Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
15 844

Поделиться

Как росли сети в 2023 году: наступление гигантов продолжается

Крупные игроки ритейла сохраняют темпы роста прошлого года и наращивают экспансию на Восток. Самыми динамичными остаются жесткие дискаунтеры, среди которых появился новый игрок с большими планами и возможностями для развития. Региональные сети отступают и поглощаются. По традиции, Retail.ru выяснил, сколько магазинов открыли ключевые игроки рынка в 2023 году, и сравнил их с результатами 2022 года.

Фото: Photos from Africa/shutterstock

Фото: Photos from Africa/shutterstock

FMCG-федералы

X5 Group

За год группа открыла 3149 магазинов (в 2022 году – 2202). «Пятёрочка» выросла на 2144 магазина, до 21 308, «Перекрёсток» – на 1 магазин, до 972, «Чижик» – на 983 магазина, общее количество достигло 1500. Открыто 2 даркстора, и теперь их 9. Всего X5 Group объединяет 24 472 точки.

В марте 2023 года «Пятёрочка» первой из федеральных продуктовых ритейлеров открыла магазины на Дальнем Востоке, в IV квартале приобрела магазины хабаровской сети «Амба».

«Чижик» в октябре 2023 года открыл первые магазины в Сибири и планирует активно расширять свое присутствие в этом регионе. Развитие жестких дискаунтеров остается одним из основных приоритетов X5. К 2027 году компания намерена открыть 5 тыс. магазинов «Чижик».

«Магнит»

По данным на вторую декаду декабря (цифры корректны и на конец 2023 года), под управлением «Магнита» было более 29 тыс. магазинов различных форматов, включая 18 626 магазинов «Магнит» у дома и дискаунтеров, 2224 магазина у дома «Дикси», 7699 точек «Магнит Косметик», 488 супермаркетов и суперсторов.

За 9 месяцев 2023 года запущен 1461 магазин (gross) или 1302 магазина (net, с учетом закрытий). Для сравнения: за аналогичный период 2022 года была запущена 1000 магазинов: 971 точка в сегменте FMCG и 242 – «Магнит Косметик».

Торговая площадь магазинов превысила 10 млн кв. м. Почти 65% площадей (6,5 млн кв. м) приходится на ключевой формат – магазины у дома. Площадь сети дрогери «Магнит косметик» составляет почти 1,8 млн кв. м, супермаркетов «Магнит семейный» и суперсторов «Магнит экстра» – 980 тыс. кв. м, магазинов у дома «Дикси» – 735 тыс. кв. м.

«Моя цена»

К концу 2022 года дочка «Магнита» насчитывала 700 дискаунтеров, а к концу III квартала 2023-го – уже 1134.

В1

Сеть жестких дискаунтеров «В1» запущена «Магнитом» в феврале 2023-го и к концу года выросла до 55 магазинов. В 2024 году сеть планирует ускорить темпы экспансии, открыть несколько сотен торговых точек и выйти за пределы Москвы и Московской области.

О развитии и планах сети жестких дискаунтеров «В1» читайте в интервью: Анжела Рябова, «В1»: «Философия нашего бизнеса – ничего лишнего»

«Красное&Белое» и «Бристоль»

Традиционно эти сети не оглашают итогов года, но, по оценкам INFOLine, «Красное&Белое» и «Бристоль» открыли рекордные 4,5 тыс. магазинов (в 2022 году было открыто более 4 тыс. магазинов). Как рассказал генеральный директор INFOLine Иван Федяков, такого темпа еще не было в истории нашей страны, это больше, чем 10 магазинов в день. Формат и стратегия сетей оказались выгодными и успешными для масштабирования и развития. Темп открытий сказывается также на положительной динамике объема выручки компаний – 19,7%.

«ВкусВилл»

За прошлый год «ВкусВилл» открыл 531 новый магазин и 28 дарксторов, при том что в 2022 году было запущено 125 магазинов и 21 даркстор. В 2023 году практически каждый день начинали работать 2 новые торговые точки. Появились новые форматы – «ВкусВилл мини» площадью 60–80 кв. м и персонифицированным ассортиментом под спрос жителей района и грейсторы – магазины, совмещенные с отдельной зоной сборки онлайн-заказов, где сотрудники занимаются упаковкой товаров на доставку, а продавцы уделяют больше времени и внимания покупателям. Сеть магазинов доросла до 1891, дарксторов – до 147 точек. По итогам 2023 года ритейлер нарастил оборот на 27% до 297,5 млрд рублей (с НДС ).

«Азбука Вкуса»

Открыла 1 супермаркет в деревне Сосенки и первый для сети минимаркет по франшизе на АЗС «Лукойл». Согласно стратегии, в рамках которой компания фокусируется на повышении эффективности существующей инфраструктуры, и в связи с естественным перераспределением трафика было закрыто 5 магазинов малого формата.

В завершившемся году одним из фокусных стало b2b-направление: запущено более 50 новых проектов. Помимо минимаркета по франшизе компания запустила 20 точек на АЗС «Газпромнефть» и «Роснефть». На конец 2023 года сеть управляла 170 магазинами.

«Светофор»

Известно, что у этой компании нет отдела по связи с общественностью, и руководители не выступают в СМИ. По данным сайта «Светофора», на начало 2024 года сеть объединяет 3895 магазинов. В начале 2023 года количество приближалось к 3 тыс. В 2022 году было открыто около 350 новых торговых точек, в 2021 году – более 1100 магазинов. Похоже на то, что сеть сбавила темпы экспансии.

«Лента»

В 2023 году количество магазинов увеличилось на 1999, так как в октябре «Лента» приобрела сеть «Монетка», которая на момент сделки управляла 2120 магазинами. Общее количество магазинов достигло 2819. По состоянию на 31 декабря 2023 года под управлением «Ленты» находилось: 261 гипермаркет, 246 супермаркетов и 2312 магазинов у дома. Розничная выручка ритейлера выросла на 14% и составила 604,66 млрд рублей.

Fix Price

Компания Fix Price расширила сеть на 751 магазин, выполнив план, поставленный на 2023 год. Наиболее интенсивно новые магазины Fix Price открывались в Московской области (76 открытий), Москве (45), Краснодарском крае (44), Кемеровской (30) и Челябинской (23) областях. Самыми активными месяцами по числу открытий новых торговых точек стали март, июнь и декабрь. На 2024 год запланировано расширить сеть не менее чем на 750 магазинов.

«О’Кей»

В 2023 году группа «О’Кей» закрыла 3 гипермаркета и открыла 26 дискаунтеров «Да!». По данным на конец 2023 года, группа управляла 297 магазинами, включая 77 гипермаркетов «О’Кей» и 220 дискаунтеров «Да!».

«Metro Россия»

За прошлый год не было ни открытий и ни закрытий, количество торговых центров осталось неизменным – 93в 51 регионе РФ. Согласно сообщению компании, в I квартале 2023–2024 года (октябрь – декабрь 2023) продажи в местной валюте выросли на 19,9%. Особый рост показала категория В2В-клиентов – рестораны и отели, офисы, а также независимая розница (магазины у дома). Как рассказали в пресс-службе компании, сеть нацелена на развитие екома и открытие дарксторов. В 2023 году открыт 1 даркстор площадью 1000 кв. м в партнерстве с сервисом доставки «СберМаркет».

Продолжается развитие франчайзинговой сети «Фасоль», в 2023 году этому проекту исполнилось 10 лет. За финансовый год было открыто 200 новых магазинов у дома. Более 12% партнеров «Фасоль» открывают два и более магазина, выстраивая свою собственную торговую сеть. До 2025 года Metro планирует увеличить количество магазинов «Фасоль» в два раза.

«ВинЛаб»

В 2023 году сеть «ВинЛаб» увеличилась на 306 точек и достигла 1657 магазинов, объем продаж вырос на 35%, а трафик – на 21%. Без учета органического роста сопоставимые продажи увеличились на 11,9%, трафик – на 3,5%, а средний чек – на 8,1%.

«Авокадо»

Франчайзинговая сеть «Авокадо» увеличилась на 1352 магазина и теперь объединяет 5200 магазинов.

FMCG-регионалы

«Ярче!»

По итогам года сеть управляла 1018 магазинами в Сибири, Московской, Ярославской, Тульской, Рязанской, Самарской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Тамбовской областях. Было открыто 232 магазина.

«Победа»

Ульяновская сеть «Победа» открыла 180 новых магазинов и к концу года насчитывала 590 дискаунтеров.

«Командор»

Компания открыла 61 дискаунтер «Хороший» и 2 магазина у дома «Командор». Из них

34 новых магазина появились в Красноярском крае, 14 магазинов – в Иркутской области, 9 – в Республике Хакасия и 6 – в Кемеровской области. Были закрыты 2 магазина у дома «Командор» в Ангарске, еще 2 магазина у дома были переформатированы и превратились в дискаунтеры «Хороший». По состоянию на 19 февраля 2024 года торговая сеть «Командор» управляет 449 торговыми точками в пяти регионах Сибири.

«Жизньмарт»

За январь – ноябрь 2023 года открылась 131 торговая точка бренда. В формате мини открыто 99 магазинов, на конец года работало 136 магазинов этого формата. В августе 2023 года ритейлер подписал договор о мастер-франшизе с партнером в Казахстане, вырвавшись таким образом на рынок Центральной Азии. Для сравнения, в течение 2022 года число магазинов увеличилось на 52, в 2021 году – на 27 магазинов.

«Рубль»

Эксперты INFOLine зафиксировали динамичный рост краснодарской сети «Рубль», работающей в формате жесткого дискаунтера. Первую торговую точку ритейлер открыл в 2020 году, а к началу декабря 2023 года насчитывал уже 27 точек торговой площадью свыше 16 тыс. кв. м, расположенных в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской и Воронежской областях.

«Самбери»

За год сеть открыла 94 магазина: «Близкий» – 61, «Раз два» – 16, гипермаркет «Самбери» – 1, супермаркет «Самбери» – 3, «Самбери экспресс» – 3, Spar – 10. Были и закрытия: «Самбери экспресс» – 5 и «Раз два» – 4 магазина. В настоящее время компания объединяет 312 магазинов разных форматов: «Близкий» – 159, «Раз два» – 81, гипермаркет «Самбери» – 31, супермаркет «Самбери» – 20, «Самбери экспресс» – 10, Spar – 10, «Броско маркет» – 1.

В октябре стало известно, что «Магнит» купит долю в 33,01% в этой сети. Сделку планируют закрыть летом 2024 года.

«Реми»

Дальневосточная сеть доросла до 67 гипермаркетов и супермаркетов «Реми», увеличившись за год на 10 магазинов, и строит планы дальнейшего развития.

«Макси»

Компания «Макси» открыла 19 магазинов площадью от 850 до 1300 кв. м, в том числе в новом для себя формате мягкого дискаунтера. По итогам года мультиформатная сеть насчитывает 86 торговых точек в 17 городах Вологодской, Архангельской, Ярославской и Кировской областей. До конца 2025 года «Макси» намерена вырасти до 150 магазинов.

Smart

Нижегородская сеть дискаунтеров Smart за 2023 год открыла 23 новых магазина. В IV квартале открылась первая точка ритейлера в Санкт-Петербурге, и 2 магазина – в Москве.

Напомним, что первый дискаунтер Smart открылся в 2021 году, а к концу 2023 года сеть имела уже 90 магазинов в 13 регионах России. В 2024 году Smart планирует открыть 50 магазинов.

«Квартет вкусов»

Дальневосточная сеть «Квартет вкусов» перешла из состояния экспериментального проекта DNS в самостоятельный бизнес группы и продолжила свое развитие в придомовом формате минимаркета. На начало 2024 года в Приморье и Восточной Сибири работало 37 магазинов сети.

«Бегемаг»

Кемеровский ритейлер открыл 2 новых магазина под брендом Spar, что добавило 1500 кв. м в сумму общей торговой площади компании. На конец года у компании было 67 магазинов сети универсамов «Бегемаг» и 3 магазина Spar. В настоящее время компания представлена в 5 городах: Кемерово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Белово и Березовский.

БТиЭ

«М.Видео-Эльдорадо»

Сеть «М.Видео-Эльдорадо» в конце декабря 2023 года объединяла 1242 магазина всех форматов в более чем 370 городах России. За год компания открыла 62 магазина «М.Видео» в новом компактном формате и планирует его дальнейшее масштабирование в ключевых регионах. В 2024 году ожидается открытие не менее 100 магазинов «М.Видео», преимущественно компактного формата.

Об итогах работы сети в 2023 году, трансформации бизнеса, новых планах и форматах читайте в интервью: Борис Огарков, «М.Видео-Эльдорадо»: «В 2024 году планируем открыть не менее 100 магазинов»

DNS

По данным сайта компании, DNS на начало 2024 года объединяет 2651 магазин. Динамика открытий – положительная, так как год назад было 2613 магазинов. При том что в 2022 году закрытий было больше, чем открытий: 316 против 171 магазина.

В декабре 2023 года стало известно о том, что DNS арендует бывший завод южнокорейской LG в Подмосковье и организует на нем производство бытовой техники, которую планирует продавать в собственных магазинах.

Kuppersberg

Производитель бытовой техники Kuppersberg окончил 2023 год с рекордной для себя выручкой – свыше 9 млрд рублей и с 15 фирменными магазинами. При том что в 2022 году у компании был всего 1 собственный магазин, и только в середине года было принято решение о развитии собственной фирменной розницы. На I квартал 2024 года запланированы открытия магазинов в городах Санкт-Петербург, Самара и Уфа.

DIY и мебель

«ВсеИнструменты.ру»

Компания открыла более 200 магазинов, увеличив число офлайн-точек до 900. В 2024 году планируется расширить сеть еще на 300 точек.

«Петрович»

Как и годом ранее, объединяет 20 строительно-торговых центров. В 2023 году компания «Петрович» приобрела два офисных объекта на 30 тыс. кв. м и площадку 35 тыс. кв. м под строительство здания, которые ранее принадлежали JetBrain.

Hoff

По итогам 2023 года общая выручка Hoff увеличилась на 16% по сравнению с 2022 годом и достигла 80,7 млрд рублей. Наибольший прирост пришелся на онлайн-продажи: выручка от заказов в интернет-магазине выросла на 23%, количество заказов также увеличилось на 23%. Заказы из интернет-магазина в 2023 году принесли компании 24,6 млрд рублей. Выручка от офлайн-продаж выросла на 13% по сравнению с прошлым годом и составила 56,1 млрд рублей. Открытий не было, ритейлер по-прежнему объединяет 62 магазина.

OBI

Работа гипермаркетов сети OBI была приостановлена в марте 2022 года и возобновилась в мае, после этого у сети несколько раз менялись собственники. Компания 6 лет не открывала новых магазинов, и в конце 2023 года насчитывала 24 гипермаркета в 12 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Саратове, Рязани, Брянске, Туле, Волгограде и Волжском.

В марте 2024 года новые собственники запустили первый магазин в новом формате в ТРЦ «Филион» и заявили о планах активного роста.

Fashion и ювелирный ритейл

Melon Fashion Group

Melon Fashion Group открыла и релоцировала на большие площади более 200 магазинов. В это же число входит 18 магазинов нового бренда IDOL. На 31 декабря 2023 года группа объединяла 923 магазина (собственных и франчайзинговых), в том числе: Zarina – 297, Befree – 262, Love republic – 165, Sela – 181, IDOL – 18. За год Sela открыла 43 магазина в новом концепте.

Gloria Jeans

На конец года группа включала 710 магазинов более чем в 300 городах, общая площадь торговой недвижимости составила 620 тыс. кв. м.

Lime

Несмотря на то что российская сеть Lime существует уже с 2008 года, активно открываться магазины бренда начали в 2022–2023 годах, когда он стал занимать места якорных арендаторов в торговых центрах. Представители ряда столичных и региональных торговых центров утверждают, что обороты бренда с 1 кв. м превышают показатели Zara.

В конце 2023 года у Lime 59 магазинов собственной розницы и 33 – открытых по франшизе. За последние два года сеть приросла на 28 собственных точек.

«Котофей»

Сеть детской обуви открыла 35 магазинов: 29 – в РФ, 2 – в Беларуси, 4 – в Казахстане. Закрыла 11 магазинов. На конец 2024 года «Котофей» объединяла 209 магазинов.

В 2024 году планируется открытие 35–40 магазинов.

Lamoda Sport

Торговая сеть Lamoda Sport запущена в 2023 году и к настоящему времени объединяет уже 50 магазинов, каждый день открывается несколько новых точек. В планах ритейлера до конца 2024 года расширить сеть до 100 точек и более.

Офлайн-магазины ритейлера будут представлены в четырех форматах: Lamoda Sport, Lamoda Sport Kids, Lamoda Sport Urban, Lamoda Sport Outlet. Стандартная площадь магазинов – 350 кв. м, флагманские точки в Москве размещены на площади 1,2 тыс. кв. м.

Henderson

Бренд мужской одежды, обуви и аксессуаров Henderson управляет 159 салонами в 64 городах страны. Осенью 2023 года бренд открыл два салона в Армении. Согласно отчету, выручка Henderson выросла более чем на 35% год к году и составила почти 17 млрд рублей. Основными драйверами роста стали увеличение онлайн-продаж через собственный интернет-магазин и на ведущих маркетплейсах, а также продаж в собственных салонах на фоне роста трафика. Henderson в 2023 году привлек 3,8 млрд рублей в ходе IPO и стал первым представителем российского фэшн-ритейла на Московской бирже.

Sokolov

Розничная сеть выросла с 416 до 650 магазинов, было открыто 150 собственных магазинов и 84 – франчайзинговых. В 2024 году сеть продолжит активное развитие: планируется открыть примерно 80–90 франчайзинговых магазинов и около 300 собственных точек разных форматов, в том числе около 200 «островов».

«585*Золотой»

Ювелирная сеть «585*Золотой» открыла 39 новых магазинов. Финальные открытия 2023 года состоялись в Санкт-Петербурге – в Мурино и на Невском проспекте были представлены магазины с обновленным дизайном, выкладкой, особым освещением и эмобаннерами. Все релизы новых объектов розницы в 2024 году по России планируются в этой новой концепции. В настоящее время сеть объединяет более 1000 магазинов в 420 городах и 80 регионах России.

Sunlight

На 31 декабря 2023 года компания была представлена в 8 федеральных округах и управляла 701 магазином в 253 городах России, открыв в 2023 году 186 новых магазинов в 43 новых городах, выполнив стратегическую цель. Средняя площадь магазина составила 110 кв. м. Сопоставимые продажи увеличились на 35% и составили 66 млрд рублей с учетом НДС в 2023 году. Сопоставимый средний чек увеличился на 22% до 6855 рублей с НДС. Сопоставимое количество покупок выросло на 11% до 9,6 млн штук.

Дрогери и хобби

«Летуаль»

В прошлом году открылось 25 новых точек сети, в настоящее время по всей стране работает более 1000 магазинов «Летуаль».

«Улыбка радуги»

Сеть насчитывает более 1300 торговых точек в 33 регионах, собственных и работающих по франшизе. С начала 2023 года «Улыбка радуги» открыла в России более 200 магазинов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Республике Татарстан, Вологодской, Самарской, Челябинской областях, Ярославле и других городах. В 2024 году компания продолжит и свою стратегию расширения в регионах через точечные M&A.

Modi

За 2023 год открылись 44 новых магазина, количество собственных магазинов сети достигло 102. В 2024 году Modi планирует вырасти еще на 80 точек.

Первый франчайзинговый магазин открыт в июне 2022 года, теперь их уже 24. В ближайшем будущем планируется открытие еще 40 точек.

Зоомагазины

«Четыре лапы»

«Четыре лапы» в конце 2023 года открыла юбилейный 500-й зоомагазин в ТЦ «Шоколад». Он также стал 60-й точкой, которую «Четыре лапы» открыли в 2023 году.

«Зоомаркет»

Розничный проект «Ленты» «Зоомаркет» в прошлом году показал позитивные результаты: в 2,2 раза увеличились продажи, трафик вырос почти на 90% при росте среднего чека более чем на 45%. В ноябре 2023 года размер среднего чека одного из пилотных магазинов вырос до 1271 рубля. Первый «Зоомаркет» компания открыла в 2018 году. Сегодня они работают в 14 магазинах «Ленты» в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях. Компания планирует масштабировать проект в 2024 году.

ПВЗ маркетплейсов

Wildberries

Маркетплейс открыл за год более 8 тыс. пунктов выдачи заказов и на конец года имел более 33 тыс. активных ПВЗ.

Ozon

В 2023 году Ozon активно инвестировал в развитие пунктов выдачи заказов по модели франшизы в малых городах и селах. Был запущен специальный формат «домашних пунктов» для поселений от 1 до 3,5 тыс. жителей, который можно разместить в частном доме или местном магазине. Уже более 20 тыс. предпринимателей являются владельцами ПВЗ Ozon, половина из них вышла на маркетплейс в 2023 году. За 2023 год количество ПВЗ по франшизе в городах с населением до 50 тыс. человек выросло в 2,3 раза. Почти 12 тыс. пунктов выдачи Ozon работают в более 5 тыс. малых городов.

«Яндекс Маркет»

По итогам 2023 года в сети пунктов выдачи заказов «Яндекс Маркета» – более 13 тыс. точек. Годом ранее у маркетплейса было 10 тыс. ПВЗ.

Ресторанные сети

«Вкусно – и точка»

В конце года у «Вкусно – и точка» работало более 880 ресторанов, из них 42 – новых.

Cofix

Открыто 47 кофеен на территории СНГ (42 в РФ), кроме того, сеть вышла на рынки Армении и Испании. Как пояснили в компании, прошедший год стал буферным периодом перед новым витком развития компании. Из-за большой представленности сети в Москве сеть уперлась в потолок развития на этой территории. В связи с этим Cofix не стала ставить перед собой цели кратно вырасти, а сделала паузу, чтобы найти новые возможности и создать новые форматы. За год были закрыты 42 кофейни. Часть этих кофеен будет релоцирована и открыта заново, часть кофеен откроется после проведения масштабной реновации. Также в 2023 году были разработаны и запущены новые форматы, которые компания планирует реализовать в 2024 году. Это формат Cofix bakery, который открывает для компании возможности развития в больших населенных ЖК Москвы и области, и формат Cofix fitbar, который был создан в рамках коллаборации со спортклубами DDX fitness.

«Теремок»

Открыл 18 новых ресторанов. В настоящее время сеть насчитывает 334 заведения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Краснодаре.

Оборот сети ресторанов в 2023 году составил 16,6 млрд рублей, что на 14% больше, чем в 2022 году.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами