымов-продукты». И добавила к ассортименту другие товары: хлеб, молоко, средства для мытья посуды, мелочи, которые могут потребоваться жителям окрестных домов. Магазин у дома приносит около 2 млн руб. выручки в месяц. Компания пока изучает новый формат, и если результаты будут обнадеживающими, возможно, откроет следующие точки. «Дымов» — не первый непрофильный игрок, который занялся мелкой розницей. В феврале 2012 года под брэндом «Алекма» подобные точки начало открывать агентство «Роспечать». Сейчас у «Алекмы» уже семь магазинов площадью от 30 до 100 кв. м: три в Москве, два в Новосибирске и по одному в Нижнем Новгороде и Перми. В экспериментах с форматом «Роспечать» пошла дальше «Дымова»: в ее магазинах можно не только выпить кофе за столиком, но еще и разогреть еду в микроволновке, а также подключиться к бесплатному Wi-Fi. Насколько выгоден такой бизнес для «пришельцев» из других отраслей? Несуществующее слово «Мы умеем работать с прессой, умеем делать мелкорозничные форматы, и у нас 9 тыс. торгового и административного персонала по всей стране»,— перечисляет исполнительный директор ОАО «Агентство »Роспечать«» Ваган Паргентанян. Но в последние пять лет рынок прессы, а с ним и «Роспечать», лидер по ее распространению (3,8 тыс. газетных киосков, около 15% рынка), переживали не лучшие времена. В 2012-м продажи прессы в России сократились на 7% по сравнению с предыдущим годом. Муниципальные власти под разными предлогами отказываются заключать долгосрочные договоры аренды земли под киоски. Последние три года консолидированная выручка «Роспечати» падала на 7-10% в год и в 2012-м составила около 10 млрд руб. А с июня 2014 года запретят продажу в киосках сигарет, которые приносят агентству 20% выручки и солидный трафик. Чтобы сохранить масштабы бизнеса, Паргентанян решил задействовать ресурсы компании в другом формате. Крупную розницу даже не рассматривал: высока конкуренция. К тому же это дорогое удовольствие: если на открытие точки площадью до 100 кв. м необходимо около 2,5 млн руб., то формат «Перекрестка-экспресс» (от 100 до 300 кв. м) потребовал бы более 5 млн руб., а «Пятерочки» — уже от 9 млн руб. В итоге решил заняться мелкой розницей. «Формат мини-магазинов от 50 »квадратов« очень перспективен,— считает генеральный директор »Infoline-Аналитики« Михаил Бурмистров,— если обеспечить предложение в наиболее востребованных категориях: свежие продукты, качественная кулинария, овощи и фрукты. Есть пример популярных в Москве »Избенки« со свежей »молочкой« и магазинов »У Палыча«». Делать обычный мелкорозничный магазин у дома Паргентанян не стал: посчитал, что для удовлетворения спроса придется держать в ассортименте замороженные продукты (например, пельмени) и, соответственно, устанавливать дорогое холодильное оборудование. В итоге решил открывать точки внутри офисных центров и рядом с ними — офисным клеркам «заморозка» не нужна. Паргентанян также добавил к торговой площади зону кафе с Wi-Fi. И придумал название — несуществующее в русском языке слово «Алекма». Первый магазин площадью 84 кв. м с шестью посадочными местами «Роспечать» открыла в своем офисе на проспекте Маршала Жукова.
Съесть и почитать
На оранжевой вывеске «Алекмы» — четыре значка-иконки с подписями «еда», «кофейня», «пресса», «платежи». Напротив входа над стеллажом с журналами висит плакат «Чтение детерминирует вербальную аддитивность» с пояснением мелким шрифтом: «То есть увеличивает словарный запас».
Всего в ассортименте «Алекмы» 1,8 тыс. позиций. В «Дымове» — 2,5 тыс., а в «Перекрестке-экспресс» — около 3 тыс. Ассортимент разнообразный: продукты, колготки, книги, компьютерные мышки и т. п. Вся еда из категории «готово к употреблению» — йогурты, салаты, собственная выпечка, а также блюда, которые можно здесь же разогреть в микроволновке. В отличие от газетных киосков «Алекма» будет иметь право продавать табак и после июня 2014 года. Кроме того, она планирует ввести в ассортимент алкоголь — «Роспечать» сейчас получает лицензию.
«Алекма» частично использует ассортимент материнской компании («Дымов-продукты» прессой не торгует), но его доля в магазине невелика — всего 1-1,5%. Это примерно 250 изданий (в киоске умещается около 400), в основном дорогой глянец. От газет решили отказаться: чтобы узнавать новости, клеркам хватает интернета, поясняет Паргентанян.
Сегодня у «Алекмы» около 50 поставщиков. Партнеров, готовых несколько раз в день привозить товар небольшими партиями к определенному времени, найти не так просто, признает Паргентанян. Вкладываться в собственную логистику он пока не планирует — это имеет смысл, когда в одном регионе не менее 30 торговых точек. На поиски и отбор поставщиков Ваган потратил несколько месяцев, перепробовав все, что они предлагали. «Садились с менеджером по маркетингу и дегустировали: несколько видов блинчиков с мясом, несколько видов котлет»,— рассказывает руководитель. У «Дымова» ситуация с поставщиками проще: около 40% ассортимента обеспечивает собственная мясная продукция компании, в качестве которой компания уверена.
Через несколько месяцев после открытия выручка «Алекмы» выросла с 30 тыс. руб. в день до 100 тыс. Сейчас при среднем чеке 130 руб. оборот точки составляет около 3 млн руб. в месяц, то есть получается обслуживать примерно 700-800 покупателей ежедневно. Это более чем в десять раз превышает выручку одного газетного киоска «Роспечати» (около 250 тыс. руб. в месяц). По словам Паргентаняна, после появления «Алекмы» из бизнес-центра на проспекте Маршала Жукова съехали уже две кейтеринговых компании. Возможно, это совпадение, но оно явно оказалось на руку владельцам «Алекмы».
Вторую точку менеджер открыл рядом с офисным центром на Кутузовском проспекте, третью — в бизнес-центре за МКАД. В течение года появились еще четыре магазина в регионах.
Правда, в других городах выручка не дотягивает до столичных показателей. Паргентанян объясняет это тем, что вне Москвы «Алекма» открывается не при офисных зданиях, а в формате стрит-ритейла. «К тому же мы пока почти не вкладываемся в продвижение, поэтому люди не совсем понимают, что у нас за формат»,— говорит менеджер. С продвижением брэнда решили подождать, пока не наберется достаточный объем статистики по продажам.
Маленькая поляна
Выручка с квадратного метра в московских магазинах «Алекма» составляет 35 тыс. руб. в месяц, в «Дымов-продукты» — 33 тыс. руб. Для сравнения: в колбасных павильонах «Дымов» она равна 22 тыс. руб., а у «Пятерочки», по данным «Infoline-Аналитики»,— около 23 тыс. руб.
Цены на общие с супермаркетами категории товаров (например, на продукцию Danone) у «Алекмы» и «Дымова» сопоставимы с крупной розницей. Но мелкие ритейлеры не получают таких же скидок, как крупные игроки. К тому же у мелких магазинов затраты на логистику одной единицы товара выше, чем у супермаркетов, говорит президент инвестиционно-консалтинговой группы «Инсайт девелопмент» Ирина Канунникова. Однако, по ее мнению, за счет кулинарии, собственной выпечки и сэндвичей совокупная маржа мелкой розницы может достигать 15-20%, что сопоставимо с маржой супермаркетов.
Пожалуй, главная проблема мелкой розницы — помещения. Конкуренция за площади 100-150 кв. м в Москве велика, так как они нужны многим компаниям, в том числе не из сферы ритейла, подтверждает директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. Ставка аренды может составлять до $800 за 1 кв. м в год. Так что если непрофильные игроки решат проблемы с недвижимостью, их первые эксперименты с гибридными точками могут дать толчок к созданию полномасштабных сетей.
Секрет фирмы Анастасия Якорева
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?