Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ключевые тренды на рынке грузоперевозок и их роль для ритейлеров
Основными трендами на рынке грузоперевозок сегодня является его «отбеливание» и уберизация. Налицо явная тенденция выхода из тени все большего числа участников рынка грузоперевозок, при этом работа «в серую» за наличные уходит во вчерашний день. Причина этого, с одной стороны, в давлении на все предприятия со стороны налоговых органов: создание единых баз данных, автоматизация встречных проверок по уплате НДС не оставляет места на рынке серым компаниям. Все больше перевозчиков стремится обновить свой автопарк, отражая эти расходы в своем бухгалтерском учете, и отказывается от услуг серых субподрядчиков, работа с которыми несет в себе налоговые риски. С другой стороны, информационные технологии, применяемые заказчиками для проверки перевозчиков как своих контрагентов, делают невозможной работу по старым принципам.
Другим трендом, набирающим обороты, становится «уберизация» рынка грузоперевозок. Все больше пользователей отказываются от необходимости заключения договоров со множеством перевозчиков и трудной работы по администрированию отгрузок. Вместо этого они стремятся все больше использовать автоматические сервисы, соединяющие напрямую большое количество компаний-заказчиков с перевозчиками. Такие продукты работают в режиме «одного окна» и обеспечивают размещение заказов, поиск перевозчиков, документооборот и расчеты между контрагентами. Когда заказчик размещает свою заявку в сервисе, он сразу может видеть рекомендованную ставку, которая рассчитана на основе статистики перевозок по тому или иному маршруту, и, впоследствии получая предложения от перевозчиков, он выбирает обоснованный тариф с поправкой на сезонность и текущую ситуацию на рынке. Такая система имеет преимущество перед обычными тендерами, проводимыми крупными компаниями один-два раза в год, в которых фиксируется «наилучшая» ставка. Однако, как бы хороша ни была зафиксированная ставка, есть определенный риск в пик спроса остаться без машин, которые случайно начнут «ломаться», а перевозчик может отказаться предлагать взамен другой транспорт.
Другим преимуществом таких сервисов является минимизация шанса возникновения «неформальных» отношений между сотрудниками заказчика и персоналом перевозчиков, или коррупции, которой не брезгуют обычные экспедиторские компании и недобросовестные перевозчики. Ведь прямой доступ к текущим рыночным ставкам делает прозрачным распределение заказов и их исполнение, которое контролируется в режиме онлайн. Есть выигрыш от работы с онлайн-сервисами и для перевозчиков: они получают доступ к регулярным заказам крупных корпоративных клиентов, куда раньше им вход был заказан. Кроме того, оператор онлайн-сервиса обеспечивает более быструю оплату услуг перевозчиков, чем это происходит при работе с обычными экспедиторами.
Тренд на «уберизацию» можно проследить по действиям крупных ритейлеров, таких как «Юлмарт» или X5 Retail Group. Собственная логистика для ритейлера – дорогое удовольствие. Машины все проходят дорогостоящий сервис, в кабине по 2 водителя для выполнения условий режима труда и отдыха, кроме того сюда добавляются налоги и сборы (транспортный налог, утилизационный сбор, плата за проезд по федеральным трассам Платон и т.д.). В результате получается, что компаниям выгоднее использовать наемный транспорт, особенно если есть вероятность возвращаться «пустым», так как холостой ход грузового транспорта всегда несет в себе финансовые издержки.
Сегодня ритейлеры и их поставщики все больше ценят умение организовать внешние ресурсы для обеспечения своих потребностей, так как это существенно экономит накладные расходы. То есть внутренний процесс затачивается не на выполнении логистической функции, а на качественное планирование потребности в логистической работе. Там потенциал экономии значительно выше, чем в поиске более дешёвых методов работы, низких ставок, дешевого персонала или техники. На следующем этапе нужен качественный интегратор, который эти потребности удовлетворит -- эту функцию на себя и берет «убер» для грузоперевозок.
Еще одним трендом в логистике ритейлеров становится все большее распространение автоматизации и открытие распределительных центров (РЦ) в регионах.
При этом для оптимизации затрат до выхода на полную мощность ритейлеры начали практиковать предоставления фулфилмент услуг (комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки) другим компаниям. Это позволит быстрее возместить большие издержки на открытие РЦ, так как помещение не будет стоять еще 2-3 года полупустым до выхода компании на полную мощность. Так, например, в начале декабря «Эльдорадо» и «МВидео» объявили о совместном использовании двух региональных распределительных центров в Новосибирске и Ростове-на-Дону. Такая синергия может сэкономить обеим компаниям более 150 млн руб. за три года.
«Ритейлеры чаще всего стараются переложить часть затрат на производителя, – рассказывает Алексей Румянцев, директор по логистике компании «Дымов». - В нашем случае это дополнительная маркировка груза или уникальные требования к формированию поставок, основанные на бизнес-процессах ритейлера. Радует то, что часть компаний понимает бесперспективность данного одностороннего формата взаимодействия и готовы меняться, изменяя свои требования на основе взаимовыгодного сотрудничества. Во взаимодействии логистических блоков производителей и ритейлеров позитивные изменения уже начались.
Однако при этом, к сожалению, все еще сохраняется тренд на уменьшение покупательной способности населения, который напрямую отражается в минимизации объемов партий груза и увеличения кратности заказов. Эти особенности сильно увеличивают затраты компаний на доставку продукции. В данном случае качественная оптимизация расходов возможна только за счет синергии грузопотоков разных грузовладельцев».
В результате мы видим, что рынок грузоперевозок все больше ориентируется на «уберизацию» и автоматизацию бизнес-процессов. Современные технологии позволяют заказчикам существенно оптимизировать бюджет и минимизировать возможные риски от сотрудничества с недобросовестными перевозчиками. Благодаря этому рынок становится более прозрачным, что будет способствовать его развитию и росту.
Анна Качурец, генеральный директор и сооснователь компании GroozGo
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?