Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Касса оперативного реагирования
Приход N4
До середины XIX века кассовых аппаратов не существовало. Впрочем, там, где отношения строятся на доверии, чек не нужен. Магазины были маленькими, клиентура как на ладони. С появлением крупных универмагов в США (1850-е годы), возникла потребность в документе, который мог бы подтвердить факт покупки (пропало доверие потребителя к продавцу) и достоверность выручки (владелец не доверяет работнику). В 31 стране мира (так называемые фискальные государства), включая Чехию, Литву, Словакию, Швецию, Италию, Аргентину, Южную Корею, Грузию, Россию и другие страны СНГ, еще и отсутствует доверие государства к бизнесу. Из-за этого кассовые аппараты регистрируются в налоговых и снабжаются специальной памятью, с которой инспекторы сверяют полученную отчетность.В советских кассовых аппаратах фискальная память выглядела как контрольная бумажная лента, на которой дублировались все покупки. Подделать ее было почти невозможно, но хранить километры ленты в рулонах совсем не практично. В начале 1990-х от нее отказались в пользу касс с электронной памятью, но содержимое памяти можно было легко изменить («скрутить» выручку) с помощью «жучков» и ноутбука. Поэтому в 2004 году бизнес обязали использовать новое изобретение – ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная). Такая закрытая со всех сторон черная коробочка, из которой выползает чек. Спустя год ЭКЛЗ блокируется, и ее надо нести в налоговую для замены. Данные в памяти ЭКЛЗ зашифрованы, взломать их очень трудно.
Нынешний эксперимент ФНС (проводится с августа 2014 года по февраль 2015-го) – четвертый за всю историю кассовой техники в России. Заключается он в том, что вместо ЭКЛЗ, запоминающей выручку, используется компьютерное устройство – на него устанавливается программа, которая эти данные передает в облако для ФНС. Если это примитивное устройство (калькулятор с функцией печати чека), к нему нужно добавить GPRS-модуль для передачи данных. Уже есть ПО для компьютеров, специальное приложение для смартфонов и планшетов (доступно в AppStore и Google Play).
Подобные системы уже работают в Болгарии, Венгрии, Сербии, Хорватии, Словении, Черногории, Южной Корее, Грузии и фискальных странах, входящих в СНГ. Резонный вопрос: мы отстаем в IT и в этой сфере тоже? «Технологии здесь вторичны,– считает Илья Бублик, руководитель сервиса «Контур.Бухгалтерия» компании «СКБ Контур» (участвует в эксперименте ФНС.– «Деньги»).– Так, в России уже довольно давно возможны обмен электронными счетами-фактурами или представление отчетности по ТКС (телекоммуникационные каналы связи.– «Деньги»). В этом смысле передача сведений по кассовым операциям в режиме онлайн не является чем-то уж совсем технологически новым (хотя задача эта, конечно, довольно сложная). Первичным же действительно являются политическая воля и желание бизнеса».
Как рассказали «Деньгам» в ФНС, новая система может оказаться выгодной для бизнеса – к примеру, снизит издержки на обслуживание кассовой техники с 17 тыс. до 3 тыс. руб. в год на один аппарат. Кроме того, новшество сведет физический контакт с налоговой практически к нулю: регистрировать кассы и отправлять отчетность станут по интернету. А выездные проверки будут проводиться более точечно и с большим основанием. С другой стороны, контролировать выручку можно будет в реальном времени, а не только после снятия Z-отчета (отчет перед инкассацией о дневной выручке). Это полезно в тех случаях, когда есть подозрения, что продавец подворовывает, проводя покупки мимо кассы.
Сейчас в эксперименте участвуют 800 компаний в Москве, Подмосковье, Калуге и Татарстане – в основном те, которые изначально не видят в нововведении минусов. Их волнует лишь качество связи и надежность инфраструктуры. Однако компаниям, которые сознательно не проводят часть выручки черезкассу, такой онлайн-контроль со стороны ФНС может не понравиться. Так, налоговая будет получать данные о выручке и обрабатывать их в автоматизированным режиме, говорят в ФНС. Это должно снизить нагрузку на налоговых инспекторов – в принципе для анализа этого массива данных (а это по сути BigData) можно написать специальную программу-робот, которая при определенных сценариях будет выдавать предупреждения о подозрительных операциях. Налоговики, таким образом, смогут более оперативно реагировать на нарушения.
Другие компании беспокоятся за сохранность коммерческой тайны и не хотят передавать данные о продажах по номенклатуре сторонним компаниям и даже государству (к тому же эти сведения продаются для маркетинговых исследований). Дело в том, что эксперимент предполагает наличие посредника – оператора фискальных данных (ОФД), который будет данные аккумулировать и в ежедневном режиме передавать в ФНС. Сейчас это ГНИВЦ (Главный научно-исследовательский вычислительный центр) ФНС России. Предполагается, что в будущем эту роль отдадут частным компаниям, и таким образом родится новый сектор IT-услуг. Если учесть, что в РФ зарегистрировано около 3,5 млн касс, ежегодный оборот этого рынка (при средних расходах 3 тыс. руб. в год на один аппарат) может составить 10,5 млрд руб.
До конца не понятно, насколько передача данных через интернет будет защищена от хакерского взлома (намеренного со стороны бизнеса или внешнего – неважно). Сейчас алгоритм системы выглядит так: клиент совершает покупку, программа делает запрос в облако ФНС (находится в зоне ответственности ОФД), регистрирует там трансакцию, в подтверждение получает специальный номер и только после этого печатает чек с этим номером (так называемый фискальный признак). Анонимные программисты рассказали «Деньгам», что теоретически любой пакет данных можно перехватить, внедрив вирус. Нужно заставить программу думать, что сведения о покупке были успешно переданы на сервер оператору фискальных данных. Чек отдается покупателю (или не отдается – многие россияне не считают нужным его брать), а ФНС становится «слепой». «Сложность перехвата зависит от того, насколько грамотно сделают верификацию пакетов, пересылаемых от программы к серверу и обратно»,– уточнили собеседники «Денег».
В ФНС, между тем, указывают, что ни одна система не может быть на 100% защищена от взлома и что, если чек выдается покупателю, минуя базу данных налоговых служб, его можно считать фальшивым. По возможности в ФНС будут следить за подозрительными провалами в потоке выручки, но в качестве решения проблемы чиновники впервые предлагают использовать народный контроль.
Выигрыш потребителя
Секрет в том, что любой покупатель сможет проверить, есть ли его чек в базе данных ФНС. Сделать это можно на сайте, вбив данные с чека. Зачем это делать – другой вопрос. По словам замглавы ФНС Даниила Егорова, люди захотят проверять чеки при правильной мотивации. «Например, если будет разыгрываться джип Grand Cherokee, то желания станет больше»,– пояснил он «Деньгам».
Идея не нова: например, с 1998 года подобные лотереи проводятся в Китае, на Тайване, а с недавних пор и в Армении, Азербайджане и Молдавии – система работает.
Кроме того, для потребителя дублирование чека в облаке ФНС означает, что вернуть товар можно будет даже в том случае, если бумажный чек потерялся. Это должно значительно облегчить жизнь тем, кого раздражает домашняя коробка, набитая платежными документами,– ее заменят облако и программа для анализа семейного бюджета. В дальнейшем, считают в ФНС, можно будет и вовсе отказаться от бумажных чеков, перейдя на электронные, присылаемые по SMS или электронной почте. В США и некоторых странах Европы кассиры уже спрашивают: «Какой вы хотите чек?» В конечном счете тогда и бизнесу станут не нужны портативные принтеры, а громоздкие кассы будут вытеснены смартфонами и планшетами.
Артем Никитин, Журнал «Коммерсантъ Деньги»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?