Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Какие решения помогают бизнесу стать «зеленым»?
Сокращение отходов, курс на вторичную переработку, отказ от одноразовой упаковки. Все больше компаний в России и мире переходят на «зеленую» сторону. Как сделать ее экономически выгодной и как в этом могут помочь новые технологии — обсудили на бизнес-завтраке, прошедшем в Ассоциации европейского бизнеса.
Запросы потребителей
Тренд на экологию и натуральность продолжает победное шествие по прилавкам страны. Люди выбирают высокобелковые продукты с минимумом жиров и максимально натуральные товары. Однако теперь потребителям все чаще важно не только то, из чего сделан продукт, но и во что он упакован и насколько «зеленым» можно назвать бренд. По данным Nielsen, современные покупатели уже готовы ломать собственные многолетние устои.
«В мире 73% населения готовы изменить потребительские привычки, чтобы сократить вред, который наносится окружающей среде, — рассказала участникам бизнес-завтрака директор по аналитике и консалтингу Nielsen в России Марина Волкова. – В России эта цифра равняется 62%. Разница, как видим, небольшая. И 57% россиян говорят, что программы защиты окружающей среды очень важны».
При этом 81% опрошенных считают, что заботиться об окружающей среде должен бизнес. По мнению вице-президента Brambles Хуана Хосе Фреихо, уже сейчас есть решения, которые могут помочь компаниям снизить влияние на окружающую среду. Один из трендов — совместное использование ресурсов. Мир постепенно смещается к экономике замкнутого цикла.
«Сейчас только 9% компаний в мире можно отнести к компаниям с безотходной экономикой, с экономикой замкнутого цикла, — рассказал вице-президент Brambles Хуан Хосе Фреихо. — Однако я оптимист и предпочитаю смотреть на это с положительной стороны. Это значит, что еще у 91% есть возможность это сделать. Хорошая новость заключается в том, что из двухсот опрошенных международных компаний 77% заявили, что в ближайшие пять лет займутся разработкой данной стратегии».
Решения для бизнеса
Над будущим цепочки поставок сейчас работают в компании Brambles, частью которой является компания CHEP. На российский рынок она пришла как оператор пулинга многоразовой тары.
Сервис устроен просто: производители и поставщики берут в аренду необходимое количество сертифицированных паллет, а их сбором, ремонтом и возвращением в оборот занимается CHEP. Это на треть дешевле, чем покупать тару самостоятельно и заниматься ее сортировкой, ремонтом и перевозкой от ритейлера к поставщику.
К тому же совместное использование позволяет оптимизировать количество поддонов, которые циркулируют в обороте и, как следствие, сократить выбросы CO2 и вырубку лесов.
Однако в компании считают: за счет новых технологий и BIG-даты цепочка поставок может выйти на принципиально новый уровень. В многоразовые паллеты возможно интегрировать датчики – например, устройство Bluetooth с низким энергопотреблением.
Цифровые решения, разработанные Brambles совместно со своим партнером по цифровым технологиям BXB Digital, при помощи подобных датчиков уже позволяют отслеживать геолокацию, скорость передвижения товара и десяток других параметров. Такие технологии уже применяются в ряде европейских стран.
«В Brambles мы имеем целую серию реализуемых технологий передачи данных, – рассказал генеральный директор CHEP Россия Андрей Писарцов. — Это wi-fi, bluetooth, а также технологии для создания сетей и облачных решений. Возможно не просто отслеживать товар, но и контролировать температуру, влажность, свет и даже расположение товара и угол наклона относительно транспорта или объектов. Это один из трендов, который, на наш взгляд, становится актуальным и для российского рынка».
Такое решение позволяет поставщику отследить весь путь товара от производства до прилавка, а также спрогнозировать возможные потери или задержку в пути.
Уведомления о прибытии дают возможность видеть весь путь товара в реальном времени: когда он поступил сборщику, перевозчику, в РЦ ритейлера и магазин. Это также поможет определить время доставки, исключить простои, а значит, и избежать штрафов за срыв графика.
В дальнейшем система анализирует отгрузки по всем доступным параметрам и ищет дополнительные пути для снижения затрат. В этом случае важен сетевой эффект: чем больше партнеров привлекаются к сервису и используют совместную тару, тем больше данных поступит в систему. Тот же принцип может помочь снизить затраты на логистику.
«В Европе порядка 25% грузовиков не загружаются эффективно, на 100%, – поделился данными вице-президент Brambles Хуан Хосе Фреихо. — Это мили, пройденные попусту, это потеря денег. И это дополнительные выбросы CO2. В год пустые грузовики проезжают по Европе 85 миллиардов километров. Для примера – это как 100 тысяч раз добраться от Земли до Луны».
Для решения этой проблемы CHEP предлагает транспортную коллаборацию. Система собирает и анализирует большие данные в нескольких компаниях партнеров и подбирает маршруты для совместного использования транспорта. В итоге — меньше порожних рейсов, снижение выбросов углекислого газа и уменьшение транспортных расходов.
Готовность рынка
Потенциал внедрения подобных решений высок, считают эксперты. Цифровые сервисы развиваются стремительно: каршеринг и приложения для заказа такси на глазах перевернули рынок пассажирских перевозок, заказ обеда в офис стал вполне привычным действием, а количество бесконтактных платежей за последние пару лет увеличилось с 2% до 42%. И хотя большинство FMCG и ритейлеров России пока находятся на среднем уровне цифровизации, они продолжают инвестировать в это направление.
«В 2019 году только 55% российских топ-менеджеров ставят цифровизацию в числе приоритетов, — сообщила директор по аналитике и консалтингу Nielsen в России Марина Волкова. — Однако к 2022 году уже 85% будут считать цифровизацию приоритетом номер один. Такая разница, в первую очередь, продиктована тем, что сначала нужно привыкнуть к переменам».
При этом, по данным Nielsen, перемены в корпоративной культуре уже внедряют почти 70% компаний. 63% проводят внутреннюю перестройку, чтобы повысить гибкость и восприятие новых процессов сотрудниками. И более 60% уже строят экосистему управления данными, которая сможет объединить все части организации.
Людмила Клыженко, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?