Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
5 508

Поделиться

Как селлеру выбрать программу учета товаров для маркетплейсов

Этот материал предназначен для начинающих селлеров, развивающих торговлю на маркетплейсах. И посвящен он будет проблеме выбора программного обеспечения для учета товаров. Ведь даже если продавец держит товар в квартире или гараже, наверняка каким-то образом он ведет его учет.

Источник: Siwakorn1933/shutterstock

Источник: Siwakorn1933/shutterstock

99% начинающих селлеров делают это в программе Excel. И в случае небольшого количества артикулов товара (в складской среде их называют SKU – Stock Keeping Unit) лучшей системы не придумать. Но когда у вас возникает необходимость отслеживать местонахождение товара на складе, его остатки не только у вас, но и на торговых площадках, вести партионный учет или сроки годности партии, – с учетом в простой табличной форме возникают существенные трудности.

Кроме того, даже на небольшом складе часто товар просто «теряется». Вы-то точно знаете, что он должен быть на своей полке, но, увы, его там нет. Скорее всего вы его найдете, но в совершенно неожиданном месте и когда это будет уже не нужно (например, когда заказ просрочен или вы уже купили у поставщика аналог, чтобы сделать запланированную поставку).

А когда на складе появляются наемные сотрудники, ситуация становится еще сложнее, т.к. каждый, кто работает с товаром, может забыть отразить в таблице, откуда взял (будет некорректный остаток в учете) или куда переложил товар (будут проблемы с поиском).

В дополнение вам еще необходимо понимать качество подборки каждым работником, а в случае привязки вознаграждения к объему работы – еще и рассчитывать сумму оплаты труда каждого.

Все эти факторы приводят к тому, что держатель склада начинает задумываться об использовании специализированной программы, которая поможет разобраться во всех тонкостях учета товаров, организовать контроль, регулярно считать вознаграждение работников (биллинг), а также поддерживать актуальную связь с маркетплейсами.

Наверняка все уже догадались, что речь идет о Warehouse Management System, или, в обиходе, WMS.

Несмотря на изобилие рынка WMS, в поисках адекватного софта селлеры столкнутся с тремя главными проблемами:

1. Ниша доступных для начинающего бизнеса WMS почти отсутствует.

Учитывая, что разработка складского софта – удовольствие довольно дорогое, авторы сразу стремятся занять наиболее дорогие ниши и предлагают свой продукт по максимально возможной цене, уровень которой вполне может колебаться в районе десятка миллионов рублей.

2. Учитывая сложности индивидуальных настроек, типичные сроки внедрения классических программ управления складом исчисляются месяцами с соответствующим потенциалом увеличения стоимости.

3. К сожалению, на текущий момент на рынке практически нет WMS, учитывающих специфику требований селлеров.

Чтобы подобрать программу управления складом, соответствующую требованиям типичного продавца на маркетплейсе, попробуем разобраться в оптимальном наборе критериев, которым должна соответствовать WMS для селлеров.

1. В первую очередь это возможность использования адресного хранения, которое позволяет сразу же найти товар по номеру ячейки его местонахождения.

2. Для полноценного учета важно использовать гибкую систему приемки и учета (по партиям, срокам хранения, размерности коробов и т.п.).

3. Для контроля остатков товара на складе и на площадках маркетплейсов необходима система полной и частичной инвентаризации.

4. Для грамотного формирования товарной матрицы полезной будет система анализа частоты обращений к товарам.

5. По своему опыту скажу, что для оптимизации расходов склада очень полезной может быть функция учета расходных материалов.

6. Учитывая, что планируется использовать WMS для работы с маркетплейсами, для ее полноценного функционирования просто необходима интеграция с основными операторами.

По данным DataInsight, в 2023 году Ozon и Wildberries уже занимали 86% рынка, что, кстати, с лихвой подтверждает мое любимое правило Парето 80/20.

Отдельно хотел бы остановиться на необходимости интеграции с маркетплейсами, как по схеме FBO, так и по FBS. На всякий случай разъясню, что FBO (Fulfilment by Operator) подразумевает хранение товаров на складах маркетплейса, а FBS (Fulfilment by Seller) – что товар изначально хранится на складе продавца и поставляется под заказ.

Чаще всего начинающему селлеру доставка по схеме FBO выгодна, но могут быть нюансы приема, когда нужно переждать с поставками, а для непрерывных продаж использовать схему FBS.

Кроме того, для продавцов крупногабаритных товаров (КГТ) их хранение на собственном складе или на складе прямой аренды будет гораздо дешевле услуг маркетплейса.

Не забывайте еще и о тестах новых товаров, а также о работе с дорогими позициями (телефоны, ноутбуки и т.п.), когда везти их на склад маркетплейса или нецелесообразно, или пока просто нет бюджета на большую закупку.

В таких случаях селлеру важно уметь быстро и качественно собирать заказы по FBS, при этом не нарушая свой товарный учет и не путая маркировку заказов.

Источник: fizkes/shutterstock

Источник: fizkes/shutterstock

7. Важным критерием является стоимость сервиса.

Причем в этом вопросе нельзя ориентироваться на урезанную завлекалочку, которая с набором необходимых опций по мере развития может стать в несколько раз дороже конкурентов и приближается к общеизвестной стоимости крыла от боинга, которую, по моим ощущениям, никто не знает.

Современные WMS-системы практически все имеют стандартный период бесплатного тестирования 14 дней, за исключением «1С:УНФ», которые предлагают 30 дней.

Но некоторые поставщики при несущественных ограничениях для селлеров предоставляют и полностью бесплатный доступ.

Не спорю, что для селлеров возможно использование и WMS, предназначенных для фулфилмент-операторов, но в таком случае нужно смириться, что скорее всего придется доплачивать за лишний функционал.

Теперь, когда читатели погружены в суровую действительность, чтобы не быть голословным, приведу сравнительный анализ нескольких поставщиков профильного софта, а во избежание предвзятости расположу участников в алфавитном порядке.

Фото сделаны специально для иллюстрации данной статьи по просьбе автора. Подтверждено в письме vdorokhov69@gmail.com от 31.07.2024
Источник: ExpressRMS
Фото сделаны специально для иллюстрации данной статьи по просьбе автора. Подтверждено в письме vdorokhov69@gmail.com от 31.07.2024
Источник: ExpressRMS

«АСП. Склад WMS»

https://складской-учет.рф

Достаточно простая система складского учета, рассчитанная на продвинутых пользователей и использование дорогостоящих терминалов сбора данных (ТСД).

К сожалению, она изначально не настроена на работу с маркетплейсами, но за дополнительную плату в компании готовы настроить системы под заказ клиента.

Кроме того, в качестве дополнительных решений предлагают услуги по интеграции с системой учета ветеринарных сертификатов «Меркурий» и автоматизации работы с системой «Честный знак».

«Мой склад»

https://www.moysklad.ru

Одна из универсальных систем, предназначенная для управления широким кругом бизнесов, таких как производство, общепит, онлайн- и офлайн-торговля оптом и в розницу.

Широкие возможности использования одновременно являются и в некотором роде недостатком, т.к. для обычного пользователя система сложновата, не позволяет определить стоимость использования и, как все универсальные решения, не учитывает нюансы работы селлера на складе и во взаимодействии с маркетплейсом.

«1С:Управление нашей фирмой»

https://v8.1c.ru/small.biz/

Еще одно универсальное решение для всех видов бизнеса – от торговли в розницу, оптом и онлайн до выполнения работ или услуг, а также производства. Позволяет автоматизировать общее управление бизнесом от получения лида во встроенной CRM до продажи, закупок, управления складом, учета зарплаты, выпуска продукции и получения управленческих отчетов и сдачи регламентированной отчетности.

В программе есть возможность интеграции с Ozon и «Яндекс Маркет», которые позволяют обмениваться карточками товаров, обновлять остатки и цены, загружать отчеты о продажах с торговых площадок, вести взаиморасчеты с учетом продаж и комиссионного вознаграждения. Интеграция с Wildberries настраивается под заказ.

Рабочее место по взаимодействию с маркетплейсами имеет функционал загрузки отчетов о продажах и возвратах с Ozon и WB с возможностью их дальнейшего учета и документирования.

Order Admin

https://www.orderadmin.ru

Полноценная и уже годами проверенная программа складского учета. Вследствие исторических связей с фулфилмент-оператором ReWorker первоначально предназначена для сервиса фулфилмента, но возможно и ее использование в проектах электронной коммерции со своего склада.

Кроме интеграции с основными российскими маркетплейсами, работает по API с Amazon.

В целом достойная реализация более чем 15-летнего опыта фулфилмента команды основателей.

TS WMS

https://ts-wms.ru

Данный софт изначально был предназначен для селлеров, но по отдельным тарифам подходит и фулфилмент-операторам.

Причина популярности сервиса TS WMS в удивительном сочетании простоты и отточенности бизнес-процессов, позволяющем профессионально организовать продвижение товаров на маркетплейсы даже начинающим игрокам.

Сервис предлагается пользователям в трех стандартных вариантах, не предполагающих дополнительных затрат на доработки, благодаря чему использование возможно через самостоятельную настройку и в короткий срок внедрения, зависящий от объема заводимой базы данных. Запуск для небольшого селлера может занять 1–2 дня, среднего – от нескольких дней до недели.

Что немаловажно для начинающих селлеров – при определенных условиях возможно использовать бесплатную версию софта неограниченное время.

Yolka

https://yolka.io/wms

Очень мощная программа с широким функционалом, в зависимости от потребностей заказчика.

Принципы настройки и стоимость внедрения явно выделяют данную WMS из общего ряда одноклассников.

Привел для сравнения специально, чтобы вы оценили разницу в классах.

Итоговое сравнение по критериям приведено в таблице.

Критерий

«АСП. Склад WMS»

«Мой склад»

«1С:УНФ»

Order Admin

TS WMS

Yolka

Адресное хранение

+

+

+

+

+

+

Партионный учет

+

+

+

+

+

+

Учет сроков годности

+

+

+

+

-

+

Учет товаров в разных коробах

-

-

-

-

+

+

Инвентаризация полная

+

+

+

+

+

+

Инвентаризация частичная

+

-

-

+

+

+

Анализ частоты обращений к товарам

-

-

-

-

+

+

Учет расходных материалов

Под заказ

-

+

+

+

Под заказ

Биллинг сотрудников

Под заказ

+

-

-

+

+

Интеграция с Ozon/

WB

Под заказ

+

+/Под заказ

+

+

Под заказ

Наличие бесплатной версии

-

+

-

-

+

-

Версия для селлеров

-

+

-

-

+

-

Стоимость внедрения

От 80 000 руб.

15 000 руб.

От 20 000 руб.

 От 24 900 руб.

бесплатно

2,8 млн руб.

Стоимость минимального пакета в месяц

10 000 руб.

6000 руб.

От 3305 руб.

14 900 руб.

10 000 руб.

Индивидуально

Дополнительные платные опции

+

+

+

+

-

Индивидуально

Ссылка на сайт

складской-учет.рф

moysklad.ru

v8.1c.ru/small.biz

orderadmin.ru

ts-wms.ru

yolka.io/wms

Владимир Дорохов, инвестор, ментор «Сколково», член Клуба менторов, независимый директор, сооснователь и член совета директоров STS Logistics

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами