Декоративное изображение
12 194

Поделиться

Как выбрать эффективное торговое холодильное оборудование?

Торговое холодильное оборудование – наиболее объемная и затратная статья в некомерческих закупках ритейла. При этом огромное значение имеют критерии его выбора. Еще несколько лет назад розничные сети в большинстве случаев делали закупки у того поставщика, который предлагал лучшую цену и мог поставить широкую линейку продукции. Однако при таком подходе качество поставляемой техники не проверяется, что в итоге приводит к потерям продаж из-за частых поломок и отсутствия необходимого температурного режима, а также к повышенным эксплуатационным затратам из-за низкой энергоэффективности. В этой статье технический директор компании «Лэнд» Сергей Плешанов рассказывает, как закупают холодильное оборудование зарубежные сети и какой подход позволяет ритейлеру выбрать наиболее эффективные и выгодные в долгосрочной перспективе решения.

Источник: ЛЭНД

Стоимость энергоресурсов в России постоянно растет, а покупательская способность населения уже много лет снижается. На этом фоне в магазиностроении наметился очевидный тренд – ритейлеры стремятся повысить энергоэффективность оборудования и снизить эксплуатационные затраты.

Крупные федеральные сети начали вводить в процедуру выбора поставщика холодильного оборудования показатель ТСО (Total cost of ownership, или совокупная (полная) стоимость владения). В этом случае выбор поставщика основывается на сравнении цены оборудования с учетом стоимости потребления ресурсов для его эксплуатации, что позволяет объективно сравнить капитальные затраты компании и получить точный прогноз эксплуатационного бюджета и его использования.

Однако при прямом сравнении паспортных данных, предоставляемых поставщиками, возникает другая проблема – установленные мощности не позволяют корректно оценить эффективность того или иного оборудования в процессе эксплуатации, поскольку не отражают реальное потребление электроэнергии.

В России на государственном уровне отсутствует процедура верификации паспортных данных, как и не существует добровольных союзов и организаций, где поставщики могли бы провести оценку своего оборудования на добровольных началах.

фото: ЛЭНД

Этикетка энергоэффективности холодильника.

Если мы обратим внимание на бытовые приборы, то у большинства из них – от лампочки до холодильника – присутствует маркировка (этикетка) с указанием класса энергоэффективности.

Помимо класса энергоэффективности на этикетке указываются основные характеристики маркируемого оборудования. 

Сейчас в мире стандартизированы обозначения для оценки энергоэффективности оборудования, потребляющего электрическую энергию. Эффективность использования обозначается классами – от A до G. Класс A имеет лучший показатель энергоэффективности, G наименее энергоэффективен. Для оценки предполагаемых затрат при эксплуатации оборудования достаточно взглянуть на маркировку. Поэтому комиссией по энергетике Евросоюза сформировано вполне логичное требование к энергетической маркировке коммерческого холодильного оборудования.

Под данное требование подпадают следующие типы холодильного оборудования:

  • с выносным холодоснабжением;

  • со встроенным агрегатом;

  • лари средне- и низкотемпературные;

  • шкафы для напитков.

Начиная с 1 марта 2021 года все производители и поставщики холодильного оборудования на территории Европейского союза обязаны отмечать всю выпускаемую на рынок продукцию печатной этикеткой, соответствующей по формату и содержанию информации требованиям законодательства.

На этикетке указывается:

  • энергопотребление,

  • площадь выкладки для среднетемпературного и низкотемпературного оборудования;

  • температурные классы для среднетемпературного (М1 -1…5°C или М2 -1…7°C) и низкотемпературного  (-15…-18°C) оборудования.

Указываемая информация должна быть получена путем тестирования характеристик изделия в соответствии с конкретными стандартами и на основании надежных, точных и воспроизводимых расчетов. Производитель в свою очередь также должен предоставить технический паспорт изделия и, по запросу, полную техническую документацию, соответствующую требованиям законодательства.

Политика энергоэффективности нацелена на стимулирование производства и продаж более эффективных изделий, которые потребляют меньше энергии и, следовательно, оказывают меньшее негативное воздействие на окружающую среду.

Как рассчитать затраты на эксплуатацию холодильника?

Разберемся, как определяется класс эффективности оборудования. В таблице 1 представлено соответствие энергетического класса расчетному индексу ЕЕI (energy efficiency index).

Клас энергоэффективности Индекс энергоэффективности (ЕЕI)
А ЕЕI < 10
B 10 ≤ EEI < 20
C 20 ≤ EEI < 35
D 35 ≤ EEI < 50
E 50 ≤ EEI < 65
F 65 ≤ EEI < 80
G EEI ≥ 80
Таблица 1. Маркировка торгового холодильного оборудования по классам энергосбережения. EEI = (AE / SAE) х 100.

АЕ – это расчетное годовое потребление образца, основанное на результатах тестирования оборудования согласно международному стандарту ISO 23953* (ISO 23953-2:2015 – Витрины-холодильники. Часть 2. Классификация, требования и условия испытания), включающее в себя данные по реально зафиксированному потреблению витрины и ее холодопотребности.

SAЕ – стандартное потребление в год, рассчитанное на основе общей площади выкладки витрины, полученной в результате тестирования оборудования по международному стандарту ISO 23953 и таблицам с корректирующими коэффициентами согласно температурному классу оборудования.

Иными словами, расчетная величина отражает реальные энергетические потребности оборудования и дает объективное значение потребления в процессе эксплуатации.   

Разберем на примере оценку оборудования по ТСО. Для расчета возьмем магазин с тридцатью пристенными витринами выносного холода и одной холодильной машиной, соответствующей производительности для обеспечения горок холодом в среднетемпературном режиме.

Расчет ТСО производится по формуле: ТСО = СAPЕХ + ОРЕХ,

где СAPЕХ – капитальные затраты на общее количество единиц оборудования;

ОРЕХ – эксплуатационные затраты за 7 лет (для расчета эксплуатационных затрат взят период 7 лет – как средний срок эксплуатации оборудования магазина).

Капитальные затраты рассчитываются по следующей формуле:

CAPЕХ = CAPмеб * К + CAPцхм,

где CAPмеб – стоимость одной единицы оборудования холодильной мебели;

К – количество единиц оборудования;

CAPцхм – стоимость центральной холодильной машины.

Эксплуатационные затраты рассчитываются по формуле: OPЕХ = ((Qcop*24)+(Ep*К))*365*N*C,

где OPЕХ – эксплуатационные затраты на холодильные витрины магазина за 7 лет** владения;

Qcop – среднее часовое потребление ЦХМ на основании СОР, рассчитанного на основании формулы:

СОР = (Q1/СОР)*К+QF),

где Q1 – среднее часовое значение холодопотребления горки (с учетом оттайки);

СОР – средний холодильный коэффициент в зависимости от модели компрессора и типа хладагента;

К – количество единиц оборудования на объекте;

QF – потребление вентиляторов конденсатора, кВт;

Ер – энергопотребление витрины кВт/сут.

К – количество единиц оборудования на объекте;

365 – количество дней в году;

N – количество лет эксплуатации;

С – стоимость 1 кВт электроэнергии.

Производитель Х предлагает  пристенную витрину с холодопотребностью 3 кВт, производитель Y предлагает пристенную витрину с холодопотребностью 1 кВт. Примем, что энергопотребление  витрин (ТЭНы, освещение, вентиляторы) одинаково и составляет 2,5 кВт, поскольку этот параметр оказывает пренебрежимо малый вклад в структуру энергопотребления магазина.

В итоге получится, что за 7 лет работы магазина разница в стоимости элетроэнергии, потребленной оборудованием от поставщиков Х и Y, составит более 1,5 млн рублей (см. таблицу 2) – из-за ощутимой разницы между загруженностью холодильной машины, которая является основным потребителем электроэнергии в разрезе холодообеспечения.

При уменьшении холодопотребности торгового оборудования соответственно снижается и требуемая холодопроизводительность холодильной машины, а значит, и капитальные затраты.

Производитель Количество горок на объекте, шт Среднее часовое значение холодопотребления горки ( с учетом оттайки) – по результатам тестирования, кВт*ч Энергопотребление витрины – по результатам тестирования, кВт*сут. Затраты ОРЕХ за 7 лет, руб. Общие (ОР)
Х 30 3 3 2 484 000
Y 1 3 965 607
Таблица 2. Расчет эксплуатационных затрат оборудования от поставщиков Х и Y за 7 лет эксплуатации.

Таким образом, даже при ощутимой разнице в 15–20% в стоимости оборудования (CAPЕХ) у поставщика Х (что при общих равных возможно только за счет снижения качественных характеристик оборудования) у поставщика Y будет более интересное предложение при расчете совокупной стоимости владения с учетом технических характеристик, обеспечивающих экономию ОРЕХ в рамках 7-летней эксплуатации магазина.

Соответствие температурному режиму

Наряду с энергоэффективностью одна из ключевых задач тестирования – получение данных по температурному полю в охлаждаемом объеме. Если поставщик указывает температурный класс М1, это означает, что в любой точке объема температура продукта не должна опускаться ниже -1°С и подниматься выше +5°C. Соответствие температурного режима – важнейший параметр холодильного оборудования, который определяет качество хранимого продукта. При несоответствии температурному классу такое оборудование, как и его поставщик, не должно быть допущено к участию в  торгах.

В России нет требований по маркировке, но уже сейчас существуют требования к испытаниям холодильного оборудования, полностью соответствующим стандарту ISO 23953 – ГОСТ 32560.2.

Испытание оборудования

В последнее время в России начали появляться профессиональные лаборатории, которые  проводят испытания в соответствии с требованиями ГОСТа 32560.2 и позволяют верифицировать паспортные данные, а также дать реальный анализ энергоэффективности поставляемого оборудования.

Среди них можно выделить несколько лабораторий, работающих в строгом соответствии с ГОСТом. Так, лаборатории «Арнег», «Брэндфорд» и «Спектр» предлагают полный комплекс услуг по тестированию торгового холодильного оборудования в полном соответствии с требованиями ГОСТа 32560.2. Согласно ГОСТу испытания проводятся в климатической камере, оснащенной высокотехнологичными приборами автоматики и оборудованием для поддержания климата и имитации различных условий эксплуатации, соответствующих разным климатическим классам. Информация со всех приборов тестируемого оборудования, начиная от температуры в 54 точках внутри имитаторов продукта и охлаждаемого объема, относительной влажности воздуха и скорости воздушного потока в помещении и заканчивая расходомером холодильного агента для точного подсчета холодопотребности, синхронизируется по времени, архивируется и сводится в блок диспетчеризации. Помимо тестирования на соответствие данным холодо- и энергопотребления, лаборатории проводят полный анализ соответствия оборудования требованиям технического задания, нагрузочной способности оборудования и отсутствию возможности выпадения конденсата. По результатам тестирования выдается подробный протокол.

фото: ЛЭНД

Испытательная лаборатория Компании ООО «Спектр» по стандарту ГОСТ 32560.2.

За рубежом комплексно подходят к контролю на всех этапах жизненного цикла – от проектирования и подбора оборудования до монтажа и сервисного обслуживания. Таким образом выполняется контроль на всем цикле эксплуатации оборудования, что позволяет достичь на практике расчетных цифр ТСО. Так, в Европе услуги по аудиту объектов выполняет швейцарская компания «Фригоконсалтинг». Отрадно отметить, что и в России наметился спрос на подобные  услуги и появлись соответствующие эксперты. Например, специалисты компании ООО «Спектр» оказывают полный комплекс услуг по техническому аудиту объектов коммерческого и промышленного  холода, представляют заказчику независимую оценку соответствия установленного оборудования техническому заданию и заявленным требованиям, а также проводят аудит качества сервисных работ холодильного оборудования.

Проведение тендеров на основе ТСО позволяет ведущим федеральным сетям оценивать оборудование не только по цене эксплуатации, но и по качеству поддержания температурного режима, что безусловно является большим шагом в сторону энергетического развития коммерческой холодильной техники. А введение энергетической маркировки в России – дело ближайшего будущего, поскольку это уже стало насущной необходимостью. Наличие на территории страны испытательных лабораторий позволит выполнять оценку в полном объеме уже сегодня.

Статья подготовлена компанией «ЛЭНД»

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами