Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
11 627
Поделиться
Китайский летчик Taobao
Объясняя причину традиционного новогоднего коллапса, «Почта России» нашла крайнего: якобы в преддверии праздника россияне заказали так много товаров в китайских интернет-магазинах, что почта Китая едва справлялась с валом отправлений.
«Почта России» подсчитала, что в 2012 году приняла из-за рубежа около 15 млн мелких пакетов — в два раза больше, чем годом ранее. Обычно в таких пакетах весом до 2 кг находятся гаджеты и одежда. По оценке «Почты России», 70% этих посылок — заказы из интернет-магазинов, и свыше 40% приходят именно из Китая.
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов не верит оправданиям «Почты России»: «Коллапс на почте Китая, которая ежегодно отправляет более 5 млрд посылок,— это вообще смешно». Тем не менее статистика почтовой службы отражает важный тренд, от которого отечественным онлайн-ритейлерам может стать совсем не весело. В Китае расположено огромное количество производств, поэтому россияне покупают там все больше — и в интернет-магазинах, и напрямую у производителей.
Осенью прошлого года гендиректор KupiVIP.ru Оскар Хартманн открыто заявил о необходимости поддержки российской e-commerce. Российские компании, торгующие импортным товаром, вынуждены платить таможенные пошлины. Между тем посылки стоимостью до 1 тыс. евро таможенной пошлиной не облагаются. В итоге покупки в зарубежных интернет-магазинах обходятся россиянам дешевле, чем в отечественных. Хартманн предложил обнулить пошлину на всю импортируемую одежду, чтобы все участники рынка находились в равных условиях.
Пока одни российские бизнесмены думают, как конкурировать с зарубежными интернет-магазинами, другие зарабатывают на них. В 2010 году крупнейший китайский интернет-магазин Taobao.com, чей ассортимент насчитывает более 800 млн позиций, создал программу Taobao Open Platform, которая позволяет независимым предпринимателям в короткие сроки создать витрину китайского сайта и продавать его товары через свою площадку.
Первым партнером Taobao в России стал сайт RuTaobao.com, созданный весной 2010 года Сергеем Синюгиным, Алексеем Нетрусовым и Анастасией Ковалевой.
Бизнес-модель
была проста: пользователи выбирали товар в русскоязычном каталоге (это принципиально важно, так как у Taobao.com нет даже англоязычной версии) и переводили деньги на счет интернет-магазина. После этого представители RuTaobao.com в Китае получали товар от продавца, проверяли его качество и отправляли заказ в Россию. По наблюдениям участников рынка, наценка RuTaobao.com на товары достигает 50% без учета стоимости доставки в Россию. Особенно сервис оказался популярен в провинциальных городах. «В небольшом российском районном центре нет многих товаров — их можно купить только в Китае через интернет»,— поясняет представитель RuTaobao.com Юлия Попова. По ее словам, более 80% клиентов сервиса живут в регионах России.
RuTaobao.com по-прежнему остается крупнейшим игроком в сегменте российско-китайской электронной коммерции. Его выручка в 2012 году выросла на 130%, до $35 млн. Но сегодня он работает на весьма конкурентном поле и теряет долю рынка. Основатели RuTaobao.com разошлись. Синюгин продолжил развивать прежний проект, а Нетрусов и Ковалева в 2012 году запустили его аналог — Vivatao.com. За последние полгода на рынке посредников между российскими покупателями и китайскими продавцами наблюдается настоящий бум.
С лета 2012 года Роман Кошелев, создатель платформы Opentao, подключил к каталогу Taobao.com 150 сайтов, 120 из них на русском языке. По оценке бизнесмена, общее число русскоязычных сайтов — посредников китайского гиганта перевалило за 1 тыс. Услугами Кошелева пользуются две категории предпринимателей. Во-первых, это люди, которые живут в Китае, на форумах собирают заказы россиян, покупают товары на Taobao.com и переправляют в Россию. Теперь эти посредники решили сделать «цивилизованный» сервис. Во-вторых, это бизнесмены, у которых есть онлайн-магазины в России. «У некоторых из них дела идут плохо, и они переключаются на обслуживание Taobao.com»,— рассказывает Кошелев.
Интрига в том, что вал посылок из Китая может ухудшить положение даже тех российских интернет-магазинов, которые сегодня чувствуют себя хорошо.
20 раз. На столько выросло количество платежей в адрес зарубежных интернет-магазинов в 2012 году в системе «Яндекс.Деньги», сообщила Ассоциация компаний интернет-торговли. Большая часть этих магазинов — китайские. Средняя стоимость покупки в зарубежных интернет-магазинах, по данным «Яндекс.Деньги», составила 2,7 тыс. руб., в российских — 3,5 тыс. руб.
Секрет Фирмы |
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?