Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
11334

Поделиться

Как сэкономить миллиард на оптимизации цепочек поставок?

На рынке ритейла не используются комплексные решения по управлению цепочками поставок, логистика автоматизирована полностью всего лишь у 10% ритейлеров, большинство ведет подсчеты буквально в Excel и с помощью рукописных математических моделей – к таким выводам пришла ИТ-компания «КРОК» по итогам собственного исследования. Директор по развитию бизнеса в ритейле Дмитрий Смирнов рассказал о том, как оцифровать логистику и вынести из этого реальную выгоду.   

Компания «КРОК», один из лидеров ИТ-индустрии России, провела масштабное исследование цифровизации управления логистикой и цепочками поставок в ритейле. Исследование включало глубинные интервью с топ-менеджерами ритейла из сегментов: food – 36%, DIY – 20%, Fashion&Beauty – 20%, детские товары – 12%, БТиЭ – 12%. Общая выручка опрошенных ритейлеров составляет более 1,6 трлн рублей, или 25% всего российского розничного рынка. Основной вывод исследования: цепочки поставок полностью автоматизированы примерно у 10% ритейлеров.

Трижды сложная логистика

Дмитрий Смирнов

Ритейл – одна из самых быстро меняющихся отраслей, драйвер внедрения технологий. Это признают и ритейлеры, и производители, и поставщики ИТ-решений.

В свою очередь управление цепочками поставок в ритейле всегда было и остается сложным направлением деятельности и динамично развивающейся областью. Логистика – наиболее ресурсоемкая часть розничного бизнеса, требующая научного, технологического и предпринимательского подхода. Здесь решаются сложнейшие задачи маршрутизации транспорта, управления заданиями склада, расчета заказов магазинов и складов, управления ассортиментом и ценообразованием.

А рынок России с точки зрения управления цепочками поставок является одним из самых сложных в мире. Это длинное логистическое плечо, территориально распределенные торговые точки, неустойчивый ассортимент, низкое качество outsource-услуг и т. д.

Можно смело сказать, что в области supply chain Россия решает наиболее сложные задачи мирового рынка. «Добро пожаловать в АД» – написано на входе в область решений для управления цепочками поставок. Давайте разбираться, что же с этим делать.

О чем говорят ритейлеры?

Как рассказали игроки рынка, основная проблема ИТ в логистике – отсутствие единого комплексного решения, и как следствие – сложность интеграции различных систем.

Далее названы недостатки в автоматизации процессов SCM, которые отметили наши респонденты:

  • низкая автоматизация промоакций,

  • низкое качество управления складом,

  • низкая прозрачность процессов.

Важнейшими критериями в выборе ИТ-партнера являются: стоимость – 50% респондентов, опыт, референс-листы – 27%, широта функционала, соответствие ожиданиям – 23%.

Как сэкономить миллиард на оптимизации цепочек поставок?

Объединяя проблемы и критерии выбора партнера, мы понимаем, что ритейлеры нуждаются в создании комплексной системы управления: 1) интегрированной со всеми модулями системы, 2) с широкими возможностями, 3) быстро внедряемой, 4) дешевой.

В ловушке меняющихся требований

Почему же так случилось, что на рынке нет комплексных удобных решений? Ведь десятки ИТ-компаний не покладая рук работают над десятками алгоритмов и решений. Где все эти Big data, AI, нейросети и нанороботы?

Думаю, дело в том, что скорость изменений рынка ритейла существенно превышает скорость создания промышленных ИТ-систем. Невозможно так быстро выпускать промышленные решения, включающие в себя все необходимые в логистике блоки.

Получается, что ритейлеры находятся в ловушке постоянно меняющихся условий рынка, растущих требований бизнеса и не успевающих комплексных ИТ-систем.

Какой выход возможен? Система управления должна состоять из совокупности связанных и интегрированных между собой блоков. Выстраивать такую систему нужно с учетом особенностей предприятия и целей, стоящих перед компанией. При этом, учитывая парадигму меняющегося рынка, необходимо заложить возможность постоянного изменения построенной архитектуры.

Архитектура ИТ-системы схожа с архитектурой зданий. Здесь также жизненно важны закладываемый фундамент (принципы и цели систем), прочность материалов (отказоустойчивость), сейсмоустойчивость конструкций к «встряскам» рынка. Но, в отличие от незыблемых зданий, ИТ-система должна меняться – уметь понимать текущие и будущие требования рынка и сама себя перестраивать.

 

Ритейлерам сейчас нужны не промышленные системы, мощные сервера, нейронные сети и искусственный разум, а решение конкретных прикладных задач автоматизации труда. Для этого важно понимать, чем ритейлер живет и что потенциально в его бизнес-процессах может «болеть».

Как сэкономить миллиард на оптимизации цепочек поставок?

Спасительный симбиоз

Компания «КРОК» имеет в своем портфеле решения, позволяющие «залатать дыры» и оцифровать процессы логистики. Мы понимаем, что нужно ритейлерам сейчас и что понадобится в ближайшем будущем. А на пути к комплексному решению по управлению цепочками поставок все же сначала необходимо пройти определенные этапы, чтобы «собрать паззл». Наши решения – это инструменты, содержащие все необходимые элементы управления:

  • Задачи управления транспортом (Transportation management). Специалисты «КРОК» понимают, как поднять загрузку автотранспорта, повысить оборачиваемость рейсов и в итоге снизить транспортные издержки.

  • Прогнозирование спроса (Demand planning). Знаем, как сделать процесс прогнозирования эффективным, не заниматься предсказанием продаж, а управлять точностью прогноза.

  • Пополнение и распределение (Replenishment&Fulfillment). Строим не заказ позиции, а управление запасом магазина. У нас есть уникальные модули сокращения товарных запасов и управления промопродажами.

  • Управление ассортиментом (Assortment planning). Можем создавать не просто матрицы, а матрицы, адаптированные под место, время и покупателя.

  • Ценообразование (Price formation). Модули ценообразования, которые могут принимать решения о марже магазина, категории и товара. И делать это с прозрачно управляемой логикой.

  • Консалтинг. Нелюбимая многими бизнесменами тема, так как консалтинг считается пустой тратой денег. Консалтера можно сравнить с терапевтом, который должен правильно определить лечение. Конечно, многие предпочитают заниматься самолечением, иногда это помогает, но чаще всего – нет. Консалтинг, осуществляемый грамотными специалистами, приносит огромную пользу предприятию, имеющему слабую собственную экспертизу. Эту услугу можно также сравнить с трудом главного архитектора, который создает здание целиком, контролируя весь процесс строительства. Можно строить и без архитектора, но последствия несложно представить.

В мае 2020 года компания «КРОК» заключила соглашение о партнерстве с компанией «Спутник», специализирующейся на консалтинге и разработке решений по управлению товарными запасами. Благодаря экспертизе, наработкам и готовым модулям «Спутника» мы существенно повышаем качество своей услуги.

«Решения компании «Спутник» – элемент в огромной линейке решений компании «КРОК», – говорит директор компании «Спутник» Олег Ткачев. – Благодаря совместной работе мы сможем предложить рынку как широкий спектр услуг, так и очень глубокую проработку процессов».

Наш подход к решениям можно назвать словом «симбиоз». Это симбиоз сильных сторон двух компаний, симбиоз разработки и бизнес-экспертизы, симбиоз систем заказчика и интегратора.

Насколько дорого симбиозное решение? Такой комплексный подход – один из самых дешевых на рынке. Дешевле этого может быть только собственная разработка, и то только при условии совмещения ее с качественной экспертизой в постановке задач. Благодаря тому что выбирается только решение для конкретных необходимых задач, достигается максимальный совокупный эффект, как с точки зрения производительности, так и с точки зрения себестоимости.

Компания «КРОК» предлагает участникам рынка решение их задач посредством выбора лучшего и наиболее подходящего решения для клиента.

 

Бюджет SCM, включая закупки, как правило, превышает 50% бюджета сети. Поэтому именно эффект от оптимизации цепочек поставок очень высок. Например, только на управлении товарными запасами по всей сети можно получить экономию более 10% оборота с учетом цены денег и оборачиваемости товара. Точный прогноз спроса при помощи ИТ-инструментария может дать от 5 до 10% экономии. При условии постоянной оборачиваемости минимизируем затраты на хранение и прочие издержки – получаем больше прибыли. Так, при обороте 10 млрд рублей в год розничная сеть может сэкономить на оптимизации цепочки поставок от 1 млрд рублей.

А что дальше?

Пока ритейлеры только приходят к осознанию того, что при помощи ИТ можно и нужно наводить порядок в цепочках поставок товаров. Но уже пора переходить к конкретным внедрениям, ведь отлаженный и гибкий бизнес – стабильный бизнес, которому не страшен ни один «черный лебедь».

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Артем Филипцов, сеть Cozy Home: «Продавцы приходят в розницу за деньгами, а не за развитием, а мы стараемся их мотивировать»

Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами