Декоративное изображение
10 079

Поделиться

Выжившие в кризис шеринг-компании нашли новые направления развития

Из-за коронавирусных ограничений спрос на аренду вещей, как и доходы потребителей, существенно снизились. Ряду прокатов пришлось закрыться. Дмитрий Биге, основатель сервиса аренды вещей Next2U вместе с другими игроками рынка анализирует, как менялась картина в течение года и за счет чего удалось остаться на плаву тем, кто продолжил свое дело в 2021 году.

Первая волна. Резкое падение оборотов

Фото: Next2U

Дмитрий Биге, основатель сервиса аренды вещей Next2U

Полный локдаун в марте – апреле сильнее всего сказался на аренде одежды — в этот период спрос был почти нулевой. Упал спрос на это направление и на нашем сервисе: сразу на 80%. Фактических аренд стало меньше на 95%.

Чтобы показать динамику спроса в первом полугодии, мы оценили поисковые запросы в «Яндексе» за этот период. Графики построены на усредненных данных по кластерам запросов. Это ключевые слова типа «платье» или «свадебное платье», дополнительные ключи «аренда», «прокат» и «напрокат», плюс геолокация.

Фото: Next2U

Ограничения окунули в депрессию целую цепочку бизнесов. Потребителю некуда идти, а значит и нет смысла арендовать одежду. Проводить события нельзя. Когда разрешат — неизвестно, планировать и рисковать никто не хочет.

Вместе с прокатами нарядов и аксессуаров сильно пострадали компании, занятые арендой декора, мебели и оборудования для мероприятий. Вслед за ними: прокаты фото-видео-техники и те, кто снимает на ивентах.

Фото: Next2U

Ирина Круподерова, владелец студии «Платья в прокате», заметила, что прибыль ее бизнеса упала на 65%. Частично сохранился спрос на наряды для съемок и платья для беременных, но цены пришлось повысить из-за затрат на соблюдение необходимых противовирусных мер.

«Мы обеспечили дополнительные условия дезинфекции и химчистки, из-за этого стоимость аренды некоторых платьев выросла. Но люди не особо интересовались дезинфекцией или почему цена выросла — просто очень переживали, что могут заболеть они или их близкие. По этим причинам в прошлом году было больше продаж платьев, в том числе и с ростом активности к Новому году. Это наряды, которые уже не подходят для аренды — мы продаем их в регионы», — делится Ирина.

Фото: Iriska Kruglova/shutterstock

Фото: Iriska Kruglova/shutterstock

Падение спроса коснулось не только вечерних нарядов, но и товаров из категории «Детство». Но коронавирус коронавирусом, а кормление малышей и домашние игры с ребятами постарше — по расписанию. Ограничения в первой половине года не так сильно сказались на аренде сухих бассейнов с шариками и весов для новорожденных — в отличие от карнавальных костюмов, кроваток и колясок.

Фото: Next2U

«Карантин». Выживание и новые бизнес-модели

Самоизоляция выявила новые потребительские привычки: по всему миру росли сервисы с доставкой, возросла популярность электронной коммерции и обучающего онлайн-контента. Для нас особенно актуальным оказалось направление аренды спортивных тренажеров: клубы были закрыты, люди оказались заперты в квартирах и хотели сохранить физическую форму.

Фото: Next2U

В марте каждый день к нам поступали десятки звонков с одним вопросом: «А есть у вас в аренду спортивные тренажеры?». Рост спроса мы понимали, но раньше не развивали эту категорию, и ассортимент был маленький. Мы начали искать пути быстрого запуска нового направления.

«Сперва предложили прокатам спортивного инвентаря разместиться на нашей площадке — обзвонили без преувеличения все компании. Они в один голос ответили, что тренажеры уже разобрали. Тогда появилась идея обратиться в фитнес-центры: совместить простаивающее оборудование и высокий спрос. Нас поддержала Ассоциация операторов фитнес-индустрии, параллельно мы обзванивали клубы Москвы и Петербурга.

Менеджер связался более чем с 300 компаниями, предложения разместили меньше 10. Причины низкой конверсии разные: кто-то «закрыл фитнес на клюшку» и не хотел ничего делать, кто-то не знал, сколько продлятся ограничения, другие не хотели показывать прибыль по своим причинам», — рассказывает Екатерина Крайванова, сооснователь сервиса аренды вещей Next2U. 

Несмотря на организационные сложности, ассортимента хватило — часть руководителей фитнес-клубов оценили идею заработать на простаивающих тренажерах. А чтобы поддержать арендодателей, в марте и апреле мы сильно снизили комиссию сервиса. В рекламу вкладывались минимально — скачок спроса на тренажеры был органическим и довольно коротким.

Вместе с запретами на перелеты и мероприятия люди начали больше ездить по стране и интересоваться туризмом. Для прокатов туристического инвентаря все было не так уж плохо — ослабление ограничений как раз совпало с полноценным стартом летнего сезона.

Одним из лидеров по успешным сделкам на Next2U стал частный арендодатель Дмитрий Трещалин, который сдает более 100 вещей и провел за год 485 аренд. Его основной ассортимент — туризм, но есть детские товары и инструменты. По наблюдениям Дмитрия его доход от проката в минувшем году хоть и снизился, но не критично. Арендодатель сообщает, что количество арендаторов туристического инвентаря из-за отмены перелетов убавилось, но только на период первых запретов. Когда ограничения ослабили, люди стали арендовать даже чаще, чем раньше.

Фото: mick-haupt/unsplash

Фото: mick-haupt/unsplash

Итоги

За год мы потеряли нескольких крупных игроков: среди них прокаты одежды Tiara Dress и Oh My Look. По нашим данным, с площадки ушли многие частные арендодатели со своими небольшими прокатами одежды. Арендой в 2020 году перестали заниматься некоторые владельцы игровых приставок и спортивного инвентаря.

Пострадали, но настроены бодро те проекты, в которых прокат товаров, связанных с мероприятиями, развивается в качестве дополнительного направления. Так, например, Наталья Гаврилина управляя прокатом Red Carpet Dress, параллельно занимается продажами платьев, поэтому она смогла удержать бизнес на плаву и даже планирует заниматься продвижением направления аренды.

«За год сделок по аренде было около 15. Но для нас прокат — не основное направление, мы продолжали зарабатывать на оптовой продаже платьев. Нам не приходилось продавать прокатный ассортимент, чтобы как-то выжить. Закрываться тем более не собираемся, перспективы и спрос будут, когда люди начнут снова посещать мероприятия по работе и выходить в свет. Понятно, что вместо покупки платья в рознице за 800 тыс. руб. они выберут аренду на 3 дня за 6–8 тыс», — делает вывод Наталья.

Рынок аренды прошел через большие потрясения, тем не менее он выжил. Ситуация с коронавирусом показала, что внимание к ситуативному спросу и наличие дополнительных резервов способны спасти бизнес и даже подсказать направление для развития. Эксперты из РАЭК и ТИАР-центра в итоговом отчете за 2020 г. отметили, что шеринговая экономика в России преодолела отметку в триллион рублей. За 4 года объем транзакций вырос в 2.5 раза — с 392 млрд. р. в 2017 г. до 1,07 трлн. в минувшем году. В контексте 2020 года ситуация была сложной, но в долгосрочной перспективе мы наблюдаем перспективы роста.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами