Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
678

Поделиться

Халяльная продукция: что выбирает российский покупатель?

Сертификат «Халяль» все чаще становится маркером качества для потребителей независимо от их национальности и конфессии. Строгие требования системы сертификации отсекают продукцию с содержанием ГМО и требуют соблюдения ряда условий, на которые готовы пойти лишь уверенные в своем производстве и продукте поставщики. Насколько сложно соответствовать всем критериям и какую продукцию под специальной маркировкой чаще выбирают российские покупатели? Мнениями в этой статье поделились эксперты компаний Metro, «Байрам», «Бахетле» и «Черкизово».

Источник: BearFotos/Shutterstock

Источник: BearFotos/Shutterstock

Что такое халяльные продукты?

С арабского термин «халяль» переводится как «разрешенный» или «дозволенный». Это понятие относится не только к пище – халяльными могут быть и косметика, и одежда, и даже вид отдыха. В широком смысле халяль – это все, что дозволено мусульманину.

Но чаще всего данное слово употребляется именно в контексте еды. Халяльной является та продукция, которая не нарушает исламские пищевые запреты и маркируется специальным знаком «Халяль». Это предполагает в том числе исключение из состава запрещенных исламом ингредиентов. Огромное число пищевых добавок, которые в России и Европе разрешено употреблять, система «Халяль» не допускает к использованию. Например, усилители вкуса или консерванты, применяемые при производстве мяса, рыбы, маргарина, майонеза, кетчупа, газировки и прочего ряда продуктов.

Источник: Bannafarsai_Stock /Shutterstock

Источник: Bannafarsai_Stock /Shutterstock

Строже – значит, лучше

С точки зрения мусульманина, значок «Халяль» на упаковке говорит о том, что данный продукт он может употребить в пищу без каких-либо опасений. И потребление халяльной продукции в России стабильно растет. По оценке компании Agrifood Strategies, спрос на нее за последние пять лет прирастает на 2–3% в год.

Отчасти это связано с увеличением доли мусульман среди населения. Но еще одним фактором роста спроса на халяльную продукцию является ее растущая популярность среди российских потребителей, не исповедующих ислам. Покупатели сейчас все больше ориентируются на ЗОЖ. Люди ищут более чистые и безопасные продукты и обращают внимание на наличие на упаковках знаков, которые на эту безопасность указывают.

Производителям при этом выйти на рынок халяльной продукции довольно сложно. Компания должна иметь сертификат соответствия, который подтверждает, что ее товары отвечают стандартам «Халяль». Для его получения требуется предоставить к изучению экспертами полный список документов – используемых ингредиентов, на утилизацию, дезинфекцию, дератизацию, дезинсекцию, а также спецификацию и сертификаты «Халяль» на сырье, если они есть. Словом, подтверждать приходится все – вплоть до дезинфицирующих и моющих средств. Кроме того, требуется тщательное соблюдение гигиены сотрудников на всех этапах производства. Особые требования предъявляются к оборудованию и складам: продукцию халяль нельзя хранить и даже перевозить вместе с обычными продуктами.

Потому маркировка «Халяль» воспринимается как признак более натурального, полезного продукта, лучше отвечающего принципам здорового питания.

Однако спрос на халяльную продукцию пока все же остается выше в регионах с высокой концентрацией потребителей-мусульман – это Татарстан и Башкирия. Также много потребителей халяльной продукции сконцентрировано в Москве.

«Халяльная продукция составляет до 5% оборота сети»

Павел Антипин, генеральный директор УК «Салют» (сети «Байрам» и «Сабантуй»):

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

«Мы работаем в Башкортостане, это мусульманская республика. И, конечно, мы не можем и не хотим оставлять наших покупателей без продукции халяль. Это интересное для нас направление, и сейчас халяльные продукты составляют в нашем обороте порядка 5%.

Отмечу, что данное направление мы развиваем уже много лет. Однако ранее сертификат «Халяль» не находился под столь строгим контролем, как сейчас. Были случаи, когда эту маркировку производители наносили на упаковку самостоятельно, даже на ту, товар в которой не соответствовал стандартам. Это привело к тому, что люди стали меньше доверять данному знаку. Но сейчас работу по сертификации взяла на себя «Российская система качества». Регламенты там очень строгие, и они соответствуют всем необходимым требованиям.

Именно поэтому у поставщиков, с которыми мы сейчас сотрудничаем, мы запрашиваем именно такой сертификат.

В дальнейшем мы видим направление халяль перспективным и планируем развивать представленность такой продукции во всех возможных категориях».

«Халяльное производство в супермаркетах организовать невозможно, однако мы нацелены получить сертификат для собственной фабрики»

Николай Ивлев, директор по маркетингу группы компаний «Бахетле»:

«В Республике Татарстан, где практически половина населения исповедует ислам, спрос на халяльную продукцию всегда был стабильно высоким, а сейчас растет благодаря тренду на здоровое питание. Для многих покупателей халяль – это дополнительная гарантия качества и безопасности продукции.

Группа компаний «Бахетле» стремится удовлетворять растущий спрос, предлагая в том числе такие редкие продукты, как конина и баранина от фермерских хозяйств. В целом в супермаркетах «Бахетле» представлен большой ассортимент покупной халяльной продукции — более 200 SKU. Спрос есть и среди клиентов, которых «Бахетле» обеспечивает корпоративным питанием: к примеру, работникам заводов СИБУР интересен халяльный ассортимент. Также «Бахетле» снабжает сертифицированной халяльной продукцией 263 школы и детских сада в девяти районах Татарстана. Такое питание получают 78 тыс. детей.

Для собственного производства группа компаний закупает 80% сырья у местных фермеров, в том числе и сертифицированное халяльное сырье – охлажденное мясо говядины, конины, курицы, баранины. Трудностей с поставками такого сырья нет благодаря наличию множества локальных производителей в Татарстане и других регионах, где поставщики имеют сертификаты «Халяль».

Процесс сертификации «Халяль» действительно сложен. В супермаркетах «Бахетле» действует собственное кулинарное производство, ассортимент готовой еды очень широк и включает блюда из свинины. Поэтому, учитывая требования к разделению производства продуктов из свинины и халяльных блюд, халяльное производство в супермаркетах организовать невозможно. Однако группа компаний нацелена на получение сертификата «Халяль» для продукции, производимой на фабрике «Бахетле», что позволит еще больше расширить количество товаров в этой категории».

«Мы предлагаем более 120 SKU халяльной продукции и планируем расширять ее представленность»

Нина Королева, руководитель по закупкам свежих продуктов Metro:

Фото: Metro

Фото: Metro

«Мы в Metro оцениваем увеличение спроса на халяльную продукцию за последние три года.

Причиной такого интереса служит тенденция клиентов к потреблению безопасных продуктов, качество которых подтверждено сертификацией. Мы наблюдаем активно развивающийся тренд на здоровое и экологичное питание во всех регионах России с наиболее активной динамикой спроса в Уральском, Поволжском и Южном регионах. А так как халяль – это экологически чистые продукты, при изготовлении которых недопустимо использовать ГМО, антибиотиков, химикатов, данная продукция автоматически вызывает доверие у клиента и соответствует здоровому образу жизни.

С учетом локального ассортимента в категории «Халяль» Metro сейчас предлагает более 120 SKU. Это на 12% больше, чем в прошлом году. Лидеры категории представлены охлажденным мясом (говядина, баранина), колбасами и деликатесами. Также в ассортименте большой выбор охлажденной птицы (курица, утка, индейка). Кроме того, присутствуют редкие продукты с подобной сертификацией: растительное мясо, безалкогольные вина, различные виды теста, сыры. Продукция халяль представлена и товарами собственной торговой марки Metro Chef.

Планируется расширение категории за счет линейки говядины, полуфабрикатов из курицы и куриных яиц».

Фото: Metro
Фото: Metro
Фото: Metro
Фото: Metro

«Ориентируемся на запросы потребителей и предлагаем более современные варианты халяльной продукции»

Олег Трутнев, руководитель пресс-службы группы «Черкизово»:

«Халяльная продукция группы «Черкизово» производится на шести предприятиях компании в разных регионах России из мяса, получаемого с собственных ферм. У предприятий есть сертификаты на соответствие стандартам «Халяль» в ряде ближневосточных государств. На производственных площадках работают сотрудники-мусульмане, осуществляющие ручной убой птицы.

Группа «Черкизово» имеет в ассортименте несколько халяльных брендов, под которыми выпускается продукция из мяса курицы и индейки. Так, например, бренд «Латифа», существующий с 2015 года, занимает первое место по продажам в натуральном выражении среди халяльного куриного мяса в Центральном федеральном округе. С 2023 года под этим же брендом компания начала выпускать мясо индейки. А специально для экспорта в мусульманские страны в 2016 году «Черкизово» была разработана линейка халяльной продукции под маркой Dajajti («Моя курочка»).

Рынок халяльного мяса птицы достаточно консервативен и представлен в основном традиционными категориями тушки и разделки. Однако, следуя запросам потребителей, мы предлагаем более современные продукты, такие как, например, стейк грудки индейки с восточными специями или куриный шашлык «Дастархан». В ассортименте халяль представлены как классические продукты – тушка и разделка, так и полуфабрикаты: цыпленок табака, шашлык в маринаде и стейк в специях из мяса индейки.

В общих продажах куриного мяса на халяльную продукцию сегодня приходится около 6%, в индейке эта доля пока занимает около 1%, но имеет большой потенциал для увеличения.

Каждая партия халяльной продукции, выпускаемая нашими предприятиями, сопровождается сертификатом «Халяль». Он подтверждает соответствие продукции, процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов и положениям стандартов «Халяль». Проверки со стороны органа по сертификации проводятся ежегодно.

Мы планируем и дальше активно развивать халяльную линейку, запуская новые продукты в мясе как курицы, так и индейки. Также мы планируем повышать интерес к данной категории и к бренду «Латифа» посредством размещения рекламы на ТВ, участия в крупных спонсорских проектах и проведения активностей в торговых точках».

Фото: Бахетле

Фото: Бахетле

Что дальше?

Учитывая растущий интерес сетей и производителей к халяльной продукции, можно предположить дальнейшее интенсивное развитие производства продукции в данной категории. Игроки рынка продолжают «продвигать» эти товары, повышая уровень осведомленности покупателей о том, что конкретно означает данная маркировка на упаковке с товаром.

И если раньше сертификаты «Халяль» могла выдавать практически любая сертифицирующая организация, то сейчас орган сертификации такой продукции должен в обязательном порядке пройти государственную аккредитацию. Это значит, что совершить подлог становится все труднее, а завоевать лояльность покупателей будет проще.

Людмила Клыженко, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Ирина Петрова, «М.Видео-Эльдорадо»: «Мы стремимся к тому, чтобы наши сотрудники были влюблены в свою профессию»

О новой стратегии найма и обучения персонала, геймификации, наставничестве и роли промоутеров в магазине.

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами