Декоративное изображение
225

Поделиться

Ключевые события 2024 года: передел рынка продолжается

Тектонических сдвигов на российском рынке ритейла в 2024 году не происходило, но были выдающиеся события, например, слияние Wildberries с Russ, падение продаж «Светофора» и других хард-дискаунтеров, крупная покупка «Ленты». Региональных сетей осталось совсем мало, и они себя почти никак не проявили, зато федеральные наращивали выручку на 20–30%. В рабочем режиме продолжались национализация иностранных активов, переход частного капитала в государственную собственность, введение маркировки и движение ритейлеров на восток. Вспомним некоторые знаковые события ритейла 2024 года.

Фото: Creativa Images/Shutterstock/Fotodom

Фото: Creativa Images/Shutterstock/Fotodom

В январе аналитики подсчитали, что выручка крупных игроков в прошлом году росла высокими темпами. Для примера – X5 Group за октябрь – декабрь 2023 года увеличила выручку на 24,7%, причем у сети «Чижик» она выросла в три раза; прибыль Fix Price за год приросла на 67%, «ВсеИнструменты.ру» – на 54%. Этот тренд сохранится и в 2024 году.

«Магнит» получил одобрение ФАС на покупку дальневосточного ритейлера «Самбери», о которой игроки договорились в октябре 2023 года.

«Самбери»: «Федеральные сети на Дальний Восток не торопятся: слишком много проблем». Фото: «Самбери»

У правительства появилась очередная идея создания полностью контролируемой государственной продуктовой сети. Президент России Владимир Путин пообещал рассмотреть предложение о создании государственной компании в сфере ритейла, которая могла бы создать конкуренцию большим частным торговым сетям и влиять на ценообразование на продукты.

Сеть автоматизированных пунктов выдачи PickPoint признана банкротом. Исковая нагрузка на компанию составила 138,4 млн рублей, которые самостоятельно PickPoint покрыть не может, поскольку в последние годы демонстрировала убытки. До банкротства логистический оператор входил в число лидеров на российском рынке и на пике развития обслуживал около 6 тыс. постаматов.

Группа платежных сервисов Qiwi завершила сделку по продаже российских активов гонконгской компании Fusion Factor Fintech Limited. Цена сделки составила 23,75 млрд рублей.

Фото: Retail.ru

 

В феврале стало ясно, что рынок FMCG восстановился после снижения в 2022 году.

По данным NielsenIQ, восстановление произошло за счет роста покупательского спроса, что особенно заметно на примере опережающих темпов потребления в регионах страны.

Сеть В1 начала продажи готовой еды, что нетипично для формата жесткого дискаунтера.

«Ашан» решил довести долю СТМ в некоторых категориях до 80–100%.

Производители молока и детского питания локализовали массовые виды упаковки для своей продукции.

Какао-бобы подорожали до показателей 50-летней давности из-за засухи в Западной Африке. Фьючерсы на какао-бобы превысили 5 тыс. долл. за тонну, цены на какао-бобы продолжают расти, что отразилось на стоимости шоколада и других кондитерских изделий.

Фото: Liliya Kandrashevich/shutterstock

 

В марте X5 Group объявила о начале операционной деятельности сети «Пятёрочка» в Забайкальском крае, ставшем для нее 70-м регионом присутствия. Практически одновременно в Чите открылись девять «Пятёрочек» общей торговой площадью около 4 тыс. кв. м.

Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино», а затем и другие активы группы

«Ариант» – «Агрофирма «Южная», «Агрофирма «Ариант», «ЦПИ – Ариант» – в рамках иска о взыскании «неосновательного обогащения» на 105 млрд рублей. Требование было удовлетворено в апреле этого года.

Появилось сообщение о том, что прокуратура планирует добиться обращения в доход государства акций производителя макаронных изделий «Макфа». Иск Генпрокуратуры поступил в Центральный райсуд Челябинска. В тексте говорится, что челябинская «Макфа» и еще около десяти других предприятий, включая «Смак» и «Челябинскоблгаз», имеют коррупционное происхождение. По иску об изъятии «Макфы» арестованы счета и активы на 100 трлн рублей.

В России разрабатывается новый критерий передачи иностранного бизнеса в управление государству. Им может стать злоупотребление компанией с зарубежными корнями своим значимым положением на рынке РФ.

Danone получила разрешение регуляторов на продажу российских активов. Потери от сделки для компании оцениваются в 1,2 млрд евро.

Правительство одобрило группу сделок по покупке российской группой инвесторов 96,3% акций МКАО «Яндекс» у нидерландской компании Yandex N.V. Primakov. Утвержденная комиссией сумма сделки составила 457,3 млрд рублей.

Французская компания Leroy Merlin сменила название российского юридического лица с «Леруа Мерлен Восток» на «Ле Монлид». Изменения произошли в рамках передачи российского подразделения местному менеджменту.

Источник: «Лемана Про»

 

В апреле два российских ритейлера освободились от своих западных владельцев. Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявление Минпромторга о приостановлении корпоративных прав нидерландской X5 Retail Group N.V. к ее дочерней российской компании ООО «Корпоративный центр ИКС 5».

Также арбитражный суд МО удовлетворил заявление Дениса Сологуба, главы компании «Городской супермаркет» (управляет сетью «Азбука Вкуса»), к кипрской холдинговой компании ритейлера Demanor Investments Limited. Денис Сологуб ходатайствовал о приостановке корпоративных прав холдинга в российской «дочке». Минпромторг России был привлечен третьим лицом к этому делу. По данным издания, требования Сологуба судом были удовлетворены. Также у «Азбуки Вкуса» сменились владельцы: миллиардеры Александр Абрамов и Александр Фролов согласовали выход из капитала компании. Новым акционером и инвестором сети стало акционерное общество «Бавэро групп».

Фото: Азбука вкуса

Суд признал незаконным односторонний отказ датской Carlsberg Group от лицензионных соглашений, по которым она передала российской пивоваренной компании «Балтика» права на свои бренды – Holsten, Tuborg, Kronenbourg и Seth & Riley’s Garage. В июле 2023 года президент России Владимир Путин подписал указ о передаче «Балтики» во временное управление Росимущества.

Немецкая компания Knauf объявила о передаче российского бизнеса местному менеджменту. Компания Ceetrus, «дочка» Auchan, продала бизнес в России. Напомним, что Ceetrus принадлежали 40 торговых центров общей площадью 150 тыс. кв. м. Среди ее объектов: торговые комплексы «Акварель» в подмосковном Пушкино, Волгограде и Тольятти, а также ТЦ «Тройка» в Москве. Кроме того, компании также принадлежали прикассовые зоны гипермаркетов «Ашан».

Coffee Like приобрела сети кофеен Gudmen, Coffeers и Mouse Tail. Купленные кофе-бары получат единое меню по стандартам Coffee Like и смогут напрямую закупать все необходимое сырье и товары через торговый дом компании.

Фото: Coffee Like

 

В мае Минпромторг заявил, что российские торговые центры полностью заместили площади ушедших брендов, и трафик ТЦ восстановился до уровня 2022 года. Агентство NF Group подсчитало, что с начала 2024 года на российский рынок вышли 11 новых международных ритейлеров из Турции, Китая, Южной Кореи, Италии, Испании и Германии, специализирующихся на одежде, обуви, электронике и товарах для дома.

Фото: Kmpzzz/Shutterstock/Fotodom

В конце мая стало известно о массовом отравлении готовой едой: в Екатеринбурге

18 человек отравились продуктами из магазина «Жизньмарт». Лабораторные исследования выявили различные возбудители: сальмонеллы, ротавирусы и норовирусы.

Wildberries&Russ в декабре 2024 года представила корпоративный бренд RWB, который станет материнским для объединенной компании, и его логотип. Фото: Wildberries&Russ

 

Июнь запомнится объединением маркетплейса Wildberries с оператором наружной рекламы Russ. Участники сделки зарегистрировали совместную компанию ООО «РВБ». Было заявлено, что объединение направлено на создание конкуренции американским Amazon и Alphabet, китайской Alibaba и японскому SoftBank. «РВБ» планирует развивать глобальную офлайн-сеть, включая логистические центры, магазины, склады и офисы в СНГ, странах Азии и Африки. Исполнительным директором «РВБ» назначен генеральный директор Russ Роберт Мирзоян. Совладелец и президент DNS Дмитрий Алексеев опубликовал пост, в котором выразил свое отношение к сделке по слиянию Wildberries и Russ и предупредил Татьяну Бакальчук о возможной потере бизнеса (в сентябре стало известно, что Татьяна Бакальчук вернула девичью фамилию Ким).

Источник: Retail.ru

При подведении итогов I полугодия выяснилось, что группа «Торгсервис», управляющая хард-дискаунтерами «Светофор» и «Маяк», стала сокращать количество магазинов. «Сеть «Светофор» стала меньше на 250 магазинов, – рассказал Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-аналитика». – По нашим оценкам, торговая площадь сети на 30 июня 2023 года составляла 2,187 млн кв. м, а на 30 июня 2024-го – уже 2,151 млн кв. м. Количество магазинов за этот период сократилось с 2850 до 2757.

Снижение продаж «Светофора» и замедление роста продаж у других сетей жестких дискаунтеров, таких как «Доброцен», «Победа», «Находка», связано с сочетанием факторов.

Первый фактор – продолжающийся рост количества домохозяйств, состоящих из одного человека по всей России в целом. Такие домохозяйства, как правило, не делают больших покупок впрок, и им неинтересен этот формат. Второй фактор – рост доходов даже у самых малообеспеченных групп, что приводит к повышению требований к уровню розничного сервиса. И в этом плане, конечно, «Светофор», который практически не инвестирует в торговые объекты, выглядит существенно менее презентабельно, чем другие сети, например, «Чижик» в сегменте жестких дискаунтеров. Третий фактор – повышение ключевой ставки, из-за чего многие игроки начали достаточно активно закрывать убыточные торговые объекты. У «Светофора» этих объектов накопилось достаточно много за период очень активного, сверхагрессивного органического роста».

Сеть «Азбука Вкуса» оформила компанию «на себя»:  юридическое лицо ритейлера стало владельцем собственного капитала.

Фото: Lightspring/Shutterstock/Fotodom

Фото: Lightspring/Shutterstock/Fotodom

Рынок всколыхнуло очень печальное событие – массовые отравления готовой едой. Более ста человек отравились едой от «Кухни на районе». У всех пострадавших были выявлены симптомы ботулизма. Следственный комитет возбудил уголовное дело, директор компании, руководитель отдела качества и коммерческий директор были задержаны, а сама компания приостановила деятельность. В курском суши-баре Sushi King отравились морепродуктами 13 человек, и Роспотребнадзор начал расследование.

В Москве сожгли почти 45 тонн продукции, ставшей причиной ботулизма. Всего Роспотребнадзором было изъято более 85 тонн. Глава Минздрава РФ Михаил Мурашко сообщил о том, что число госпитализированных с ботулизмом в России увеличилось до 301 человека.

Фото: FOTOGRIN/Shutterstock/Fotodom

Фото: FOTOGRIN/Shutterstock/Fotodom

 

К июлю Минпромторг подготовил новый вариант законопроекта о «российской полке» в розничных сетях и на интернет-площадках. Закон предполагает обязательное отведение российским товарам каждой группы минимальной доли на полках и приоритетную выдачу при интернет-запросах.

Сеть «Магнит» возглавила рейтинг самых прибыльных продуктовых сетей 2024 года, по оценке Forbes. На втором месте рейтинга оказалась компания «Агроторг» (входит в X5 Group).

«Перекрёсток» открыл первый супермаркет в обновленной концепции в рамках масштабного рестайлинга. Супермаркет отличается от прежних усовершенствованным техническим оснащением и расширенным ассортиментом. Кроме того, в нем разместилось первое собственное премиальное кафе Select.

Сеть детских товаров «Кораблик» заявила, что закроет все магазины. В будущем точки сети будут открыты, но уже с новой концепцией.

Группа Merlion приобрела компанию Golder Electronics, специализирующуюся на производстве и продаже бытовой техники на территории РФ и стран СНГ, и стала обладателем брендов Vitek, Röndell, Maxwell и Coolfort.

«СберМаркет» изменил название на «Купер». Новое название связано с идеей «покупать», а доставку продукции будут осуществлять «курьеры-куперы».

Источник: «Купер»

 

В августе пермские сети «Семья» и «Универсам» купила компания Adreco Nolding Limited из ОАЭ, заменив швейцарскую Norpexal. Сделка может быть связана с ужесточением контроля Швейцарии над дивидендами из России.

«Стокманн» стал владельцем российского подразделения немецкого производителя модной одежды Hugo Boss.

Нехватка курьеров привела к снижению рынка e-grocery во II квартале на 3,2% по сравнению с I кварталом. Основная причина подобного снижения – нехватка сборщиков заказов и курьеров, в связи с чем участникам рынка приходится сужать зоны своей работы и отменять в ряде случаев бесплатную доставку.

SuperJob подсчитал, что автокурьеры зарабатывают в Москве до 200 тыс. рублей, а зарплата пеших курьеров за год выросла на 10%.

Фото: Крыкова О. / Retail.ru

 

Сентябрь запомнился тем, что сеть «Чижик» открыла 2000-й магазин. За четыре года развития «Чижик» открыл магазины более чем в 547 населенных пунктах 44 регионов.

«Магнит» и «Самбери» запустили формат жестких дискаунтеров «Ценохит» на Дальнем Востоке. Тестовый магазин открыт в Хабаровске. Решение о дальнейшем масштабировании формата будет принято по результатам анализа показателей пилота. Сеть «ВкусВилл» запустила круглосуточные магазины без продавцов.

Ритейлер DNS начал выкупать постаматы обанкротившегося сервиса PickPoint. С первых торгов выкуплено 140 постаматов, за которые DNS заплатила 7,1 млн рублей.

Корпорация Unilever получила одобрение российских властей на продажу своего бизнеса в России, который оценивается в 35–40 млрд рублей с учетом дисконта. Ранее Unilever начала русифицировать названия своих международных брендов, выпускаемых в России, так как это влияло на стоимость бизнеса при продаже. Затем Unilever передала российской «дочке» «Юнилевер Русь» права на 137 торговых знаков, в том числе 23 международных.

Продовольственное эмбарго, введенное в 2014 году, продлили до конца 2026 года.

Andrii Yalanskyi/Shutterstock/Fotodom

 

В октябре над сетью «Светофор» нависли «тучи»: Госдума совместно с ФАС и Минпромторгом обратилась в прокуратуру с просьбой проверить сеть, «которая нашла обходной путь через разделение торговой площадки и логистических центров и обходит закон о регулировании торговой деятельности».

Производитель консервов «Главпродукт» передан во временное управление Росимущества. Под контроль государства, помимо ООО «Главпродукт», АО «Главпродукт», ООО «Главпродукт-патент», временно перешли Балтийский консервный завод, компания «Объединенные консервные заводы», Верховский молочно-консервный завод, Объединенная индустриальная компания, АО «Орелпродукт» и ООО «Промсельхозинвест». В декабре 2024 года владеющая холдингом американская компания Universal Beverage Company заявила о незаконности смены владельцев у ее предприятий и обратилась с соответствующим письмом в администрацию президента РФ.

«ВкусВилл» начал тестировать формат «гастродарк» – гибрид склада с сервисами для офлайн-покупателей. В гастродарке покупателям доступны сервисы «Сгоряча», «Кафе-пекарня», рыбные и мясные витрины. Также сеть запустила первый мультисервисный магазин с фудкортом, который отличается увеличенной площадью, широким ассортиментом продукции для здорового питания и разнообразием сервисов для питания.

«Магнит Косметик» открыл первый франчайзинговый магазин в поселке Первомайское Ленинградской области.

На рынке зафиксировали острую нехватку складов: доля свободных площадей опустилась ниже 1%.

«Ригла» принялась активно поглощать конкурентов.

Сначала приобрела три аптечные компании: «Аптека 52», «Вита+» и «Первая аптека», имеющие по одной-две точки в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Затем начала переговоры о приобретении объединенной аптечной сети «Аптеки миницен» и «Новая аптека». В случае успешного согласования сделки «Ригла» станет владельцем 282 точек, расположенных во всех субъектах Дальневосточного федерального округа (ДФО), за исключением Чукотского АО. В декабре «Ригла» стала владельцем аптечной сети «Норма» в Ростовской области.

Сеть дискаунтеров «Правда!», основанная в Поволжье, начала закрывать магазины. Компания входит в ту же группу, что и сеть «Рубль бум», чей бизнес с конца 2023 года к концу лета 2024 года сократился в 1,5 раза.

Фото: Solarisys/Shutterstock/Fotodom

Фото: Solarisys/Shutterstock/Fotodom

 

В ноябре выяснилось, что за год на российский рынок вышли 11 ритейлеров из Китая и Южной Кореи. Их доля среди всех дебютантов выросла за год на 50 пп. до 55%. Из всех азиатских брендов, появившихся в России в этом году, на фэшн-сегмент пришлось 69%, остальные специализируются на продажах электроники, 25% от общего числа дебютантов на российском рынке занимают бренды из ЕС, среди которых итальянские Parpa и Rinascimento, испанская Bimba y Lola. Доля новых марок из Турции сократилась на 48 пп. – до 10%. Свои магазины в России открыли только две турецкие сети – Mai Collection и Chakra. Также снизилась доля новых ритейлеров из СНГ – на 6 пп. – до 4%.

С начала 2024 года 12 российских брендов вышли на рынок Дубая, что практически в два раза меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года, когда было зафиксировано 23 новых открытия. Замедление темпов выхода в регион новых брендов связано с нехваткой площадей в качественных торговых центрах и ростом арендных ставок. Намерение открыть свои точки в Эмиратах выразили еще порядка 15 брендов, большую часть из которых составляют представители общественного питания.

«Горбушкин двор» и «Красный богатырь» перешли в собственность государства. «Мещанский районный суд Москвы вынес решение о национализации бизнес-центров и торговых комплексов, связанных с экс-банкиром Алексеем Хотиным. Речь идет о 27 объектах недвижимости площадью свыше 1,5 млн кв. м.

Число пользователей Rutube превысило 67 млн.

Фото: Natalya_Maisheva/Shutterstock/Fotodom

 

Декабрь традиционно стал месяцем подведения итогов «Черной пятницы». По данным партнерской сети «Адмитад», в этом году россияне потратили за неделю распродажи на 15% больше, чем в 2023-м, но всего на 7% больше, чем в обычный период в этом году. Эффект «Черной пятницы» растворился среди других важных промо, например, распродажи 11.11 или Всемирного дня шопинга. Сейчас почти каждый бренд перешел на агрессивную политику в отношении скидок. Пресыщенность скидками сказывается на поведении покупателей: они предпочитают откладывать товары в избранное, чтобы дождаться лучшей цены на конкретные позиции. Распродажные периоды больше не вызывают былого ажиотажа.

В декабре наконец-то свершилась крупная M&A на рынке ритейла – «Лента» приобрела сеть дрогери «Улыбка радуги».

Сделка реализована в рамках стратегии трансформации «Ленты» в мультиформатного игрока и позволит ей закрепиться на растущем рынке парфюмерно-косметической продукции.

Источник: Пресс-служба Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы

Открылись четыре магазина новой сети «Сделано в Москве». В магазинах представлено больше 400 локальных брендов. Ассортимент включает одежду, аксессуары, косметику, декор для дома, детские книги и игрушки, спортивные товары и многое другое.

В «Мега Белая дача» открылся первый российский магазин английского бренда Lee Cooper. О своих планах открыть магазины в России заявили еще 13 международных брендов, 10 из которых специализируются на одежде, обуви и аксессуарах. Семь торговых марок – представители европейских стран.

Ralf Ringer, производитель обуви, имеющий четыре фабрики внутри страны и развивающий розничную сеть, признан банкротом.

X5 Group продала одну из компаний, которая входила в X5 Import, – торговый дом «Лабаз». Теперь «Лабаз» будет работать на рынке как независимая компания, но по-прежнему останется стратегическим партнером Х5 по импортным операциям. Х5 Import работает более чем с 1500 поставщиками из 70 стран мира.

Невыгодный курс и опасения о возможной девальвации рубля вынудили многих китайских продавцов прекратить торговлю на российских площадках в ожидании более благоприятных и предсказуемых условий. На «Яндекс Маркете», Ozon и Wildberries работает порядка 150 тыс. китайских экспортеров. Немногие из них хотят отказываться от российского рынка, но считают риски слишком высокими.

Под конец года аналитики «ЮMoney» опросили россиян, какие подарки они хотят получить на Новый год. Выяснилось, что большинство опрошенных хотели бы получить на Новый год деньги (32% ответов) и смартфоны (21% ответов). Для 11% лучший подарок – это жених или невеста, а для 10% – здоровье. По 4% мечтают о путешествиях, столько же хотят получить в подарок наушники, ювелирные украшения и парфюм, 2% – книги и пластинки, а 1% – фен. Среди других вариантов – положительный тест на беременность, брендовая одежда, VR-шлем, подарочный сертификат на косметику и умная колонка.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами