Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как выбрать эффективное торговое холодильное оборудование?
Торговое холодильное оборудование – наиболее объемная и затратная статья в некомерческих закупках ритейла. При этом огромное значение имеют критерии его выбора. Еще несколько лет назад розничные сети в большинстве случаев делали закупки у того поставщика, который предлагал лучшую цену и мог поставить широкую линейку продукции. Однако при таком подходе качество поставляемой техники не проверяется, что в итоге приводит к потерям продаж из-за частых поломок и отсутствия необходимого температурного режима, а также к повышенным эксплуатационным затратам из-за низкой энергоэффективности. В этой статье технический директор компании «Лэнд» Сергей Плешанов рассказывает, как закупают холодильное оборудование зарубежные сети и какой подход позволяет ритейлеру выбрать наиболее эффективные и выгодные в долгосрочной перспективе решения.
Стоимость энергоресурсов в России постоянно растет, а покупательская способность населения уже много лет снижается. На этом фоне в магазиностроении наметился очевидный тренд – ритейлеры стремятся повысить энергоэффективность оборудования и снизить эксплуатационные затраты.
Крупные федеральные сети начали вводить в процедуру выбора поставщика холодильного оборудования показатель ТСО (Total cost of ownership, или совокупная (полная) стоимость владения). В этом случае выбор поставщика основывается на сравнении цены оборудования с учетом стоимости потребления ресурсов для его эксплуатации, что позволяет объективно сравнить капитальные затраты компании и получить точный прогноз эксплуатационного бюджета и его использования.
Однако при прямом сравнении паспортных данных, предоставляемых поставщиками, возникает другая проблема – установленные мощности не позволяют корректно оценить эффективность того или иного оборудования в процессе эксплуатации, поскольку не отражают реальное потребление электроэнергии.
В России на государственном уровне отсутствует процедура верификации паспортных данных, как и не существует добровольных союзов и организаций, где поставщики могли бы провести оценку своего оборудования на добровольных началах.
Этикетка энергоэффективности холодильника.
Если мы обратим внимание на бытовые приборы, то у большинства из них – от лампочки до холодильника – присутствует маркировка (этикетка) с указанием класса энергоэффективности.
Помимо класса энергоэффективности на этикетке указываются основные характеристики маркируемого оборудования.
Сейчас в мире стандартизированы обозначения для оценки энергоэффективности оборудования, потребляющего электрическую энергию. Эффективность использования обозначается классами – от A до G. Класс A имеет лучший показатель энергоэффективности, G наименее энергоэффективен. Для оценки предполагаемых затрат при эксплуатации оборудования достаточно взглянуть на маркировку. Поэтому комиссией по энергетике Евросоюза сформировано вполне логичное требование к энергетической маркировке коммерческого холодильного оборудования.
Под данное требование подпадают следующие типы холодильного оборудования:
-
с выносным холодоснабжением;
-
со встроенным агрегатом;
-
лари средне- и низкотемпературные;
-
шкафы для напитков.
Начиная с 1 марта 2021 года все производители и поставщики холодильного оборудования на территории Европейского союза обязаны отмечать всю выпускаемую на рынок продукцию печатной этикеткой, соответствующей по формату и содержанию информации требованиям законодательства.
На этикетке указывается:
-
энергопотребление,
-
площадь выкладки для среднетемпературного и низкотемпературного оборудования;
-
температурные классы для среднетемпературного (М1 -1…5°C или М2 -1…7°C) и низкотемпературного (-15…-18°C) оборудования.
Указываемая информация должна быть получена путем тестирования характеристик изделия в соответствии с конкретными стандартами и на основании надежных, точных и воспроизводимых расчетов. Производитель в свою очередь также должен предоставить технический паспорт изделия и, по запросу, полную техническую документацию, соответствующую требованиям законодательства.
Политика энергоэффективности нацелена на стимулирование производства и продаж более эффективных изделий, которые потребляют меньше энергии и, следовательно, оказывают меньшее негативное воздействие на окружающую среду.
Как рассчитать затраты на эксплуатацию холодильника?
Разберемся, как определяется класс эффективности оборудования. В таблице 1 представлено соответствие энергетического класса расчетному индексу ЕЕI (energy efficiency index).
Клас энергоэффективности | Индекс энергоэффективности (ЕЕI) |
А | ЕЕI < 10 |
B | 10 ≤ EEI < 20 |
C | 20 ≤ EEI < 35 |
D | 35 ≤ EEI < 50 |
E | 50 ≤ EEI < 65 |
F | 65 ≤ EEI < 80 |
G | EEI ≥ 80 |
Таблица 1. Маркировка торгового холодильного оборудования по классам энергосбережения. EEI = (AE / SAE) х 100.
АЕ – это расчетное годовое потребление образца, основанное на результатах тестирования оборудования согласно международному стандарту ISO 23953* (ISO 23953-2:2015 – Витрины-холодильники. Часть 2. Классификация, требования и условия испытания), включающее в себя данные по реально зафиксированному потреблению витрины и ее холодопотребности.
SAЕ – стандартное потребление в год, рассчитанное на основе общей площади выкладки витрины, полученной в результате тестирования оборудования по международному стандарту ISO 23953 и таблицам с корректирующими коэффициентами согласно температурному классу оборудования.
Иными словами, расчетная величина отражает реальные энергетические потребности оборудования и дает объективное значение потребления в процессе эксплуатации.
Разберем на примере оценку оборудования по ТСО. Для расчета возьмем магазин с тридцатью пристенными витринами выносного холода и одной холодильной машиной, соответствующей производительности для обеспечения горок холодом в среднетемпературном режиме.
Расчет ТСО производится по формуле: ТСО = СAPЕХ + ОРЕХ,
где СAPЕХ – капитальные затраты на общее количество единиц оборудования;
ОРЕХ – эксплуатационные затраты за 7 лет (для расчета эксплуатационных затрат взят период 7 лет – как средний срок эксплуатации оборудования магазина).
Капитальные затраты рассчитываются по следующей формуле:
CAPЕХ = CAPмеб * К + CAPцхм,
где CAPмеб – стоимость одной единицы оборудования холодильной мебели;
К – количество единиц оборудования;
CAPцхм – стоимость центральной холодильной машины.
Эксплуатационные затраты рассчитываются по формуле: OPЕХ = ((Qcop*24)+(Ep*К))*365*N*C,
где OPЕХ – эксплуатационные затраты на холодильные витрины магазина за 7 лет** владения;
Qcop – среднее часовое потребление ЦХМ на основании СОР, рассчитанного на основании формулы:
СОР = (Q1/СОР)*К+QF),
где Q1 – среднее часовое значение холодопотребления горки (с учетом оттайки);
СОР – средний холодильный коэффициент в зависимости от модели компрессора и типа хладагента;
К – количество единиц оборудования на объекте;
QF – потребление вентиляторов конденсатора, кВт;
Ер – энергопотребление витрины кВт/сут.
К – количество единиц оборудования на объекте;
365 – количество дней в году;
N – количество лет эксплуатации;
С – стоимость 1 кВт электроэнергии.
Производитель Х предлагает пристенную витрину с холодопотребностью 3 кВт, производитель Y предлагает пристенную витрину с холодопотребностью 1 кВт. Примем, что энергопотребление витрин (ТЭНы, освещение, вентиляторы) одинаково и составляет 2,5 кВт, поскольку этот параметр оказывает пренебрежимо малый вклад в структуру энергопотребления магазина.
В итоге получится, что за 7 лет работы магазина разница в стоимости элетроэнергии, потребленной оборудованием от поставщиков Х и Y, составит более 1,5 млн рублей (см. таблицу 2) – из-за ощутимой разницы между загруженностью холодильной машины, которая является основным потребителем электроэнергии в разрезе холодообеспечения.
При уменьшении холодопотребности торгового оборудования соответственно снижается и требуемая холодопроизводительность холодильной машины, а значит, и капитальные затраты.
Производитель | Количество горок на объекте, шт | Среднее часовое значение холодопотребления горки ( с учетом оттайки) – по результатам тестирования, кВт*ч | Энергопотребление витрины – по результатам тестирования, кВт*сут. | Затраты ОРЕХ за 7 лет, руб. Общие (ОР) |
Х | 30 | 3 | 3 | 2 484 000 |
Y | 1 | 3 | 965 607 |
Таблица 2. Расчет эксплуатационных затрат оборудования от поставщиков Х и Y за 7 лет эксплуатации.
Таким образом, даже при ощутимой разнице в 15–20% в стоимости оборудования (CAPЕХ) у поставщика Х (что при общих равных возможно только за счет снижения качественных характеристик оборудования) у поставщика Y будет более интересное предложение при расчете совокупной стоимости владения с учетом технических характеристик, обеспечивающих экономию ОРЕХ в рамках 7-летней эксплуатации магазина.
Соответствие температурному режиму
Наряду с энергоэффективностью одна из ключевых задач тестирования – получение данных по температурному полю в охлаждаемом объеме. Если поставщик указывает температурный класс М1, это означает, что в любой точке объема температура продукта не должна опускаться ниже -1°С и подниматься выше +5°C. Соответствие температурного режима – важнейший параметр холодильного оборудования, который определяет качество хранимого продукта. При несоответствии температурному классу такое оборудование, как и его поставщик, не должно быть допущено к участию в торгах.
В России нет требований по маркировке, но уже сейчас существуют требования к испытаниям холодильного оборудования, полностью соответствующим стандарту ISO 23953 – ГОСТ 32560.2.
Испытание оборудования
В последнее время в России начали появляться профессиональные лаборатории, которые проводят испытания в соответствии с требованиями ГОСТа 32560.2 и позволяют верифицировать паспортные данные, а также дать реальный анализ энергоэффективности поставляемого оборудования.
Среди них можно выделить несколько лабораторий, работающих в строгом соответствии с ГОСТом. Так, лаборатории «Арнег», «Брэндфорд» и «Спектр» предлагают полный комплекс услуг по тестированию торгового холодильного оборудования в полном соответствии с требованиями ГОСТа 32560.2. Согласно ГОСТу испытания проводятся в климатической камере, оснащенной высокотехнологичными приборами автоматики и оборудованием для поддержания климата и имитации различных условий эксплуатации, соответствующих разным климатическим классам. Информация со всех приборов тестируемого оборудования, начиная от температуры в 54 точках внутри имитаторов продукта и охлаждаемого объема, относительной влажности воздуха и скорости воздушного потока в помещении и заканчивая расходомером холодильного агента для точного подсчета холодопотребности, синхронизируется по времени, архивируется и сводится в блок диспетчеризации. Помимо тестирования на соответствие данным холодо- и энергопотребления, лаборатории проводят полный анализ соответствия оборудования требованиям технического задания, нагрузочной способности оборудования и отсутствию возможности выпадения конденсата. По результатам тестирования выдается подробный протокол.
Испытательная лаборатория Компании ООО «Спектр» по стандарту ГОСТ 32560.2.
За рубежом комплексно подходят к контролю на всех этапах жизненного цикла – от проектирования и подбора оборудования до монтажа и сервисного обслуживания. Таким образом выполняется контроль на всем цикле эксплуатации оборудования, что позволяет достичь на практике расчетных цифр ТСО. Так, в Европе услуги по аудиту объектов выполняет швейцарская компания «Фригоконсалтинг». Отрадно отметить, что и в России наметился спрос на подобные услуги и появлись соответствующие эксперты. Например, специалисты компании ООО «Спектр» оказывают полный комплекс услуг по техническому аудиту объектов коммерческого и промышленного холода, представляют заказчику независимую оценку соответствия установленного оборудования техническому заданию и заявленным требованиям, а также проводят аудит качества сервисных работ холодильного оборудования.
Проведение тендеров на основе ТСО позволяет ведущим федеральным сетям оценивать оборудование не только по цене эксплуатации, но и по качеству поддержания температурного режима, что безусловно является большим шагом в сторону энергетического развития коммерческой холодильной техники. А введение энергетической маркировки в России – дело ближайшего будущего, поскольку это уже стало насущной необходимостью. Наличие на территории страны испытательных лабораторий позволит выполнять оценку в полном объеме уже сегодня.
Статья подготовлена компанией «ЛЭНД»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?