Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 092
Поделиться
Как стать миллионером? О связи культуры и предпринимательства
В тяжелые посткризисные времена ученые пытаются понять: в чем причины экономического роста той или иной страны? Согласно данным американского Национального бюро экономических исследований (NBER), разгадка в
культуре.
Логика ученых проста: основа роста экономики — это деятельность бизнесменов, а также их доля в населении страны. Но для начала предпринимателей нужно правильно воспитать, развив у них особые качества. Таких качеств всего два — терпение и умение пойти на риск. Соответственно тем, кто не обладает подобными талантами, лучше податься в наемные работники. Подтверждение этих интуитивно понятных выкладок ученые нашли в самых разных, порой неожиданных местах. К примеру, в результате изучения жизни одного из племенных обществ Амазонки, которое только перешло к рыночной экономике, выяснилось: те местные жители, что ранее отличались терпением, при новых рыночных отношениях проявили себя наиболее активно.
В результате темпы экономического роста в странах с одинаковыми технологическими условиями могут различаться именно из-за таких вот культурных особенностей. Там, где развито предпринимательство (а значительная часть граждан готовы терпеть и при этом не боятся рискнуть), больше вкладывают в человеческий капитал и инновации. Как результат — стремительное развитие экономики и возможность вырастить успешных бизнесменов в будущем. Классический пример — промышленная революция в Великобритании, когда новый класс предпринимателей, в юности отказывавший себе во всем ради образования, потеснил предыдущую элиту (землевладельцев, которые не были готовы к подобным жертвам). Обратный пример — страны, где бизнес страдает от высоких налогов, а также от всевозможных ограничений, как в странах Восточной Европы в XX веке. Это может серьезно навредить предпринимательской культуре, предупреждают исследователи.
А вот в компании Ernst&Young составили свой список качеств настоящего бизнесмена, и он значительно шире. Согласно мнению самих бизнесменов, опрошенных в ходе исследования, главное — это дальновидность (за нее проголосовало 76 процентов опрошенных), страстность, усердие в работе, честность и новаторство, всего 13 самых разнообразных талантов. Умение пойти на риск оказалось лишь в середине списка, замыкает который лояльность. Занятно, что при этом исследователи спорят с распространенным заблуждением, будто образование нужно для того, чтобы тратить деньги, а не для того, чтобы их зарабатывать, и что бизнесменами становятся люди, «которые и трех классов-то не окончили». Сами предприниматели назвали среди факторов успеха опыт работы (33 процента) и высшее образование (30 процентов). Почти так же важны наличие хороших наставников и семья.
Известный отечественный специалист в сфере взаимоотношений культуры и предпринимательства, профессор МГИМО Наталья Зарубина напоминает, что точку в споре о том, можно ли стать хорошим бизнесменом или им надо родиться, ученые не поставили до сих пор. К примеру, вывод немецкого ученого Макса Вебера о том, что именно протестантизм способствует развитию предпринимательства, не раз оспаривали другие специалисты, доказывая: католицизм влияет на склонность к бизнесу ничуть не меньше. У нас в 1990-х тоже обсуждали, насколько православие способствует деловой активности, а в 2000 году Архиерейский собор принял «Основы социальной концепции Русской православной церкви», где прописана этика труда. Была даже попытка составить нравственный кодекс православного предпринимателя
По словам эксперта, некоторые выводы о деловых качествах россиян можно сделать с помощью так называемой ментальной карты — особой методики сравнительного исследования культур.
— Согласно этой методике голландца Герта Хофстеде, учитываются четыре параметра: индивидуализм или коллективизм, дистанция к власти, мужественность или женственность (то есть ориентация на успех или на спокойную жизнь) и, наконец, готовность рисковать,— рассказывает Наталья Зарубина.— Хочу разрушить стереотип: по ряду параметров мы близки к Западу, в том числе по индивидуализму. То есть русский коллективизм — на сегодня уже миф. Но вот риска мы не любим, избегаем его, социологи связывают это с особенностями нашей истории.
Есть и еще один миф, который опровергают новейшие исследования. Говорят, что русская культура — культура терпения, на что, в частности, нас ориентирует православие.
— Я встречала исследования, которые это опровергали, причем они касались именно отечественных бизнесменов,— говорит Зарубина.— Терпение как способность идти к успеху методично и постепенно, в случае неудачи не опустить руки, восстановить дело — это, к сожалению, для нас не характерно.
Впрочем, подчеркивает эксперт, найти единую матрицу для всего мира вряд ли возможно. К примеру, исследования японского общества показывают, что дело не только в классическом индивидуализме, успешным оказался и так называемый японский группизм. В классической японской культуре человек идентифицирует себя как часть группы, при этом очень важна позиция в этой группе, отсюда и установка на успех.
Ждет своих исследователей и китайское экономическое чудо. Насколько для тамошних бизнесменов характерны терпение и способность рисковать — вопрос пока открытый.
Огонек Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?