Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как росли сети в 2018 году
Игроки розничного рынка подводят итоги прошлого года, в том числе и по количеству открытых магазинов. Retail.ru собрал данные о том, как выросли крупные сети в 2018 году, осуществились ли ожидания и как изменилась динамика по сравнению с 2017 годом.
FMCG
X5 Retail Group
За 2018 год Х5 открыла 2310 магазинов, прирост торговой площади составил 984 тыс. кв. м. Темп прироста торговой площади замедлился год к году с 27,4 % в 2017-м до 18,0 % — в 2018 году. Динамика роста количества магазинов: «Пятерочка» — 20,5 % (всего 13 522 магазина на 31 декабря 2018 года), «Перекресток» — 19,1 % (760 магазинов), «Карусель» — 1,1 (94 магазина). Динамика роста общего количества магазинов группы составила 19,1 %.
Всего на 31 декабря 2018 года группа объединяла 14 431 магазин.
Напомним, что годом ранее, на 31 декабря 2017-го, под управлением X5 Retail Group находился 12 121 магазин. Сеть включала в себя 11 225 магазинов «Пятерочка», 638 супермаркетов «Перекресток», 93 гипермаркета «Карусель» и 165 магазинов «Экспресс». В 2017 году компания приросла на 2934 новых магазина, побив собственный рекорд 2016 года, когда было открыто 2167 магазинов.
«Красное&Белое»
За 2018 год сеть открыла 2146 магазинов и стала вторым после X5 Retail Group FMCG-ритейлером в России по темпу открытия новых магазинов. Работает более чем в 50 российских регионах, управляет 7408 магазинами.
В 2017 году сеть «Красное&Белое» расширилась на 1355 магазинов и на конец года насчитывала 5262 магазина.
«Магнит»
Сеть переживает процесс трансформации и выхода на новые уровни развития. По состоянию на 30 сентября 2018 года насчитывала 17 442 торговые точки, из них 12 813 — в формате магазин у дома, 457 супермаркетов «Магнит семейный» и 4172 магазина дрогери. Магазины компании расположены в 2866 населенных пунктах России.
В 2018 году «Магнит» начал тестировать новые концепции и форматы, например, кафе в магазинах в формате eat&go. Развивается производство готовых блюд.
По состоянию на конец 2017 года сеть «Магнит» насчитывала свыше 12 000 магазинов в формате «у дома». В 2017 году сеть расширилась более чем на 2000 магазинов, сохранив темпы прироста на уровне 2016 года.
«Лента»
На конец 2018 года сеть «Лента» объединяет 245 гипермаркетов и 135 супермаркетов. В 2018 году открыто 14 гипермаркетов и 41 супермаркет, общая торговая площадь на конец 2018 года — 1 467 482 кв. м. (предварительно), на конец 2017 года общая торговая площадь составляла 1 382 111 кв. м.
Для сравнения: в 2017 году ритейлер открыл 40 гипермаркетов и 34 супермаркета, зашел в 6 новых городов. Еще годом ранее, в 2016-м, в общей сложности был открыт 51 гипермаркет и 17 супермаркетов.«Ашан»
В 2018 году сеть открыла 7 магазинов: 1 классический гипермаркет, 4 «Ашан Сити», 2 супермаркета. И провела ребрендинг 26 магазинов сети «Атак» в «Ашан супермаркет». Всего к концу года сеть насчитывала 305 магазинов.
В 2017 году компания открыла 3 магазина — 2 гипермаркета и один формата «у дома» на ул. Тверская. В конце 2017 года команда разработала план трансформации коммерческой модели и приступила к перезапуску форматов. На 2018 год было запланировано открыть 6 магазинов, в том числе в новом формате.
«Дикси»
Ранее ритейлер заявлял, что в 2018 году собирается возобновить расширение сети. По планам компании, в 2018 году должно было открыться 133 магазина. В итоге количество магазинов прибавилось на 4. По состоянию на 31 декабря 2018 года Группа управляла 2707 магазинами, включая 2537 магазинов «у дома» «Дикси», 129 магазинов «Виктория» и 41 компактный гипермаркет «Мегамарт» и «Минимарт». Магазины ГК «Дикси» работают в 755 городах и населенных пунктах на территории Российской Федерации.
В 2017 году сеть сократилась примерно на 100 магазинов. За год открыто 28 новых магазинов и 127 магазинов закрыто. Ритейлер ушел из 25 городов и населенных пунктов РФ. Годом ранее, в 2016-м, ГК «Дикси» открыла 141 и закрыла 47 магазинов.
«Бристоль»
Точных данных об открытиях в 2018 году нет, но в опубликованном в ноябре 2018 года рейтинге РБК «50 самых быстрорастущих компаний России» «Бристоль» заняла 4-е место по росту выручки в 2015–2017 годах.
В 2017 году выручка компании выросла на 60 % и составила 67,4 млрд руб., а количество магазинов превысило 3500. За 2016 год «Бристоль» открыл порядка 500 магазинов, на конец 2016 года сеть насчитывала около 2500 магазинов.
«Ярче!»
Ритейлер входит в топ самых быстрорастущих, по версии Infoline. За 2018 год открыл более 100 магазинов, из которых 20 — в Москве и Московской области и почти 90 — в городах Сибири. К концу 2018 года сеть супермаркетов «Ярче!» насчитывала более 500 магазинов в Западной Сибири и Московской области.
«Азбука Вкуса»
Запущено 15 магазинов (8 — АВ Daily, 7 — «Азбука Вкуса»), из которых 12 магазинов — в Москве, 2 — в Санкт-Петербурге, 1 — в Московской области.
К концу 2018 года «Азбука Вкуса» объединяла 102 супермаркета «Азбука Вкуса», 10 семейных гипермаркетов «АВ Маркет», 56 минимаркетов «AB Daily», 2 городских бистро «АВ Бистро», а также интернет-магазин av.ru.
«ВкусВилл»
К началу 2019 года сеть насчитывала 717 магазинов «ВкусВилл», прирост за 2018 год составил более 260 магазинов. В 2018 году компания избавилась от сети «Избенка», переведя точки под единый бренд «ВкусВилл», и вышла на рынок Санкт-Петербурга, где планирует активно расти.
По прогнозу «Infoline-Аналитика», к 2019 году сеть «ВкусВилл» может расшириться до 1000 магазинов.
По итогам 2017 года сеть «ВкусВилл» объединяла 451 магазин, «Избенка» — 47 магазинов. Тогда на 2018 год было запланировано открытие 500 магазинов и выход на рынок Нижнего Новгорода, который пока не состоялся.
«Метро Кэш энд Керри»
В 2018 году «Meтро» открыла 3 новых торговых центра: в Краснодаре в Апаринках и в Одинцово Московской области. В 2018 году компания планировала сосредоточиться на развитии франчайзинговой модели «Фасоль».
«Фасоль»
К середине 2018 года франчайзинговая программа заработала во всех городах присутствия сети «Метро» в России. В ноябре 2018 года открылся тысячный магазин «Фасоль», это при том, что год назад сеть объединяла 260 магазинов. За год было открыто более 740 магазинов. В планах на 2019 год – сохранить набранные темпы открытий, усовершенствовать уровень сервиса, ассортимент, доставку и качество IT-поддержки.
Globus
Сеть гипермаркетов открыла один центр Globus в Балашихе в ноябре 2018 года. В 2017 году было также одно открытие – в Котельниках. Сеть ежегодно прирастает по одному гипермаркету, исключение составили 2008 год — три центра, 2014 и 2015 годы — по два.
Fix price
Открыла в 2018 году 426 собственных магазинов в РФ, 37 — в Беларуси, 6 — в Латвии. Динамика значительно превзошла темпы 2017 года, когда было запущено 205 магазинов. Зато в течение 2016 года открылось примерно 500 магазинов.
К началу 2019 года, по данным компании, количество магазинов, с учетом франчайзинговых, выросло до 2954.
«Командор»
В 2018 году торговая компания «Командор» открыла 43 магазина. Среди них 32 дискаунтера, 8 магазинов формата у дома и 3 супермаркета. Магазины открывались на территории Красноярского края, Республики Хакасия, Иркутской области. К концу 2018 года в составе сети — более 200 магазинов четырех форматов.
«Слата»
В 2018 году открыто 8 супермаркетов «Слата» и 33 дискаунтера «ХлебСоль», из которых 7 дискаунтеров открылись в Чите, новом для сети регионе.
Billa
За 2018 год Billa открыла 34 новых магазина, на конец года общее количество магазинов составило 156. Cеть работает только в одном формате — супермаркет.
«О'Кей»
Группа развивает два формата — гипермаркеты «О'Кей» и дискаунтеры «Да!».
В 2018 году группа открыла 2 гипермаркета «О'Кей » (в Москве и Новочеркасске), оба в новом формате «компактного городского гипермаркета».
Развитие сети дискаунтеров «Да!» — одно из приоритетных направлений ГК «О'Кей». Всего за 2018 год группа открыла 19 новых дискаунтеров, увеличив сеть до 82 торговых точек.
Selgros Cash&Carry
Открыто 2 магазина — торговый центр «уменьшенного формата» в Зеленограде и классический торговый центр в Одинцово. Всего сеть насчитывает в России 11 торговых центров. В 2018 году компания отметила десятилетие работы на российском рынке.
«Мираторг»
Магазины производителей — нарастающий тренд российского ритейла. Фирменная розничная сеть АПХ «Мираторг» в 2018 году открыла 18 торговых точек разного формата — супермаркеты, бургерная и мясная лавка. К концу 2018 года сеть насчитывала 45 супермаркетов, 2 гипермаркета, 11 бургерных и 14 мясных лавок.
«Батон»
В 2018 году высокую динамику показала красноярская сеть дискаунтеров «Батон», увеличившись на 26 торговых точек. В сети уже насчитывается 92 магазина, работающих в Красноярском крае и Республике Хакасия.
«Глобус Гурмэ»
Закрыл один супермаркет и возобновил работу еще одного, оба объекта — в Санкт-Петербурге. Открыт один гастроном «Глобус Гурмэ Экспресс» в аэропорту «Шереметьево», в терминале В. Это формат гастрономов, ориентированный на авиапассажиров. Первый гастроном открылся в 2016 году в аэропорту «Шереметьево». В настоящее время в «Шереметьево» работают 3 магазина «Глобус Гурмэ Экспресс» в терминалах B, D и E.
«Оптоклуб Ряды»
В 2018 году открыт один магазин — в г. Мытищи Московской области. К концу года работало 4 торговых объекта, два из которых расположены в Санкт-Петербурге, один – в Ленинградской области, один – в Подмосковье.
DIY&Household
Leroy Merlin
Генеральный директор «Леруа Мерлен Россия» Венсан Жанти, озвучивая намерения на 2018 год, говорил о планах запустить около 15 магазинов. В результате по итогам года открыто 17.
Проводится ребрендинг купленной сети «К-Раута». К концу года сеть насчитывала 90 магазинов в 44 городах.
В планах 2019 года — открыть около 20 магазинов и выйти во Владивосток и Улан-Удэ.
Напомним, что за 2017 год Leroy Merlin расширилась на 14 гипермаркетов, а также зашла в 12 новых городов. На конец 2017 года ритейлер управлял 73 гипермаркетами в 38 городах России.
Hoff
Открыто 6 магазинов, в результате сеть объединяет 39 магазинов по России, из них 28 гипермаркетов, 2 магазина формата mini и 9 магазинов формата home.
В 2017 году было открыто 11 новых магазинов: 7 гипермаркетов (2 в Москве, 2 в Санкт-Петербурге, по одному в Тюмени, Оренбурге и Сочи), а также 4 магазина Hoff home (3 в Москве и 1 в Краснодаре). На конец 2017 года сеть развивала 33 магазина: 22 гипермаркета и 11 магазинов мини-формата Hoff mini и Hoff home.
Бытовая техника и электроника
«М.Видео»
«М.Видео» активно прирастает путем M&A. Весной 2018 года ритейлер приобрел сеть «Эльдорадо». К тому времени «М.Видео» владела 424 магазинами, «Эльдорадо» — 415. В сентябре этого же года завершена сделка по покупке Media Markt (42 магазина Media Markt должны будут перейти под новый бренд в 2019 году). В течение трех месяцев после покупки открыты 46 магазинов под брендами «М.Видео» и «Эльдорадо» на месте гипермаркетов Media Markt.
За 2018 год объединенная компания увеличила свою сеть на 102 магазина (87 из них было открыто в IV квартале), включая 51 магазин «М.Видео», 46 магазинов «Эльдорадо» и 5 магазинов m_mobile.
Общее число магазинов группы на 31 декабря 2018 года достигло 941.
Напомним, что в 2017 году компания «М.Видео» открыла 27 новых магазинов и закрыла один. К концу 2017 года сеть состояла из 424 магазинов в 169 городах России.
«Позитроника»
В 2018 календарном году открыто 56 магазинов: «Позитроника» полноформатные — 13, ПОИНТ (точка выдачи и оформления интернет-заказов) — 43. Общее число магазинов на конец 2018 года — 182.
Детские товары
«Дочки-сыночки»
Сеть супермаркетов для детей открыла 23 магазина. География присутствия охватывает всю Россию, от Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска до Ростова-на Дону и Новороссийска.
Приоритетными с точки зрения развития стали такие направления, как Дальний Восток, Сибирь и Крайний Север: три из шести магазинов, открытых в ноябре, располагаются в северных городах — Тюмени, Норильске и Ноябрьске.
В 2017 году «Дочки-сыночки» расширились, открыв 12 магазинов. В 2016 году сеть запустила 16 магазинов.
«Детский мир»
В августе 2018 года группа «Детский мир» заявила об изменении планов по расширению сети: открыть до конца 2018 года не 70, а 100 новых магазинов, в том числе на Дальнем Востоке. По итогам года компания этот план выполнила, запустив 100 магазинов, причем на последний квартал пришлось больше половины открытий сети. Кроме того «Детский мир» продолжил активную региональную и международную экспансию: 33 дебютных магазина появились в новых для группы городах России и Казахстана.
В 2018 году группа запустила две новые розничные сети — игрушек ABC и товаров для животных «Зоозавр». Первый магазин «Зоозавр» открылся в Москве, а к концу года их было уже 4 — два в Москве, по одному в МО и Тамбове.
Общее число магазинов группы компаний по состоянию на 31 декабря 2018 года составило 743: «Детский мир» (673 магазина), ELC — 57 магазинов, ABC — 9, «Зоозавр» — 4.
Годом ранее, на 31 декабря 2017 года, число магазинов составляло 622, из которых 578 — «Детский мир», 44 — ELC.
«Той.ру»
В 2018 году федеральная сеть игрушек брала стратегическую паузу на анализ существующих торговых точек, поэтому открыла около 15 новых магазинов, из них 4 — нового формата. При этом закрывались старые, не отвечающие требуемому уровню эффективности, поэтому общий размер сети увеличился несущественно. В 2019 году «Той.ру» планирует открывать как свои собственные магазины, так и по франшизе.
В конце года сеть насчитывала 158 магазинов по России, от Москвы до Владивостока.
Fashion
Familia
Off-price-сеть Familia открыла в 2018 году 48 магазинов, что стало рекордным для компании годовым показателем по открытиям: в 2017 году он составил 46, в 2016 году — 41. Всего с начала 2016 года сеть выросла более чем в два раза, открыв 135 новых магазинов.
В 2018 году Familia значительно расширилась как в западной, так и в восточной частях страны. В частности, компания появилась в Архангельске, увеличила присутствие в Смоленске и открыла 6 магазинов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, причем новый магазин в Гатчине стал самой западной точкой сети. В восточной части страны компания активно осваивала сибирскую территорию: открыла три новых магазина в Новосибирске, вышла в Барнаул, Новокузнецк, Кемерово, Нижневартовск и Красноярск, который стал самой восточной точкой в географии Familia.
Всего у компании 240 магазинов в 46 регионах России (в 86 городах), общая торговая площадь превышает 300 тыс. кв. м.
Melon Fashion Group
Группой, владеющей и управляющей брендами Zarina, befree и Love Republic, в 2018 году открыто 34 собственных и 26 франчайзинговых магазинов, релоцировано 38 собственных магазинов и 11 – по программе франчайзинга. По итогам года объединенная сеть Melon Fashion Group насчитывала 575 магазинов (416 собственных и 159 франчайзинговых), что на 24 больше, чем годом ранее.
Группа продолжила реализацию проекта по реновации сети, суть которого заключается в превращении маленьких, «устаревших» магазинов в новые большие и дизайнерские пространства, комфортные для покупателя и привлекательные для девелоперов.
«Стокманн»
В 2017 году сеть финской марки, развивающаяся в России по лицензии, насчитывала 7 универмагов, к декабрю 2018 года их стало уже восемь — в Москве, Казани, Краснодаре, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В планах ближайшего года — открытие еще трех магазинов.
Парфюмерия и косметика
Lush
В 2018 году сеть Lush продолжала оптимизацию. Как рассказала бренд-менеджер «Лаш Раша» (Lush Russia) Варвара Афанасьева, главным показателем по-прежнему является прибыльность магазинов, компания не стремится увеличивать сеть. Гораздо важнее стабильный финансовый результат и качественные локации, если речь идет об открытии новых магазинов.
Из приятных событий 2018 года — открытие магазина в «Мега Самара». «Это было первое за пять лет открытие нашего магазина в регионе, — говорит Варвара Афанасьева. — Пока магазин показывает неплохие результаты».
По количеству магазинов в собственной сети ООО «Лаш Раша» в декабре 2018 года было 43 магазина, а в декабре 2017 года — 44 магазина.
Книги
«Читай-город — Буквоед»
Объединенная розничная сеть «Читай-город — Буквоед» насчитывает 577 магазинов. Выручка по итогам 2018 года — около 24 млрд руб.
Основным драйвером роста является активное открытие новых магазинов по всей стране. В 2017 году было открыто рекордное количество – 100 новых магазинов, а в 2018-м — свыше 70. Ритейлер ведет активный поиск подходящих предложений в тех местах, где сеть еще не представлена. Прошлый год был отмечен интересными открытиями в кавказском регионе, в частности в Грозном, который демонстрирует хорошие результаты.
Виктория Максимова
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.