Декоративное изображение
13 374

Поделиться

Смогут ли власти Китая заставить ритейл и общепит выбрасывать меньше еды?

Разные страны по-разному готовятся к глобальному продовольственному кризису, предвестники которого в виде растущих цен и перебоев в поставках мы наблюдаем уже больше года. В России безуспешно пытаются централизованно сдерживать цены на социально значимые товары и поднимают вопрос о введении продуктовых карточек. Власти Нью-Йорка впервые в истории города принимают 10-летний план продовольственной безопасности для достижения более справедливой, устойчивой и здоровой системы питания к 2031 г.

Интересный ответ на грядущий кризис в апреле 2021 г. дало правительство Китая, приняв пока не имеющий в мире аналогов закон о борьбе с пищевыми отходами. Тридцать две статьи этого закона вводят ряд необычных ограничений и штрафов, касающихся продуктового ритейла и ресторанного бизнеса. Так, например, видеоблогерам запрещается переедать на камеру, а ресторанам разрешается брать с посетителей доплату за оставшуюся в тарелке еду. Учитывая, что Евросоюз уже не первый год говорит о планах системно ограничить пищевые отходы, аналог китайского закона или его «облегченная» версия вскоре может появится во множестве стран, включая Россию.

Фото: patsrg/shutterstock

Фото: patsrg/shutterstock

Стрекоза и муравей

Сравнивая системы принятия решений России и Китая в вопросах продовольственной безопасности, невольно вспоминается знаменитая басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Китайское руководство приняло Закон о борьбе с пищевыми отходами после рекордных для страны урожаев 2019 – 2020 гг. и на фоне оптимистичных прогнозов минестерства сельского хозяйства на 2021 г. Кроме того, годовой объем производства зерна в КНР значительно превышал необходимые для 1,4 млрд населения 650 млн тонн в течение всей XIII пятилетки (2016 – 2020 гг.). Нельзя также не упомянуть важное достижение Китая в 2020 г. – победу над бедностью, которая также связана с решением продовольственных проблем.

Таким образом, китайские меры по усилению продовольственной безопасности носят упреждающий характер, так как страна не испытывает проблем с нехваткой продовольствия.

«Государство выступает за ресурсосберегающий и экологически чистый способ потребления, умеренный и низкоуглеродный образ жизни», – говорится в 3 статье закона. Препятствует такому способу потребления, образу жизни и продовольственной безопасности пищевая небережливость, под которой подразумевается «нерациональное использование продуктов питания». Преодолевать это препятствие в Китае решили довольно радикальными и нетривиальными мерами.

Фото: anon_tae/shutterstock

Фото: anon_tae/shutterstock

Мукбанг под запретом

Главными жертвами Закона о борьбе с пищевыми отходами стали китайские блогеры, снимающие видеообзоры про еду и напитки. Такой формат видео, зародившийся в Южной Корее, у нас и на Западе известен как «мукбанг» – в нем блогеры обычно удивляют зрителей поеданием большого количества продуктов или блюд. В Китае и Азии такие видео собирают миллионы просмотров, а блогеры даже подписывают рекламные контракты с ресторанами, торговыми сетями и брендами, чью продукцию они поедают на камеру.

Китайские законотворцы считают, что блогеры чаще всего не доедают традиционные для «мукбанга» огромные порции, а выбрасывают остатки за кадром и тем самым ради развлечения зрителей создают лишние отходы. В связи с этим за публикацию в интернете таких видео их авторам грозит штраф в 10 000 юаней (более $1500) и удаление самого видео. Как регулирующие органы будут определять, переедает ли блогер или нет, не понятно, однако за последний месяц в китайской соцсети TikTok уже были удалены популярные видео такого формата.

За распространение такой информации телеканалам и медиакомпаниям грозит более значительный штраф в 100 000 юаней ($16 000). К слову, в прошлом месяце СМИ обратили внимание на шоу талантов пекинской видео-платформы IQiyi, которое нарушило это правило. Чтобы поддержать любимого участника, зрители должны были покупать молоко конкретной марки и сканировать QR-коды с бутылок. Впоследствии молоко выливалось в канализацию, что было запечатлено на видео. В итоге шоу было временно приостановлено, а его создатели публично принесли извинения за бессмысленную трату продуктов.

Фото: Kzenon/shutterstock

Фото: Kzenon/shutterstock 

Не доел – плати

Другая статья Закона о борьбе с пищевыми отходами разрешает предприятиям общественного питания взимать с клиентов дополнительную плату, если они оставляют много недоеденных блюд. Главное условие для кафе и ресторанов – предупредить клиентов о размере штрафа за утилизацию пищевых отходов перед оформлением заказа.

В то же время, если рестораны регулярно производят большое количество мусора, в том числе пищевых отходов (норма не определена), им грозит штраф в 50 000 юаней ($7800). А если заведения общепита вводят потребителей в заблуждение, заставляя их заказывать больше еды (что за форма заблуждения – не уточняется), их оштрафуют на 10 000 юаней ($1500).

Закон также требует от организаторов банкетов и обедающих заказывать нужное количество блюд во время еды вне дома (как рассчитывать – неизвестно). За нарушение этого правила штраф пока не назван. Примечательно, что у китайцев традиционно было принято заказывать больше еды, чтобы продемонстрировать свое богатство и гостеприимство. Теперь эта традиция, по всей видимости, будет под запретом.

Некоторые китайские рестораны уже нашли оригинальные решения для соблюдения нового закона. Так, один ресторан в городе Чанша установил у входа весы, чтобы давать посетителям рекомендации по размеру порций в зависимости от их веса.

Фото: Zephyr_p/shutterstock

Фото: Zephyr_p/shutterstock

Правила для магазинов

Борьба с пищевыми отходами коснулась и ритейлеров. Так, согласно 12 статье, торговые сети должны усиленно следить за сроком годности продуктов, клеить на товары специальные этикетки, которые будут сообщать об истекающем сроком годности, и выставлять такие товары на видное место на полках. Кроме того, магазины будут штрафовать (сумма штрафа пока не определена, скорее всего, как и рестораны) за излишние отходы.

Китайские регулирующие органы уже успели выпустить первое предупреждение продуктовому магазину в городе Нанкин, который регулярно выбрасывал выпечку с неистекшим сроком годности из-за ее плохих внешних качеств. Владелец магазина пообещал пожертвовать остатки выпечки нуждающимся.

Отметим, что похожие шаги в борьбе с пищевыми отходами делают и другие страны Азии. Например, недавно правительство Сингапура обязало коммерческие и промышленные компании сообщать, сколько пищевых отходов они производят и разделяют для обработки. В том же направлении движутся Южная Корея и Япония. Не исключено, что через несколько лет эти страны, основываясь на положительном или отрицательном опыте Китая, сформулируют свои правила по борьбе с нерациональным использованием продуктов.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами