Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Холодный расчет Какое оборудование нужно для гипермаркета?/ Холодильное оборудование
torgovoedelo.com
В классическом понимании гипермаркет — это крупноформатный магазин, площадь которого составляет от пяти до пятнадцати тысяч квадратных метров, а ассортимент достигает 40 – 70 тыс. товаров. С примерно одинаковым количеством продуктов и товаров группы non-food. Появившись сравнительно недавно, гипермаркет становится интереен практически всем – как покупателям, так и ритейлерам. Одних он привлекает широким ассортиментом, большим количеством брендов и системой самообслуживания, другим выгоден быстрый оборот продукции. Статистика говорит о том, что сейчас в Восточной Европе на каждые 30–40 тыс. жителей приходится по одному продуктовому гипермаркету, в странах же ЕС нередки случаи, когда даже в небольших городах расположены по 2-3 магазина крупного формата.
Несмотря на то, что Украине пока что далеко до такой наполняемости торговыми площадями, уже сейчас каждая крупная сеть старается обзавестись крупноформатной торговой точкой. Наличие гипермаркетов в сети, по мнению Евгения Паршука, руководителя отдела продаж компании «Балтик-Мастер», помогает ей создать или усилить собственный бренд и завоевать доверие покупателей.
Важнейшим шагом в открытии магазина крупного формата является проектирование торгового пространства (продуманная концепция позволит покупателю в комфортных условиях совершать покупки, а продавцу сократить издержки, связанные с хранением, доставкой и выкладкой товаров) и выбор оборудования, которое предоставляет оптимальные условия для экспозиции и хранения продукции. А так как, по оценкам экспертов, более половины всего оборота продуктовых отделов гипермаркета осуществляется за счет товаров, требующих хранения с помощью холодильного оборудования, то именно к его выбору следует подходить с особой тщательностью. О специфике оснащения гипермаркетов холодильной техникой нам рассказали представители компаний, реализовавших на отечественном рынке целый ряд подобных проектов.
«Сердце и сердцевина» магазина – выносной холод
Когда речь заходит о холоде для гипермаркета, считает Игорь Лукин, руководитель отдела магазиностроения компании «Торговый Дизайн», то, прежде всего, имеют в виду оборудование с выносным холодом – благодаря ряду преимуществ, которые оно предоставляет. Прежде всего – возможности расположить оснащение в линию любой длины и конфигурации. Это позволяет создавать индивидуальный проект планировки торгового зала, с учетом особенностей конкретного магазина. Кроме того, при удалении системы холодильных агрегатов в подсобное помещение минимизируется уровень шума в торговом зале. Немаловажным фактором является и надежность: по сравнению с компрессорами, используемыми в прилавках со встроенным агрегатом, срок службы компрессоров системы центрального холодоснабжения в 2-2,5 раза выше. К тому же в этом случае возможно использовать компьютерный мониторинг системы выносного холодоснабжения.
Чтобы обеспечить работу оборудования на выносном холоде, в гипермаркетах обычно устанавливают три централи: низкотемпературную, отвечающую за работу морозильных ванн и камер с соответствующим режимом, а также среднетемпературные для витрин, горок и камер, и еще одну для холодильных комнат. В отдельных проектах с целью экономии применяют две централи, подключая климатические цеха к среднетемпературной.
На этапе расчета централи, советует Игорь Лукин, — главное грамотно ее рассчитать с запасом не менее 15% от потребляемой мощности. Также нужно учитывать близость магазина к близлежащим домам — уровень шума от конденсаторов должен соответствовать нормам, иначе за тихоходность оборудования придется доплатить кругленькую сумму. Очень важно чтобы на стадии подготовки торгового зала к монтажу оборудования, компания продавец и строительный генподрядчик сработали как одно целое – это поможет избежать ошибок в размещении магистралей, точек слива воды, точек подключения к электроснабжению и др. В случае ошибки строителей, процесс сборки и подключения затягивается.
В дальнейшем не менее важен правильный выбор холодильной мебели, ее характеристик и дизайна. Оборудование торгового зала должно быть грамотно расположено, удобно как для покупателя, так и обслуживающего персонала гипермаркета. В процентом отношении, считает Евгений Паршук, комплект оснащения для гипермаркета состоит из:
- холодильных витрин (35-40%);
- пристенных охлаждаемых стеллажей (35-50%);
- низкотемпературного оборудования (оставшаяся часть).
Как «под линейку»
Одну из главных ролей в этом перечне эксперты отводят морозильным бонетам. «В любом магазине крупного формата, — говорит Игорь Лукин, — конечно же, будут длинные линии двухстворчатых боннет. Если магазин работает не круглосуточно, то есть смысл включить такую опцию как «ночные шторки» для экономии электроэнергии, так как оборудование не будет работать в полную мощность». К специальным позициям можно отнести двухсекционные ванны с комбинированным температурным режимом. Наличие в них двух испарителей и возможности раздельного управления температурой позволяют в одном отделении поддерживать режим –18-20С, оптимальный для продажи «заморозки», а во втором — 0+2С, подходящий для реализации гастрономических товаров. Удобство использования ванны в крупноформатном магазине заключается в том, что процесс контроля за выкладкой упрощается: товар загружается с утра и реализуется на протяжении практически всего дня без участия продавцов.
Не менее важны в магазине пристенные охлаждаемые стеллажи (регалы). Около 90% регалов на рынке страны, по мнению экспертов, даже представляющие таких известных производителей, как Bonnet Neve(hi-fi класс), Linde (premium класс), являются моделями из простых линеек с одинарной воздушной завесой. Модели с двумя и тремя воздушными завесами модели очень технологичны, экономны, но стоят очень дорого. Также к преимуществу, которое есть не у всех производителей, можно отнести полки больше 515 см . «Представим, что в гипермаркете 2 линии регалов по 15 метров , — предполагает Игорь Лукин. — В каждом из них по 5 полок, и легко посчитать, что если увеличить полку например на 10 см и она станет 615 см , то площадь выкладки увеличится на 15 м .квадратных, это большой плюс для продавца».
В некоторых сетях используется такое решение, как пристенные стеллажи, встраиваемые непосредственно в холодильную камеру.
Наряду с ваннами и стеллажами популярны у ритейлеров витрины, выбор которых колосальный, а модификаций десятки. Идеальным для крупного магазина вариантом является использование линейки витрин, включающей все возможные их типы: средне- и низкотемпературные, тепловые, специализированные кондитерские и рыбные, витрины для продажи пиццы, горячие витрины для готовых продуктов, витрины для рыбы на льду и т.д.
Общее требование ко всем видам холодильного оборудования – максимальные габаритные размеры. Глубина выставочной экспозиции (площадь выкладки), по мнению Игоря Лукина, колеблется от 800 до 1100 см – чем больше глубина выкладки, тем дороже витрина.
Помимо традиционных гастрономических витрин, гипермаркеты часто приобретают витрины с низким стеклом типа self-service – для самообслуживания. Витрины самообслуживания в гипермаркете встраиваются в линию гастрономических и предназначены для продажи уже упакованного товара в отделах, где его реализация осуществляется через продавца.
При планировании расположения витрин не советует забывать об охлаждаемом ящике для суточного запаса товара, который предусмотрен не у всех производителей, но очень востребован. Такой ящик, считает Игорь Лукин, можно заменить обычным холодильником, и перекладывать товар туда сюда, утром и вечером, но не всегда это возможно, если витрины расположены в середине торгового зала по островному принципу, то носить продукты через весь торговый зал вряд ли можно считать оправданным.
«Арктика» в магазине
Еще одним решением, позволяющим обеспечить максимальную площадь выкладки с наименьшими затратами на оборудование является холодильная комната. Она может быть изолирована от остального торгового зала или сообщаться с ним (в случае, если задана температура для фруктов и овощей или рыбы и морепродуктов, как в вышеупомянутом магазине). Благодаря мощным воздухоохладителям заданный режим эффективно поддерживается во всем объеме холодильной комнаты, соответственно, потребность в холодильниках отпадает – товар выкладывается на сухих стеллажах. Конструкция камеры проста: сэндвич-панели из полистирола или пенополиуритана, специальные двери, воздухоохладитель в камере, освещение, и пол, бетонированный или настеленный металл рефленый не меньше чем 3мм. Но при кажущейся простоте, отмечают специалисты, очень часто допускается одна ошибка: в камере с минусовой температурой пол должен быть обязательно с подогревом — для этого его утепляют все той же сэндвич панелью толщиной 10 см . Но чтобы не было перепада из коридора в камеру, для персонала который закатывает тележку с товаром, нужно учитывать так называемый «приямок», чтобы пол в камере был на одном уровне с коридором.
Не стоит забывать при покупке холода и о собственных производственных цехах — мясных, кулинарных, по выпечке хлебобулочных изделий — имея их «под рукой», ритейлер не только расширяет свой ассортимент, но и получает конкурентные преимущества перед своими конкурентами.
В целом же, как считают специалисты, в оснащении холодом супермаркета и гипермаркета не наблюдается больших различий – все дело только в объеме и размерах. . «Большой гипермаркет, — считает Игорь Капля, — можно сравнить с промышленным объектом. Если в маленькой торговой точке достаточно поставить компрессор или станцию, состоящую из двух компрессоров, то в гипермаркете, с его огромными объемами, может понадобиться и 5, и 10 компрессоров. Добавьте к этому огромные трубопроводы и магистрали — количество потребляемого холода очень большое! В другом особых отличий между супермаркетом и гипермаркетом нет». Кроме того, многое зависит от специфики торговой точки. «Конечно, — уверен Игорь Малашенко, — существует определенный стандартный набор – холодильные горки, морозильные боннеты, витринная группа для разных типов продаж (кондитерские витрины, холодильные, self-service), бонеты, лари, горки и шкафы. Но окончательный набор оборудования зависит от ассортимента, который ритейлер намерен реализовать в своем магазине. Люди, которые инвестируют огромные деньги в оборудование, приходят к нам с четким видением того, сколько горок, бонет и т.д. им нужно для реализации намеченных целей именно в данном маркете». При этом как сами эксперты, так и ритейлеры сходятся в одном: у гипермаркета, наряду с «магазинами у дома» — самые перспективные форматы. Поэтому уже сейчас нужно учиться осваивать все «тонкости работы» в них.
-------------------------
Комментарий специалиста Игорь Капля, руководитель отдела корпоративных клиентов ООО Компания «Дом Оборудования»О «стандартном» наборе оборудования и его стоимости
Очень многое зависит от ассортимента магазина и планировки – у каждой из сетей свои особые «фишки», которые влияют на количество оборудования. Поэтому сказать, что в гипермаркете должно быть определенное количество каких-то боннет или пристенных стеллажей, не представляется возможным.
По этой же причине нельзя назвать минимум-максимум средств, которые владельцу понадобится потратить на оснащение гипермаркета холодом.
Комментарий специалиста Евгений Паршук, руководитель отдела продаж (компания «Балтик-Мастер»)
О преимуществах крупного формата
Открывая большой магазин, ритейлер, образно говоря, создает собственный бренд. Если у компании есть гипермаркет, то это служит показателем ее способности работать в любом, в том числе и крупном формате.
Пока что в Украине гипермаркеты представлены не так широко, как на Западе, или в России. В то же время они очень перспективны. И многие заказчики понимают это: они приходят с уже сформировавшимся представлением о том, что хотят получить, какой ассортимент будут продавать.
Об особенностях холода в гипермаркете
1. Прежде всего, в оснащении гипермаркетов применяется только выносной холод. При этом используют, как правило, три централи: две на среднюю температуру (для холодильной мебели и среднетемпературных камер) и одна на низкую. Иногда централи на среднюю температуру могут быть совмещены.
2. Вторая особенность — употребление оборудования с большей площадью выкладки. Так как магазины крупного формата работают с невысокой рентабельностью, прибыль они получают за счет оборота. Соответственно, чтобы получить большой объем, нужно иметь оборудование с большей товарной выкладкой.
О «стандартном» наборе оборудования и его стоимости
Так как заказчики, решившиеся открыть гипермаркет – обычно люди с очень большим опытом в торговле, каждый из них привык работать по собственным принципам и подбирать под эти цели оборудование. Следовательно, говорить о наличии каких-то стандартов не представляется возможным.
Исходя из опыта, можно привести примерный перечень оборудования:
- холодильные витрины 35-40%
- пристенные охлаждаемые стеллажи – 35-50%
- оставшаяся часть – низкотемпературное оборудование.
Но все, еще раз повторюсь, зависит от специфики работы оператора и размера самого гипермаркета (от 5 до 15 тыс. кв м). По этой же причине невозможно назвать и сумму, необходимую для покупки оборудования.
Могу только сказать, что стоимость холодильной мебели для гипермаркета – от 400 тыс. евро до одного миллиона.
Комментарий специалиста Игорь Малашенко, директор по развитию компании «Новый Проект»
(с 1992 г ., комплексное оснащение объектов торговли)
О наборе оборудования для гипермаркета
Существующее мнение о том, что для гипермаркета нужна какая-то особая линейка оборудования – миф. Точно такой же, как и утверждение о том, что в магазине крупного формата должно быть обязательно три централи.
Об украинской специфике и ошибках в оснащении гипермаркетов
По большому счету никакой «украинской специфики» нет. У нас в стране работают точно такие же магазины крупного формата, как, скажем, в Германии или Италии. И продают продукты практически тех же производителей.
Особенности же ритейл-рынка на нынешнем этапе – почти полное отсутствие конкуренции. Скажем, только в столице для полного удовлетворения потребности покупателей должно быть не меньше 800-900 супермаркетов и гипермаркетов, пока же их меньше сотни. То есть, жесткой борьбы за покупателя, которая должна быть на развитом рынке, нет. Что позволяет торговцам действовать так, как они хотят. И, в первую очередь, экономить на оборудовании, устанавливать более дешевое и худшего качества.
Но такая попытка «экономить на спичках» ведет к снижению ликвидности бизнеса. И если в дальнейшем украинские ритейлеры изъявят желание продать его, то столкнутся с невозможностью получить достойные деньги: инвестора не интересует недвижимость или операционная прибыль. Ему интересен ликвидный бизнес в целом. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить безуспешные попытки некоторых сетей найти западного покупателя. Я уже не говорю о том, что эксплуатационные расходы некачественного оборудования впоследствии окажутся явно убыточными.
Еще одна ошибка, которую совершают владельцы магазинов крупного формата (и не только они) – попытка «делить на группы» оборудование и проводить отдельные тендеры по каждой из групп. Опыт показывает: то, что кажется дешевле по частям, на выходе оказывается дороже.
Поэтому рекомендую отечественным ритейлерам не обманывать себя и просчитывать свои действия хотя бы на несколько шагов вперед.
Комментарий специалиста Игорь Лукин, руководитель отдела магазиностроения компании «Торговый Дизайн»
Важную роль в оснащении гипермаркета играет холодильная мебель, ее характеристики и конечно же дизайн, без которого не создашь надежный и привлекательный магазин. Особенности оснащения торговой точки крупного формата заключаются в том, чтобы оборудование торгового зала было очень грамотно расположено, удобно как для покупателя, так и обслуживающего персонала супермаркета. В данное время у некоторых операторов на рынке Украины есть свои проектные группы которые именно этим и занимаются, у других же нет на это средства и желания. Но для создания концепта гипермаркета можно обратиться в любую из крупнейших компаний продавцов оборудования — их не так уж и много. После того как окончательный план супермаркета готов, предстоит второй этап, подобрать оборудование торгового зала.
Немаловажная часть любого супер и гипермаркета — собственные производственные цеха , как мясные, кулинарные, так и по выпечке хлебобулочных изделий. Таким образом, имея все под рукой, ритейлер расширяет свой ассортимент, делает неповторимые булочки, которых нет у конкурента. Наличие линии готовых продуктов очень удобно для клиента – говорю, исходя из собственного опыта.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.