В Израиле ограничение общественной жизни, связанное с предотвращением распространения вируса, началось несколько раньше, чем в России, поэтому процессы, происходящие на рынке торговли Израиля сейчас, позволяют нам заглянуть в будущее, предугадать развитие событий и избежать возможных сложностей. О некоторых характерных трендах потребительского рынка Израиля рассказал управляющий партнер Sabra Capital Гай Збарский на экстренной встрече BBCG.
Каждый день вечером в стране происходит подсчет случаев заражения. Пока число зараженных растет, правительство вводит все новые и новые меры ограничения. В настоящее время в Израиле закрыты все торговые центры, кафе, бары и рестораны, детские сады, школы и другие учебные заведения. После 21 часа не функционирует общественный транспорт, улицы в городах пустуют. Работают только заведения, критически необходимые для поддержания жизнедеятельности: предприятия, производящие продукты питания, магазины, аптеки, а также полиция, больницы, пожарная и прочие экстренные службы. На рынке ритейла отмечено несколько характерных ситуаций.
Например, одна из сетей рискнула спекулировать на ситуации и сильно завысила цены на дезинфицирующий алкогель. Это вызвало немедленную реакцию властей и общественности. Во-первых, в течение суток правительство сделало этому ритейлеру официальное предупреждение, во-вторых, в соцсетях разразился большой скандал, в результате которого сеть получила значительный репутационный удар.
В одной из сетей произошла забастовка – кассиры и продавцы отказались выходить на работу, если им не выдадут маски и перчатки. При этом на рынке имеется дефицит масок и других средств индивидуальной защиты. Необходимо как можно раньше искать выход из этого положения.
Пришло время отвечать за свои слова локальным производителям продуктов питания. Каждый раз, когда государство пытается понизить налоги и увеличить квоты на ввоз продуктов из-за границы, начинается буквально гвалт местных производителей. Они пытаются убедить всех, что льготы импортерам убьют отечественных производителей и в случае форс-мажорных международных ситуаций государство останется ни с чем. Теперь рынок вынужден зависеть от местных производителей. Все пристально смотрят, будут ли они повышать отпускные цены и смогут ли вообще обеспечить население достаточным количеством товаров.
Сильно выросла онлайн-доставка. Многие потребители заказывают товары в интернет-магазинах, и первые дни карантина сайты интернет-магазинов падали, не выдержав нагрузки. Значительно удлинилось время доставки: если обычно товар доставлялся в течение 24 часов, то сейчас средний срок доставки – неделя. При этом многих товаров уже не хватает.
Официально ограничено посещение магазинов. Покупателей в торговые залы запускают партиями – по 10 человек. Остальные ждут возле входа. Рекомендую российским ритейлерам продумать технологию организации партионного запуска покупателей и подготовить сотрудников к его организации, научить, как вести себя в такой ситуации.
Произошел резкий всплеск продаж фитнес-оборудования. Так как фитнес-клубы закрыты, активное движение ограничено, люди занимаются спортом дома. Вырос спрос на тренажеры, беговые дорожки, груши для бокса, гантели и прочее.
Потребители запасались продуктами – за последние две недели значительно выросли продажи киноа и гречки, хотя гречку у нас едят гораздо меньше, чем в России.
Фокус спроса перемещается с еды на другие вещи быта: ломается бытовая техника, требует замены мебель, некоторые начинают делать ремонт квартир, а значит, нуждаются в инструментах и материалах, и так далее. Все заказы в этих сегментах также совершаются онлайн.
Точки роста. Глобальный кризис не повлиял на венчурное финансирование и рынок инвестиций, потому что инвестиции – это игра в долгую, а кризисы обычно длятся всего несколько месяцев. Более того, открылись новые возможности и новые ниши для некоторых стартапов, которые раньше росли с трудом.
Например, резко выросла востребованность «умных» аппаратов для мытья рук. Взлет продаж показали некоторые онлайн-курсы, например, курс приготовления ресторанной еды без шеф-повара. Успешно монетизируются youtube-каналы, нацеленные на продвижение готовых продуктов.
Начали активнее работать ghost kitchen («кухня-призрак», в России принято название
dark kitchen
– ресторан без гостей, работающий только на доставку). Почти все традиционные рестораны переоборудовались и превратились в ghost kitchen. Для этого понадобились онлайн-инструменты, дополнительное программное обеспечение, позволяющее принимать заказы и организовать доставку. Растет число объявлений о наборе курьеров.
Онлайн-доставка – одно из приоритетных направлений развития стартапов и инновационных компаний.
Кризис
активизировал творческий потенциал фаундеров, основателей компаний, которые стали более креативными в развитии проектов и сговорчивыми в переговорах с инвесторами.
Справка
По информации РИА Новости, 19 марта 2020 года Израиль ужесточил карантинные меры.
Жителям страны предписано не выходить из дома, исключение составляют случаи необходимости покупки еды и лекарств. Официально запрещено посещать пляжи, парки, торговые центры и другие общественные места. Нельзя принимать гостей, запрещено собрание более 10 человек, в лифте можно ездить только по одному.
О спикере
Гай Збарский – управляющий партнер Sabra Capital с 2019 г. С 2019 г. венчурный партнер AltaIR Capital. С 2016 г. председатель Keepgo.eu. С 2015 г. – владелец SevenCarat
2009–2018 гг. – основатель и генеральный директор Keepgo Inc.
2008–2009 гг. – генеральный директор Ksoft Ltd
2002–2008 гг. – начальник отдела IDF
2000–2002 гг. – разработчик программного обеспечения M.K.M. Computers
Retail.ru