Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Какие крупные компании могут зайти на рынок доставки продуктов и еды и зачем им это нужно?
Несмотря на все потрясения для бизнеса, которые произошли в 2022 году, сегмент доставки еды и продуктов питания продолжает свой рост, пусть и замедлив темпы. Он остается привлекательным и для уже существующих здесь игроков, и для новых. Места под солнцем еще много, и занять его могут не только абсолютные аналоги «Яндекс Еды» или «СберМаркета», но и другие крупные компании. О том, кто может попробовать потеснить лидеров российского рынка доставки еды и продуктов, возродятся ли закрытые проекты и придут ли сюда компании из других отраслей, рассуждал Иван Труфанов, сооснователь сервиса доставки Broniboy.
Маркетплейсы: все карты в руки
Ozon и Wildberries – представители топа крупнейших торговых площадок в российском ритейле, нарастившие в пандемию трафик и продолжившие рост в 2022 году. По данным PPC world, в марте 2022 года относительно марта 2021 года трафик на Ozon увеличился на 108%, а на Wildberries – на 68%. Ежемесячное количество посетителей у каждого из этих маркетплейсов весной превышало 200 млн человек, а в ноябре, по данным SimilarWeb, – уже больше 300 млн.
Такой высокий трафик потенциально позволяет и Ozon, и Wildberries открыть новые направления: например, доставку продуктов из магазинов и гипермаркетов, а не только локальных продавцов и складов.
Тем более что у Ozon уже есть опыт экспресс-доставки – Ozon Fresh: эта опция реализована в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Твери, Краснодаре, Волгограде, Сочи, Казани и Набережных Челнах. Клиенты платформы могут заказывать свежие и замороженные продукты, в том числе фермерские, готовую еду, зоотовары и товары для дома и получать в течение 30 минут. Раньше время ожидания было короче – от 15 минут, но кризис заставил Ozon провести оптимизацию.
Кроме этого, Ozon уже работал напрямую с ритейлерами: например, доставлял заказы от интернет-магазина мебели и товаров для дома Hoff в среднем за 1–3 дня. Правда, в основном в пункты выдачи, а не домой.
У маркетплейсов налажена логистика, есть свои курьерские службы, но не всегда крупные, поскольку ставка сделана на пункты выдачи (ПВЗ) – они сегодня есть едва ли не в каждом доме. В Москве больше 2 тыс. ПВЗ Ozon и почти 5 тыс. Wildberries. Для доставки как минимум продуктов питания придется расширить курьерский штат – самостоятельно или через партнерство с соответствующими сервисами, но этот вопрос несложно решается.
Более трудной задачей станет привлечение партнеров: как минимум продовольственных сетей – федеральных и локальных. Быстро заключить соответствующие соглашения и получить возможность предложить клиентам заказы из условных магазинов X5 Retail Group, «Ленты» и Metro не получится. Если маркетплейсы и решат расширять варианты доставки, с высокой вероятностью им придется координироваться с другими сервисами, у которых уже есть большая база партнеров.
Фото: Skylines/shutterstock
Зарубежные сервисы: смогут ли удержаться
Приход на российский рынок американских или европейских сервисов доставки продуктов и еды маловероятен из-за санкционной политики. Однако есть «дружественные» и нейтральные страны, где также хорошо развита доставка: в частности, Китай и Индия. Азиатско-Тихоокеанский регион сейчас лидирует по размерам рынка онлайн-доставки еды и активно расширяется, во многом благодаря пандемии. Не исключено, что зарубежные проекты могут захотеть масштабироваться, в том числе через выход на российский рынок. Пока о таких планах с их стороны ничего не известно, но в теории это возможно.
Потенциально зайти в Россию может крупнейший международный агрегатор доставки еды Zomato, созданный в Индии в 2010 году. Сервис предлагает ресторанам курьеров и маркетинговые инструменты – все как у классических агрегаторов. Помимо Индии Zomato работает еще в 23 странах – в том числе в Европе, ОАЭ, ЮАР, США. Поэтому выход на российский рынок возможен.
Также из крупных международных сервисов в Россию мог бы зайти Didi Food: он работает в Мексике, Колумбии, Чили, Перу, Доминикане и Коста-Рике. И можно отметить еще один индийский агрегатор – Swiggy, но в отличие от Zomato он работает пока только на местном рынке, охватывая более чем 300 городов.
Любой из перечисленных крупных сервисов и другие зарубежные проекты по доставке еды могут выйти на российский рынок как самостоятельно, так и в партнерстве с местными компаниями или через покупку локального игрока. Правда, сложно судить, удастся ли закрепиться зарубежным агрегаторам: в 2010-х годах они уже пытались заходить в Россию. Однако никто не остался надолго. Турецкий агрегатор Yemeksepeti прожил в России меньше двух лет, Gett – даже меньше года (сервису такси от этой компании удалось просуществовать намного дольше), как и Uber Eats, который перешел под контроль «Яндекса».
Фото: ThamKC/shutterstock
Немецкий сервис Foodpanda пошел другим путем и купил 100% акций Delivery Club. Но даже это ему не помогло: уже через два года Delivery Club перешел во владение MailRu Group, а Foodpanda сосредоточился на рынках Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы.
Неудачи зарубежных сервисов на российском рынке в 2010-х годах, по мнению аналитиков, были связаны с разницей управления, сложностью поиска удачной модели сотрудничества с ресторанами, вопросами по технической части – например, по интеграции в работающий в России софт, который не знаком иностранным компаниям. И это помимо стандартных культурных особенностей потребителей, недоверия со стороны аудитории к зарубежным сервисам. Насколько остры эти проблемы для иностранных агрегаторов спустя 10 лет, неясно.
Ресторанные сети: сложное самостоятельное плавание
Заведения общепита уже давно жалуются на высокие комиссии агрегаторов: 30% с каждого заказа в условиях кризиса стали очень ощутимы. Некоторые рестораны решили уйти от таких невыгодных условий и развивать собственную доставку или искать альтернативные модели. И если одиночные заведения едва ли станут формировать курьерский штат, набирать менеджеров для нового направления, то крупные холдинги и сети вполне могут построить свои внутренние агрегаторы. То есть сделать собственный сайт и приложение для доставки заказов из всех проектов группы.
Например, так уже сделала сеть «Тануки», у которой появился сервис TanukiFamily. Для клиента это удобно, потому что он накапливает бонусы в программе лояльности холдинга. А для бренда подобное решение – возможность упростить коммуникацию с потребителем и одновременно дать ему свободу выбора. Если человек в целом пользуется доставкой только в определенном заведении, подобные сервисы от ресторанных холдингов для него удобнее сторонних агрегаторов.
Аналогичные решения есть и у других ресторанных сетей – Delivery White Rabbit, Bellini Delivery, FlyFoods (холдинг Berrywood), Ginza Delivery, Welcome Group. Фактически все они работают локально: в Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Красноярске. У них нет такого трафика и веса, как у «Яндекса» или Delivery, но аудитория достаточная, чтобы сервис работал годами и переживал кризисы.
В этой нише могут появиться и новые игроки, потому что на перечисленных брендах ресторанные холдинги в России не заканчиваются. Единственный вопрос в том, насколько велика доля доставки в общем количестве заказов и выручки для каждой конкретной компании. Если онлайн заказывают посетители только двух ресторанов из десяти, большого смысла в немалых затратах на внутренний агрегатор нет.
Фото: RossHelen/shutterstock
Сторонние крупные компании: очень много работы
Бизнес, который раньше никак не соприкасался напрямую с доставкой еды и продуктов, а то и вовсе с массовой доставкой, тоже может зайти в новую для себя нишу. Это могут быть ритейлеры – в первую очередь из крупных вроде Metro. А могут быть и совсем далекие от сферы доставки и еды компании: банки, девелоперы – через создание своего сервиса доставки или инвестиции в уже существующие.
Например, ранее «Самолет» инвестировал в кулинарный коворкинг «Твое место», и аналогично он может поступить с любым небольшим сервисом доставки. Его примеру могут последовать и другие компании. Инвестиции в проект или покупка небольшого, но уже стабильного игрока будут более простым путем. Есть примеры, когда компании пытались построить все самостоятельно с нуля и в итоге теряли деньги, время и долю рынка. Особенно если во главе нового направления ставят человека, который с этим рынком совершенно не знаком.
Тогда как тот же «Яндекс» в свое время удачно купил Foodfox, соединил с ним такой же приобретенный UberEats и организовал на базе этих проектов свою доставку. В итоге «Яндекс» быстро нарастил обороты и занял место под солнцем в перспективной отрасли. При такой схеме действий крупная компания приобретает не только все технологии и базу, но и команду, по добровольному согласию каждого участника, и с меньшими рисками развивает новое направление.
Ранее закрытые сервисы: воскрешение не всегда на благо
В России запускалось немало FoodTech-проектов, в том числе в нише доставки: в Екатеринбурге, а позже и еще в трех городах работал агрегатор «РесторанOnline» – он закрылся в 2015 году из-за нехватки финансирования. В Краснодаре существовал сервис доставки продуктовых наборов «Гурман и Я», а в Москве, Санкт-Петербурге и Казани – аналогичный проект «Корзина на дом».
Достаточно заметным был сервис Golama, работавший с федеральными ритейлерами и сетями вроде «Азбуки Вкуса» в Москве и МО. Проект закрылся в 2020 году, хотя отрасль в тот момент начала стремительно расти. И в 2022 году прекратил работу агрегатор «Около» от X5 Retail Group, проработавший почти два года.
В теории, эти сервисы могут сейчас увидеть освободившееся место на рынке и занять его. Но на практике это один из самых маловероятных сценариев, потому что все проекты закрылись по объективным экономическим причинам. Очень рискованно запускать их обратно в кризисный период, когда у бизнеса нет возможности бесконечно ошибаться и пробовать. Крупным компаниям проще купить готовый сервис с рабочей моделью, а маленьким не хватит ресурсов на возрождение, потому что сейчас намного важнее оптимизировать расходы. И с точки зрения позиционирования потребителя проще познакомить с новым продуктом, чем возвращать доверие и интерес к старому.
На рынке доставки еды и продуктов действительно могут появиться новые проекты – места много, отрасль все еще перспективна, хоть теперь и требует вести бизнес осторожнее. Самые высокие шансы зайти сюда у маркетплейсов, которым не хватает только базы партнеров, чтобы успешно развивать, например, доставку продуктов от федеральных ритейлеров. Могут попробовать свои силы зарубежные сервисы, крупные ресторанные сети и лидеры других отраслей – через покупку небольших проектов или инвестиции в них. Но абсолютно всем придется провести очень много работы и тщательно взвесить потенциальные выгоды и риски.
Retail.ru
Читайте также:
Ритейл-2022: разрыв связей, уход брендов, параллельный импорт
«Пятёрочка» сделала директоров магазинов партнерами
Рестораторы подводят итоги 2022: кому и как удается оставаться на плаву?
От собственной доставки к маркетплейсу: возможности развития региональной розницы
Оборудование для кофейни: что нужно иметь и где достать
Ситуация на рынке труда, и почему стало сложнее набирать мерчандайзеров?
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?