Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
22 195

Поделиться

Как росли сети в 2022 году: алкомаркеты и дискаунтеры задают темп

Многочисленные беспрецедентные события 2022 года мало отразились на росте сетей. Большинство российских ритейлеров выполнили свои планы открытий, но оставшиеся международные сети пока приостановили рост, некоторые из них воздержались от публичного подведения итогов. По традиции, Retail.ru выяснил, сколько магазинов открыли и сколько закрыли ключевые игроки российского розничного рынка в 2022 году, и сравнил их с результатами 2021 года.

Фото: Roman Samborskyi/shutterstock

Фото: Roman Samborskyi/shutterstock

FMCG-федералы

Х5 Group

За 2022 год Х5 Group открыла 2202 магазина против 1366 – в 2021 году. Такой скачок роста обусловлен расширением форматов у дома и жестких дискаунтеров, а также благодаря стратегическому партнерству с группами компаний «Красный Яр» (226 магазинов) и «Слата» (362 магазина).

Сеть жестких дискаунтеров «Чижик» запустила 445 магазинов, достигнув 517 магазинов, и вышла в 9 новых регионов страны.

Напомним, что за 2021 год X5 Group открыла 1,2 тыс. магазинов «Пятёрочка», 57 – «Перекрёстков» и 68 – «Чижиков».

Магазины X5 Group работают в 67 регионах России, сеть активно идет в Сибирь и на Дальний Восток. В 2022 году ритейлер был представлен в Сибири более 1200 магазинами.

«Магнит»

Пока компания не раскрывать показатели роста, но, по оценке Infoline, за 9 месяцев 2022 года сеть «Магнит» открыла больше 1000 магазинов: 971 точку в сегменте FMCG и 242 – «Магнит Косметик».

Напомним, что по итогам 2021 года сеть «Магнит» превысила свой прогноз роста: было открыто 2295 магазинов, закрыто – 259. В начале 2022 года сеть намеревалась открыть более 2 тыс. магазинов разных форматов в рамках программы органического развития.

В 2022 году «Магнит» начал прорабатывать концепцию новой сети дискаунтеров.

«Светофор»

По данным Infoline, у «Светофора» за 9 месяцев 2022 году появилось около 350 новых торговых точек, а за 2021 год сеть открыла более 1100 магазинов, уступив по этому показателю только «Магниту» и X5 Group.

Mercury Group

Mercury Group, объединяющая две сети алкомаркетов – «Красное и Белое» и «Бристоль», также по версии Infoline, поднялась на четвертую строчку топ-10 российских сетей по приросту торговых площадей за 9 месяцев 2022 года, открыв 2929 новых магазинов.

Fix Price

Сеть низких цен Fix Price открыла более 750 новых магазинов, собственных и франчайзинговых, к концу декабря 2022 года количество точек выросло до 5661 в России и странах ближнего зарубежья.

Наибольший прирост пришелся на Москву и Московскую область – 102 точки. По итогам 2022 года выручка Fix Price составила 277,6 млрд рублей, что на 20,5% больше результатов 2021 года.

В 2021 году сеть росла примерно такими же темпами: было открыто 737 магазинов, включая 626 находящихся под управлением компании, и 111 франчайзинговых.

«ВкусВилл»

В 2022 году «ВкусВилл» запустил 125 новых магазинов и 21 даркстор. Закрыто 67 неэффективных точек. В настоящее время сеть управляет 1360 магазинами и 124 дарксторами, а годом ранее насчитывала 1300 магазинов.

Сеть вышла в новые города - Оренбург, Мурманск, Архангельск, Челябинск, Адлер, Ижевск, Муром, Кингисепп, Пятигорск и Старый Оскол.

Компания развивает новые форматы – так, за 2022 год было открыто более 500 вендингов в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи, что на 333 аппарата больше, чем в 2021 году. Аппараты продают продукты с короткими сроками и чистыми составами, без консервантов и других искусственных добавок.

«ВинЛаб»

Сеть супермаркетов напитков «ВинЛаб» за прошлый год выросла с 1000 до 1350 точек, таким образом, ее масштаб увеличился на 35%, новые магазины были открыты преимущественно в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Объем продаж вырос на 52,3% по сравнению с прошлым годом, трафик – на 37,1%, like-for-like-продажи – на 8,3%, средний чек – на 11,1%.

«Лента»

«Лента» открыла 1 гипермаркет и 104 магазина малых форматов, при этом закрыла 42 магазина малых форматов. По состоянию на 31 декабря 2022 года под управлением «Ленты» находилось 259 гипермаркетов, 561 супермаркет и магазин «Мини Лента» общей торговой площадью почти 1,79 млн кв. м в более чем 200 населенных пунктах России. При этом средняя торговая площадь одного гипермаркета «Лента» составляет около 5500 кв. м, средняя площадь супермаркета – 800 кв. м, средняя торговая площадь магазинов формата «Мини Лента» – 450 кв. м.

«Азбука Вкуса»

В 2022 году в сети открылось 4 магазина (2 супермаркета, 2 минимаркета). Закрылось 2 супермаркета и 1 гипермаркет. На конец 2022 года сеть управляла 172 магазинами, на один меньше, чем годом ранее.

Был запущен дополнительный цех по производству кофе в Москве, который позволит увеличить выпуск готовой продукции в три раза – до 45 тонн в месяц.

«О’Кей»

Группа закрыла 3 магазина «О`Кей» и открыла 4 гипермаркета в центральной части России и 42 дискаунтера «Да!». В настоящее время под управлением группы находится 79 гипермаркетов.

Чистая розничная выручка выросла на 8,1% год к году и достигла 200,2 млрд рублей. Чистая розничная выручка дискаунтеров «Да!» выросла в 1,5 раза год к году и достигла 53,3 млрд рублей за счет увеличения выручки на 26,8% и роста торговых площадей сети на 26,7%.

Metro Cash&Carry

За прошлый год у сети не было открытий, количество торговых центров не изменилось. В настоящее время в России Metro Cash&Carry управляет 93 торговыми центрами в 51 регионе.

Компания продолжает развивать ecom-каналы и франшизу «Фасоль».  За календарный год открыто 118 магазинов, сейчас в сети «Фасоль» 1727 магазинов.

Продажи Metro в России выросли на 7,9% в местной валюте в 2021/2022 финансовом году (октябрь 2021 – сентябрь 2022) и составили 2,9 млрд евро. В первом квартале 2022–2023 финансового года (завершился 31 декабря) продажи компании в России выросли на 11,3% в годовом выражении и составили 888 миллионов евро.

SimpleWine 

Сеть SimpleWine в 2022 году открыла 22 винотеки и вышла в новые для себя города – Екатеринбург, Тюмень, Сочи и Ростов-на-Дону. Также были открыты 3 винотеки в новом демократичном формате. Закрытий не было. На конец 2022 года сеть управляла 73 винотеками.

«Авокадо»

Франчайзинговая сеть «Авокадо» по итогам 2022 года достигла 4500 точек, основные открытия пришлись на Москву и Московскую область (по данным Forbs). Напомним, что годом ранее  сеть  объединяла 3300 магазинов.

FMCG-регионалы

«Победа»

Сеть жестких дискаунтеров «Победа» за 2022 год открыла 160 новых магазинов разных форматов. В 4-м квартале 2022 года первые точки ритейлера появились в Волгограде. Ранее в Волгоградской области компания открыла современный технологичный логистический центр.

Сейчас более 450 магазинов «Победа» работают в форматах «продсклад» и «продмаг» на территории Приволжского, Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

В 2023 году «Победа» планирует открыть 210 магазинов и несколько логистических центров, в том числе в новых регионах.

«Командор»

Красноярский ритейлер открыл новый распределительный центр и 56 магазинов: 3 супермаркета «Командор» и 53 дискаунтера «Хороший». Для сравнения: в 2021 году было открыто 26 магазинов. За 2022 год закрыт только один магазин у дома «Командор» в Абакане. Компания вышла в новый для себя регион – Кемеровскую область, открыв там 11 дискаунтеров «Хороший». Размер сети достиг 386 магазинов разных форматов: «Аллея», «Командор», «Хороший». В 2023 году планируется открыть 134 новых магазина (129 дискаунтеров и 5 супермаркетов).

Фото: «Командор»

Фото: «Командор»

«Слата»

Иркутская группа «Слата» продолжает развивать два формата – супермаркеты «Слата» и дискаунтеры «ХлебСоль». В начале прошлого года сеть «ХлебСоль» состояла из 286 дискаунтеров, за 2022 год открыт еще 1 магазин, закрыто 5 магазинов из-за неудовлетворительных показателей. В конце 2022 года сеть «ХлебСоль» объединяла 282 магазина. «Слата» не открыла ни одного супермаркета и закрыла 1 нерентабельный. Теперь в сети осталось 79 магазинов. Но были проведены реконструкции, связанные с обновлением магазинов. Планы на 2023 год – открыть еще 1 супермаркет.

«Красный Яр»

Красноярская сеть в последние годы открывала только дискаунтеры, и 2022-й не стал исключением: был открыт 21 магазин «Батон». С этим форматом ритейлер зашел в новый для себя регион – Туву, где теперь работает 6 дискаунтеров бренда. Были и закрытия: закрыт 1 гастроном «Красный Яр», который, как пояснили в пресс-службе, находился в очень маленьком помещении и перестал соответствовать формату, а также закрыт 1 дискаунтер «Батон». На конец 2022 года в группе было 64 гастронома «Красный Яр» и 169 дискаунтеров «Батон». Напомним, что в 2021 году группа закрыла 2 и открыла 24 новых дискаунтера «Батон».

«Близкий»

Дальневосточная сеть жестких дискаунтеров «Близкий» за два года (2021 и 2022) выросла с 9 до 99 магазинов, в январе 2023 года состоялось открытие 100-го магазина. Точки ритейлера располагаются в пяти городах Дальнего Востока, включая Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. «Близкий» входит в ГК «Невада» наряду с гипермаркетами и супермаркетами «Самбери», а также сетью минимаркетов «Раз Два». В планах ритейлера – открыть не меньше 24 новых объектов в 2023 году.

«Покупочка»

Волгоградский ритейлер за год открыл 73 магазина нового формата «ПокупАлко». В конце 2022 года в сеть входил 301 магазин. По итогам года прирост LFL-выручки всей сети составляет 17%, нового формата «ПокупАлко» – 39%.

«Ярче!»

По итогам 2022 года сибирская сеть «Ярче!» управляла 786 магазинами, тогда как год назад их было 685. Рост составил 101 магазин. Регионы присутствия – Алтайский край, Республика Мордовия, Новосибирская, Омская, Томская, Московская, Тульская, Ярославская, Тверская и Рязанская области.  

«Реми»

Дальневосточный игрок «Реми» в прошлом году открыл 10 торговых точек различного формата в регионах присутствия, закрытий не было. В сеть входят 57 гипермаркетов и супермаркетов. В сети «Реми» переосмыслили концепцию гипермаркета и запустили новый формат – «Реми сити», который отличает широкий выбор ассортимента, фермерские корнеры, собственный фуд-корт. Сэтим форматом сеть  пришла в Хабаровск в 2022 году.

Фото: «Реми»

«ЖизньМарт»

Екатеринбургская сеть «ЖизньМарт», развивающаяся по франшизе,  за 2022 год запустила 52 магазина. Ритейлер вышел в новые города – Тюмень, Челябинск, Санкт-Петербург, Уфу, Верхнюю Пышму, Нижний Тагил, Первоуральск. Ни один магазин не закрывался, но один из магазинов в Екатеринбурге сменил адрес и переехал. Итого по завершении года в сети насчитывается 83 магазина. Напомним, что в 2021 году сеть открыла 27 магазинов.

«Spar Калининград»

К началу прошлого года в сети было 70 магазинов Spar, в 2022 году открыли 7, закрытий не было. Таким образом, по итогам прошлого года «Spar Калининград» управляет 77 супермаркетами.

«Бегемаг»

Кузбасский ритейлер открыл 4 универсама «Бегемаг» и 1 – Spar. Закрытий не было. По итогам года в сеть входит 69 магазинов.  

«Квартет вкусов»

Пилотный продуктовый проект «Квартет вкусов», работающий во Владивостоке,  в 2022 году обособился от DNS и стал самостоятельным бизнесом. По итогам года сеть вышла на положительную операционную рентабельность. Выручка в 2022 году по сравнению с 2021-м выросла на 57% (1664 млн рублей против 1061 – в 2021 году), количество магазинов – на 18% – с 33 до 39, торговая площадь выросла на 13%.

Fashion и ювелирный ритейл

Melon Fashion Group

Группа открыла и релоцировала  на большие площади 134 магазина. В настоящее время у компании 867 магазинов – собственных и франчайзинговых: под брендом Zarina – 286, Befree – 255, Love republic – 159, Sela – 167.

Для сравнения: в 2021 году группа открыла 107 новых магазинов (62 – собственная розница, 45 – франчайзинговые), релоцировала 16 собственных и 8 франчайзинговых точек.

Kari

По итогам 2021 года обувной ритейлер Kari управлял 1300 магазинами и заявлял, что в 2022 году откроет 300 магазинов. Судя по всему, этот план выполнен: к концу 2022 года сеть приросла новыми торговыми площадями на 288 300 кв. м. Часть действующих магазинов были модернизированы и расширены на 47 896 кв. м за год. В декабре открылось представительство и первый семейный гипермаркет Kari в Ереване.

В 2023 году сеть планирует открыть около 200 магазинов. Треть из них заработает в соседних странах – Казахстане, Беларуси и Армении. Kari развивает несколько форматов: обувные магазины Kari, детские универмаги Kari Kids и семейные гипермаркеты Kari.

Gloria Jeans

В 2022 году бренд одежды и аксессуаров открыл 70 магазинов, сеть выросла до 675 точек в 300 городах. До конца первого полугодия 2023 года компания планирует увеличить число магазинов во всех странах до 750. 

Familia

В 2022 году Familia продолжила расширение сети, увеличив количество магазинов до 412, общая торговая площадь составила 457,1 тыс. кв. м. При этом почти треть открытий в 2022 году пришлась на Санкт-Петербург. В целом по приросту выручки сеть выделила тройку регионов-лидеров: Юг, Санкт-Петербург и Сибирь. В конце 2021 года в сеть входило 397 точек.

Zenden

Сеть управляет 250 магазинами, за 2022 год было открыто 13 точек, планы на 2023-й – открыть еще 50.

«Котофей»

Российский бренд детской одежды и обуви «Котофей» за 2022 год открыл 24 новых магазина. В 2023 году компания намерена запустить еще 40 торговых точек в разных регионах России, а также наращивать присутствие в странах СНГ. Сегодня в сеть магазинов детской одежды и обуви «Котофей» входят 185 магазинов, 13 из которых являются собственными, остальные работают по франшизе.

Источник: «585*Золотой»

«585*Золотой»

Сеть «585*Золотой» в 2022 году открыла 48 магазинов, активно развивала новый бренд магазинов премиальных украшений «585*Diamonds» (работает 8 объектов) и открыла первый в стране мультибрендовый ювелирный гипермаркет площадью 1100 кв. м. Компания управляет более 1000 магазинов, которые расположены практически в каждом городе страны, 400 магазинов работает по франшизе в России, Казахстане и Молдове. «585*Золотой» сохраняет статус крупнейшего российского ювелирного ритейлера.

Sokolov

За 2022 год компания Sokolov открыла 42 новых магазина, всего собственная сеть компании насчитывает 342 торговые точки.

DIY

«Петрович»

В прошлом году у «Петровича» не было открытий, более того, закрылся строительно-торговый центр (СТЦ) на Алтуфьевском шоссе. Компания инвестировала средства в реконструкцию – например, построила новый СТЦ вместо старого на Мурманском шоссе в Ленинградской области. В настоящее время в сеть входят 20 строительно-торговых центров, в 2023 году планируется открытие 2 новых торговых центров в ЦФО.

В 2021 году «Петрович» открыл 1 полноформатный строительно-торговый центр в Москве на Дмитровском шоссе.

Hoff

Мебельный ритейлер открыл 3 магазина, закрытий не было. К концу года в сеть входили 62 магазина. Напомним, что в конце 2021 года количество гипермаркетов Hoff составляло 58, тогда за год было открыто 9 магазинов.

БТиЭ

DNS

DNS закрывал магазины активнее, чем открывал: за 2022 год открыт 171 магазин, а закрыто 316. По данным на декабрь 2022 года, в состав сети входит 2613 магазинов.

А вот в январе 2022 года у сети было 2772 магазина, и за 2021 год она открыла более 500 магазинов.

«Позитроника»

За 2022 год франчайзинговая сеть запустила два полноформатных магазина «Позитроника» совокупной площадью более 500 кв. м. «Прошедший год был трудным для всех сегментов бизнеса в России. К сожалению, франчайзинг не стал исключением, – рассказывает пресс-служба сети. – Однако трудности всегда могут стать точкой роста. В течение 2022 года мы оптимизировали сеть, развивали интернет-магазин positronica.ru и налаживали коммуникацию с франчайзи и покупателями. Это позволило добиться высоких успехов и сохранить пул франчайзинговых партнеров с показателями более 250 розничных точек».

В 2021 году сеть открыла 133 магазина в формате «Поинт» и 9 полноформатных магазинов «Позитроника». Было закрыто 75 торговых точек.

Книжные магазины

«Читай город – Буквоед»

В 2022 году объединенная розничная сеть «Читай-город – Буквоед» в основном продолжила развитие в городах своего присутствия. Суммарно было открыто 24 новых книжных, из них – 21 магазин под брендом «Читай-город». Первые магазины появились в Ишиме, Надыме, Ноябрьске (Тюменская область), а также в Находке и Ейске.

Под брендом «Буквоед» открылись 3 магазина – в Воркуте, Санкт-Петербурге и Мурино (Ленобласть). На январь 2023 года объединенная розничная сеть насчитывает 714 магазинов: 563 магазина «Читай-город» и 151 магазин «Буквоед» – в Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе. В 2021 году ритейлер открыл 46 новых магазинов.

Общепит

«Вкусно – и точка»

С июня по декабрь 2022 года «Вкусно – и точка» открыла 851 ресторан и таким образом возобновила работу всех бывших предприятий «Макдоналдса». Процесс открытия был постепенным: с 12 июня, за первую неделю работы «Вкусно – и точка», запустились 65 предприятий, затем в течение июля их количество довели до 200. В ноябре было открыто уже 830 предприятий, а к концу 2022 года сеть «Вкусно – и точка» заработала в полном объеме в 63 субъектах России.

Есть предприятия, которые были закрыты в рамках оптимизации. Например, из-за неудачной локации или невозможности договориться с арендодателями. Тем не менее вместо них были открыты новые точки в других локациях, более актуальных для гостей сети.

Фото: Cofix

Cofix

В России в 2022 году международная сеть кофеен Cofix открыла 75 новых точек, увеличив их количество в стране до 281. Закрыть пришлось 18 кофеен, но некоторые из них не навсегда: часть закрытых точек ждет релокация и повторное открытие. Показатель закрытий в 2022 году был лучше, чем годом ранее, когда пришлось остановить работу более 20 точек. В 2022 году открыто еще 19 кофеен в Беларуси. К концу 2022 года работали 48 кофеен в Беларуси и 1 кофейня – в Казахстане. Итого в странах СНГ – 330 кофеен Cofix.

«Теремок»

По итогам года «Теремок» обновил 10 ресторанов и открыл 6 ресторанов большого формата в Москве и Санкт-Петербурге, продолжил развивать сегмент доставки и активно продвигать собственную программу лояльности. В планах – инвестиции в дальнейшее расширение сети и открытие до 70 новых ресторанов в течение ближайших двух лет.

Сейчас сеть управляет 326 заведениями в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Оборот составил 14,6 млрд рублей, что на 33% больше, чем годом ранее. 

Фото: «Теремок»

«Мираторг»

В прошлом году агрохолдинг «Мираторг» открыл 16 бургерных «Стейк&Бургер», таким образом сеть бургерных расширилась до 42 заведений, расположенных в восьми регионах страны. Агрохолдинг намерен и дальше расширять географию проекта.

ПВЗ маркетплейсов

Wildberries

За 2022  год маркетплейс увеличил число собственных и партнерских ПВЗ на 10,9 тыс. – до 27 тыс. Партнерских пунктов в стране насчитывается 13,3 тыс. Также компания запустила с июля более 200 тыс. кв. м новых складских площадей.

Ozon

За год маркетплейс расширил сеть пунктов выдачи заказов с 13 тыс. до 16 тыс. точек. Компания вдвое увеличила количество складов: по итогам третьего квартала у Ozon 17 складов в 14 городах.

«Яндекс Маркет»

В настоящий момент вся сеть ПВЗ «Маркета» объединяет больше 10 тысяч пунктов, в том числе партнерские. В  2021 году ПВЗ было 7,5 тыс.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами