Декоративное изображение
176

Поделиться

Как забастовки и профсоюзы меняют правила игры в ритейле

В гуще новостей и событий практически незамеченной осталась тема массовых забастовок, парализовавших сферу услуг на разных концах планеты на рубеже 2024 и 2025 годов. Десятки тысяч работников физической розницы, электронной коммерции, общепита и логистических компаний, объединенные в профсоюзы, уже несколько месяцев ведут активную борьбу, требуя повышения зарплат и улучшения условий труда. И хотя забастовки еще продолжаются, они уже успели привести к ряду важных уступок со стороны работодателей. Волна недовольства работников ритейла накрыла не только США с их нарастающим профсоюзным движением, но и, неожиданно, Финляндию и Австралию. Такой географический разброс наводит на мысль, что у забастовок есть свои объективные причины, не ограничивающиеся особенностями рынков труда отдельных стран. Учитывая высокий дефицит кадров в отечественной рознице как один из ключевых факторов забастовок, опыт зарубежных профсоюзов может оказаться полезным и для России.

Фото: Ground Picture/Shutterstock/Fotodom

Фото: Ground Picture/Shutterstock/Fotodom

Крещение локдаунами

Всплеск забастовочного движения в США стал одним из результатов экономического кризиса, вызванного пандемийными ограничениями. Как известно, главной жертвой локдаунов стала сфера услуг – в первую очередь это касалось кафе и ресторанов, а также торговых центров. Сетевая физическая розница тоже заметно пострадала от падения трафика и изменения потребительских привычек американцев в сторону большей экономии.

Но сначала забастовки охватили не связанные с торговлей сектора экономики – автомобильную промышленность (движение Stand Up Strike 53 тыс. работников заводов General Motors, Ford, Stellantis) и бизнес медицинского страхования (крупнейшая в истории США забастовка работников здравоохранения Kaiser Permanente, насчитывающая 75 тыс. участников). Всего в 2023 году в крупных забастовках приняли участие 458 тыс. американцев (+280% год к году). Вообще 2023 год сильно выделяется на диаграмме профсоюзной активности: за исключением 2017 года (485 тыс. работников), в последний раз забастовки собирали такое же или большее количество участников в конце 1980-х годов.

Источник: https://www.epi.org/publication/major-strike-activity-in-2023/

Источник: www.epi.org

В прошлом году забастовочная динамика пошла на спад: свои требования работодателям активно выдвигали лишь 271 тыс. участников профсоюзов, что на 41% меньше показателей аномального 2023 года. Среди них наиболее выделились: корабельные докеры (42 тыс. человек), персонал телекоммуникационной компании AT&T (17 тыс. участников) и работники Boeing (33 тыс. сотрудников).

Казалось бы, профсоюзный актив продолжают составлять преимущественно работники промышленного сектора. И это логично: условия производственной работы наиболее располагают к кооперации и солидаризации между работниками. Однако ближе к концу 2024 года забастовки вдруг охватили крайне разрозненную и нетипичную для профсоюзного движения сферу услуг.

Фото: Ron Adar/Shutterstock/Fotodom

Фото: Ron Adar/Shutterstock/Fotodom

Предрождественский бунт

Первая волна накрыла Amazon – крупнейшего в мире игрока e-commerce и одновременно работодателя с, наверное, наихудшей репутацией среди американских рабочих. Антистрессовые кабинки для сотрудников складов, прописанный до минуты график водителей, вынуждающий их справлять нужду в бутылки, талоны на еду и минимальная зарплатная ставка – условия работы рядового персонала в Amazon мало чем отличаются от самой забористой антиутопии. Если что, нарушения безопасности на складах Amazon были хорошо задокументированы Управлением по охране труда США. В этом смысле совсем неудивительно, что первая искра недовольства в ритейле вспыхнула именно там.

Инициировало забастовку Международное братство водителей грузовиков (International Brotherhood of Teamsters) с более чем 100-летней историей и 1,3 млн членов. В канун Рождества – пиковые по загруженности дни для американской розницы – порядка 7 тыс. водителей Amazon, состоящих в братстве Teamsters, объявили забастовку в Нью-Йорке, Атланте, Сан-Франциско и других крупных городах. Указывая на рост прибылей маркетплейса, водители требовали повышение зарплат, улучшение медстраховки и сокращение рабочих часов.

Amazon, как второй работодатель в США по количеству сотрудников (740 тыс. человек в 1000 складов и распределительных центров), известен своей запретительной политикой по отношению к профсоюзам.

Маркетплейс принципиально не признает любые объединения, настаивая на том, что готов обсуждать условия работы с каждым сотрудником по отдельности. Долгое время Amazon удавалось подавлять любые попытки создания профсоюза, но в 2022 году сотрудникам склада в Нью-Йорке все же удалось добиться создания первого в истории рабочего объединения Amazon Labor Union.

В случае с Teamsters компания традиционно для себя отказывалась контактировать с бастующими, ведь водители для них «партнеры», а не сотрудники, хоть они и одеты в униформу Amazon, водят грузовики Amazon и доставляют товары, купленные на сайте Amazon.

Забастовка закончилась в день Рождества (25 декабря) и ни к чему не привела – Amazon наотрез отказался вести переговоры с водителями. Братство призвало своих членов поддерживать связь друг с другом и пообещало вернуться к забастовкам уже в 2025 году.

Пока Amazon отражал атаку водителей, в тылу многомиллиардного бизнеса зрел новый бунт. Сотрудники сети супермаркетов здорового питания Whole Foods Market (более 500 точек), приобретенной в 2017 году Amazon, проголосовали за создание первого профсоюза в Филадельфии под покровительством Объединенного профсоюза работников пищевой и коммерческой промышленности (United Food and Commercial Workers или сокр. UFCW; 1,3 млн членов). Amazon традиционно для себя не признал профсоюз, но это вряд ли сдержит его членов от будущих забастовок.

Фото: ilmarinfoto/Shutterstock/Fotodom

Фото: ilmarinfoto/Shutterstock/Fotodom

Первые уступки

Наблюдая за реакцией Amazon, может показаться, что забастовки ни к чему не приводят и сопротивление работодателей непреодолимо. Но это скорее исключение из правил, не в лучшем свете характеризующее бизнес Джеффа Безоса.

На самом деле историй успехов профсоюзов тоже достаточно. Хорошим примером тут послужит забастовка водителей Costco – третьего после Walmart и Amazon американского ритейлера с 900 гипермаркетами.

А точнее, даже не забастовка, а угроза забастовки. И здесь не обошлось без того самого братства.

В январе у водителей заканчивались контракты с Costco, и они приняли решение устроить забастовку с требованием повысить минимальную зарплату до 30 долларов в час. В организации забастовки им помогли Teamsters. 18 тыс. бастующих, или 8% всего персонала, напугали Costco, и, не дожидаясь акции, буквально за несколько часов до ее начала, руководство компании пошло навстречу водителям, заключив с ними новые контракты с повышенной ставкой. Забастовка могла бы стать первой подобной массовой акцией в более чем 40-летней истории Costco, но все закончилось перемирием сторон.

Вдохновленные успехом водителей Costco, в конце февраля о забастовке объявили сотрудники крупной сети супермаркетов Stop & Shop (более 400 точек) в Новой Англии на северо-востоке США. Причиной волнений стал ультиматум руководства сети к работникам распределительного центра в Массачусетсе о новом контракте, резко сокращающем медстраховку. В ответ 900 водителей и сотрудников складов, объединенные в Teamsters, пригрозили начальству забастовкой. А позднее солидарность водителям выразил UFCW, в котором состоят 30 тыс. линейных продавцов Stop & Shop. На момент написания статьи забастовка еще не началась, стороны ведут переговоры.

Кроме того, пока готовилась эта статья, в Денвере на западе США 10 тыс. сотрудников крупнейшей после Walmart сети супермаркетов Kroger (2750 точек) провели 12-дневную забастовку, также вызванную пересмотром медстраховок со стороны руководства. Перемирие заключено на 100 дней, в течение этого времени стороны должны решить вопрос о размерах страховых выплат. Если переговоры ни к чему не приведут, то забастовка в 77 магазинах Kroger в Денвере возобновится.

Фото: ArtMediaWorx/Shutterstock/Fotodom

Фото: ArtMediaWorx/Shutterstock/Fotodom

Солидарность сквозь континенты

Предвосхищая объяснение забастовок в американской рознице исключительной активностью профсоюзов Teamsters и UFCW, или в крайнем случае – национальной спецификой, обратимся к опыту других стран. Даже больше – других континентов.

В конце ноября 2024 года 1500 складских работников австралийской сети супермаркетов Woolworths (более 1100 точек) объявили забастовку с требованием повысить ставку до 38 долларов в час. Спустя 17 дней забастовки, массовых жалоб австралийцев на редеющие полки магазинов и $140 млн убытков руководство Woolworths было вынуждено заключить соглашение с сотрудниками и увеличить им зарплату. Правда, через месяц после перемирия начальство сети уволило самых активных участников акции и начало внутреннее расследование, однако новое соглашение о 11%-ном росте зарплат в течение следующих трех лет с работниками уже было заключено.

А теперь переместимся из Австралии в Финляндию. Там в середине февраля 2025 года стартовала одна из самых массовых в истории страны забастовок сотрудников сразу нескольких торговых сетей – магазинов группы S-Group (Sale, S-market, Prisma), K-Citymarket, K-Supermarket и K-Market, а также Lidl, Halpa-Halli и Tokmanni.

В ней принимают участие 70 тыс. работников более чем 3 тыс. торговых точек. Общее требование бастующих – повышение зарплаты. На момент написания статьи забастовка в Финляндии продолжается, запланированы мероприятия на начало марта.

Как видно, забастовки за пределами США распространяются пока несистемно и спорадически. Но если смотреть на картину в целом, учитывая опыт предыдущих акций, то 2025 год сулит для розницы серьезные волнения. И единую реакцию на профсоюзное движение работодатели пока не сформулировали. Кто-то, как Amazon, возводит бетонную стену перед сотрудниками, а кто-то бьет исподтишка по активистам, подобно Woolworths. Однако чаще всего бизнесу выгоднее идти навстречу работникам и выполнять их требования, как это делает Costco.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Интервью
Декоративное изображение

Софья Белоконева, Grass: «Мы не управляем командой, а вместе исследуем рынок, чтобы вывести необходимый продукт»

О том, как управлять коллективом, создающим и запускающим по 200 новинок в год.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами