Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как живется российскому ритейлу в Украине?
По данным Госкомстата, за первые пять месяцев текущего года импорт из России в Украину сократился на 66%. Такое существенное падение обусловлено сокращением поставок газа из Российской Федерации. Но других бизнесов эта тенденция также коснулась. За первые пять месяцев 2015 года объем импорта по таким категориям, как одежда, обувь, головные уборы, сократился в среднем на 40%.
В Украине российский продуктовый ритейл не прижился. Сеть «Перекресток», вышедшая на рынок в 2005 году, в 2014-м уступила права аренды на свои супермаркеты днепропетровской сети Varus.
Российский ритейл в Украине представлен в основном в fasion-сегменте. Российскими сетями являются Kari, O'Stin, «Спортмастер», Carlo Pazolini, Gloria Jeans, InCity.
В марте прошлого года после аннексии Крыма в соцсетях стали появляться картинки с призывом бойкотировать российский бизнес. Ряд продуктовых супермаркетов начал маркировать ценники «Товар из Российской Федерации», львовский ритейлер «Рукавичка» и вовсе отказался от продажи всех российских товаров. Но в случае с сетями одежды украинские потребители оказались не столь привередливыми.
Притормозили развитие
По данным директора Ассоциации франчайзинга Андрея Кривоноса, в Украине работают 93 компании происхождением из России, предлагающие франшизу в Украине. Они занимаются одеждой и аксессуарами, нижним бельем, косметикой и парфюмерией. По его словам, российский ритейл не проявлял особой активности ни по открытию, ни по закрытию точек. «На рынке были слухи о компаниях, которые свернули бизнес из-за конфликта Украина — Россия, но прямого подтверждения не было — я не увидел компаний, которые свернули бизнес по этой причине», — утверждает Кривонос. На российских франчайзеров приходится 23% украинского рынка франчайзинга, и в структуре предложения число франчайзеров не уменьшилось.
Директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании Colliers International (Украина) Натальи Кравец считает, что оборот упал у тех сетей, которые однозначно воспринимаются как русские, но не у всех. «Некоторые компании ни в FB, ни в прессе не фигурировали как российские, поэтому у них произошло общее для всего рынка снижение товарооборота. Явно российские скорректировали свои планы развития, некоторые из них закрыли много магазинов».
По словам одного из консультантов в сфере торговой недвижимости, такие сети, как Kira Plastinina, Carlo Pazolini, Gloria Jeans, InCity, вообще не воспринимаются как бренды страны-агрессора.
Генеральный директор группы компаний «Ультра» Андрей Макаров утверждает, что O'Stin и InCity воспринимаются украинцами как китайская марка, «O'Stin работает в низком ценовом сегменте, поэтому я думаю, что патриотизм не настолько сработал, чтобы люди перестали покупать. Тимати в Одессу на концерт не приехал, но его магазин в Аркадии работает и витрины там не бьют», — добавляет Макаров. По его мнению, все-таки многие потребители недостаточно осведомлены о происхождении магазинов. InСity — российская компания, доля в которой принадлежит телеведущему НТВ Владимиру Соловьеву, но мало кто из обычных птребителей об этом знает. «Кроме флешмобов у российских кофеен, я не слышал никаких проявлений патриотизма. Потребители не копаются так активно», — говорит Макаров.
По словам Кравец, до конфликта российские компании были активными арендаторами. Активность всех арендаторов снизилась, но российских — особенно. «Мне кажется, это связано с тем, что это российские бренды», — отмечает Кравец.
Компания «КП Стиль», управляющая сетью магазинов Kira Plastinina, заморозила развитие своих офлайн-магазинов в Украине, но расширяет франчайзинговую сеть и активно продвигает интернет-направление. Директор розничной сети ООО «Кира Пластинина Украина» Иван Пилюгаев рассказывает, что его собственная сеть за последние два года сократилась на шесть магазинов — были закрыты неприбыльные и неперспективные точки. Украинская сеть состоит из 18 собственных и 14 партнерских магазинов. «Объем продаж в гривневом эквиваленте вырос, но в единицах сократился. На розничном рынке Украины работает множество российских компаний, и если не делать на этом акцент и повод для «поговорить» — то и проблемы не будет существовать», — рассказал Пилюгаев. В ближайшее время в Украине появится еще два партнерских магазина Kira Plastinina в ТРЦ «Злата Плаза» (Ровно) и ТРЦ «Форум» (Львов). Одежные сети Sela и Savage ранее развивали собственные магазины в Украине, но сейчас работают только партнерские, франчайзинговые магазины. У Sela — 9 магазинов, у Savage — 7. По словам Кривоноса, несколько лет назад сеть Savage насчитывала около 20 магазинов.
«ЦентрОбувь» — крупнейшая в России сеть обувных магазинов, насчитывающая около 600 точек, — приостановила развитие. В Украине компания работает с 2010 года. Согласно данным украинского сайта Centro, на сегодня количество магазинов составляет 28. С января 2014 года закрылось всего три магазина. Пообщаться с представителями Centro не удалось. Наталья Кравец отмечает, что Centro закрыл несколько магазинов, но, по ее мнению, это связано в первую очередь с тем, что они открывались быстро и «несколько беспорядочно».
Бизнес по расписанию
Некоторые компании не останавливают свою экспансию. Так, обувная сеть Kari с начала 2015 года открыла 7 магазинов, ближайшее открытие — в ТРЦ «Форум Львов». Сегодня сеть насчитывает 68 магазинов — это меньше, чем цифра в 200 торговых точек, озвученная как план на 2–3 года в 2013 году.
Представитель компании Kari, который не пожелал называться, сообщил, что они «связаны с российской Kari так же, как с польской и белорусской». «Наш собственник — компания, зарегистрированная в Греции. Мы не российская компания, просто большое количество магазинов сети есть в России и люди отождествляют нас с ней. Первый магазин вообще был открыт в Польше», — утверждает он. По данным Единого реестра предприятий, конечным бенефициаром является Игорь Яковлев, который также владеет сетью «Эльдорадо» в России.
В марте Gloria Jeans открыла крупноформатный супермаркет площадью 1 200 кв. м в днепропетровском «Караване». «Ассортиментный ряд возрос, и магазины малых площадей не позволяют разместить весь ассортимент Gloria Jeans. Мы открываем магазины больших площадей», — говорил корреспонденту Retail Community представитель Gloria Jeans в Украине.
Российский бизнес в Украине находится в равных условиях с украинским: переживает падение товарооборота, но это сокращение не связано со страной происхождения. Массовых закрытий и бойкотов со стороны украинцев не было. Украинцы — добрые потребители.
Автор: Дарья Златьева, Retail-community
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.