Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
42 643

Поделиться

Как росли сети в 2020 году?

2020 стал годом онлайна, ритейлерам пришлось урезать расходы на офлайн и отложить запланированные открытия. Но офлайн-сети тоже росли, хотя и не с такой высокой динамикой, как до пандемии. Драйверами рынка стали дискаунтеры и магазины «у дома». Мы изучили развитие торговых сетей в 2020 году и выяснили сколько новых магазинов открыли ведущие сети российского рынка.

Фото: Andrey_Popov/shutterstock

Фото: Andrey_Popov/shutterstock

FMCG

Х5 Retail Group

Группа открыла 1410 новых магазинов, торговая площадь увеличилась на 8,1%. При этом 583 магазина формата «у дома» и 46 супермаркетов (включая 24 магазина «Карусель», переданных «Перекрестку») были реконструированы в соответствии с новыми концепциями. Общее количество  торговых точек группы достигло 17 707. Сопоставимые продажи компании выросли на 5,5%. Наибольший вклад в рост бизнеса в 2020 г. внес формат «у дома» на фоне перетока трафика из традиционных форматов и гипермаркетов. 

Напомним, что в 2019 году группа открыла 1 866 магазинов, и тогда это было на 19,2% меньше, чем в 2018 году.

В конце октября X5 Retail Group открыла два первых жестких дискаунтера сети «Чижик», анонсировав, что в 2021 году сеть вырастет до 45 точек в Москве и Московской области, а затем выйдет в другие регионы. При площади 250 кв. м ассортимент включает порядка 800 наименований, со временем доля СТМ должна достичь 60%.

«Магнит»

Компания открыла (gross) 1292 магазина (669 – у дома, 4 супермаркета и 619дрогери ) при этом закрыла 453 неэффективных магазина. Получается, что в целом сеть увеличилась на 839 магазинов (net), общее количество по состоянию на 31 декабря 2020 г. составило 21 564. Общая торговая площадь компании увеличилась на 258 тыс. кв. м и составила 7 497 тыс. кв. м (рост 3,6% год к году). Кроме того выполнен редизайн 280 магазинов «у дома», 25 супермаркетов и 80 магазинов дрогери.

По состоянию на 31 декабря 2020 г. доля прошедших редизайн и новых магазинов составила 72% магазинов «у дома», 29% супермаркетов и 56% магазинов дрогери.

«Моя цена»

Новый проект компании «Магнит». Летом 2020 года было запущено сразу 3 магазина в Волгоградской, Самарской и Ульяновской областях и сообщалось о планах увеличить сеть до 10 точек к концу года. До конца года открылось еще 2 – в Липецке и станице Некрасовская Краснодарского края.

Концепция дискаунтера розничной сети предполагает площадь торговой точки до 300 кв. м, небольшой ассортимент (около 1 800 SKU), состоящий преимущественно из товаров первого ценового сегмента, а также собственных торговых марок и продукции в экономичной упаковке.

«Светофор»

Как рассказал генеральный директор InfoLine Иван Федяков, по состоянию на 30 ноября 2020 года компания объединяла 1605 торговых объектов под брендами «Маяк» и «Светофор». Общая торговая площадь составляет более 1179 тыс. кв. м. За январь–ноябрь 2020 года «Светофор» увеличил число магазинов на 203.

Сеть активно наращивает экспансию на Запад: в мае 2020 открыла свой третий магазин в Германии и планировала прийти в Польшу и Литву, в феврале стало известно об открытии первых трех магазинов в Греции. К концу 2018 года компания управляла 885 объектами, а за 2019 год открыла около 500 магазинов (по оценке Infoline).

«Лента»

Общее количество магазинов сети на конец года составило 393, из них 254 гипермаркета и 139 супермаркетов. Общий прирост – 13 точек, при этом были не только открытия, но и закрытия неэффективных. Например, в IV квартале сеть открыла 4 новых гипермаркета и 6 супермаркетов, но при этом закрыла 2 супермаркета. Рост продаж в гипермаркетах составил 6%, в супермаркетах – 3,3%. Годом ранее сеть управляла 380 точками – 249 гипермаркетами и 131 супермаркетом.

В январе 2021 года «Лента» запустила первые два дискаунтера под брендом «365+», чтобы протестировать формат. Торговая площадь дискаунтеров – около 375 кв. м, ассортимент — 1300 позиций, из которых 60% приходится на СТМ.

«ДКБР Мега ритейл групп лимитед»

Объединенная сеть, работающая под брендами «Красное&Белое», «Бристоль», «Дикси», «Виктория» и «Мегамарт», пока сложно поддается четкой оценке, так как полную информацию не предоставляет. По словам Сергея Студенникова в интервью Forbes, в конце 2020 «Красное и белое» насчитывала около 8800 точек. По данным сайтов компаний, у «Бристоль» свыше 2500 магазинов по всей России, у «Дикси»2655. В сумме – 13 955. (По итогам 2019 компания насчитывала 13 тыс. точек).

В ноябре 2020 компания запустила розничную сеть из 52 независимых магазинов под брендом «КООП Маркет».

Fix Price

К концу октября 2020 года сеть доросла до 4 тыс. магазинов, увеличившись на 488 торговых точек. В настоящее время Fix Price присутствует в 78 из 85 регионов и в более тысячи населенных пунктов России. Кроме того, развивается в Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Грузии, Латвии и Киргизии.

Auchan

За истекший год сеть новых магазинов не открывала, и к настоящему времени управляет 260 точками. При том, что по итогам 2019 года в сети было 311 торговых объектов.

Были опубликованы данные о падении выручки «Ашан» в России: в апреле 2020 выручка снизилась на 25 % год к году, в мае — примерно на 17%. По данным INFOLine, по итогам первого полугодия снижение продаж Auchan составило 12, 7%.

Metro Cash&Carry

К концу года количество торговых центров сети Metro составило 93,  магазинов франчайзинговой сети «Фасоль» – 1774. По итогам 2019 г. российское подразделение компании управляло 94 гипермаркетами, но в апреле 2020 года приостановило деятельность одного торгового центра в Москве, из-за несоответствия стандартам компании в области безопасности.

Под брендом «Фасоль» в конце 2019 работало порядка 1500 магазинов.

«О’кей»

Компания открыла 1 гипермаркет «О’кей» (к концу 2020 г. их количество достигло 77) и 18 дискаунтеров «Да!» (стало 118).

Чистая розничная выручка дискаунтеров за 2020 год увеличилась на 45,3% в годовом выражении, доля сети дискаунтеров в общей чистой розничной выручке группы составила 15%. Выручка сопоставимых магазинов «О’кей» увеличилась на 2,5% в годовом выражении, благодаря чему чистая розничная выручка сети выросла на 1% в годовом выражении.

Напомним, что по итогам 2019 года в группу входило 178 точек в России (78 гипермаркетов и 100 дискаунтеров).

«Монетка»

Сеть не предоставила информацию об итогах прошлого года, но на странице компании в сети «ВКонтакте», где информация регулярно обновляется, указано, что «Монетка» управляет 1620 магазинами. В ноябре 2020 финансовый директор сети Вячеслав Денисов на форуме Retail CFO заявлял, что их количество – более 1650, и что сеть по итогам года ожидает прирост выручки не менее чем на 20%.  Для сравнения в конце 2019 года в состав сети входило 1504 точки.

«Вкусвилл»

К началу 2020 года в сеть «Вкусвилл» входило 1300 магазинов, 210 микромаркетов и более 70 вендинговых аппаратов. Но, как рассказал основатель компании Андрей Кривенко в своем интервью, опубликованном на сайте «Вкусвилл» в июне, пандемия сильно ударила по офлайн-сети: «Планов по открытию новых магазинов нет вообще. Пока мы не будем расширяться. Около 60 магазинов закрыто. Примерно треть из них — навсегда, остальные заморожены». Сейчас в сеть входит 1239 магазинов (плюс около 50 находятся на реконструкции), 160 вендингов и 183 микромаркета.

В мае 2020 года открылся магазин VkusVill в Амстердаме, ставший первым зарубежным филиалом сети. К проекту готовились до пандемии и пока это пилот.

В ноябре 2020 г. «Вкусвилл» запустил в Москве два первых даркстора на базе собственных распределительных центров, чтобы поддержать активное развитие онлайн-доставки продуктов на дом.

Globus

К концу 2020 под вывеской Globus работало 18 гипермаркетов, за год открыто 2 – в  Коммунарке и в столичном Медведково.

Годом ранее сеть также открыла 2 гипермаркета. Традиция Globus – прирастать по 1–2 гипермаркета, исключение составил 2008 год, когда было открыто 3 торговых точки.

Важным событием для ритейлера стало открытие в сентябре 2020 года собственного логистического комплекса в подмосковном Пушкино, который позволит компании отказаться от арендных складских площадей и повысить эффективность логистики.

Мощности этого логистического центра позволяют обслуживать 22 гипермаркета. 

«Азбука Вкуса»

Фото: FotograFFF/ Shutterstock

В 2020 году в Москве и Московской области были открыты 3 новых мини-маркета «АВ Daily» (на улице Верхняя, на улице Мосфильмовская и в коттеджном поселке «Антоновка») и супермаркет «Азбука вкуса» в коттеджном поселке Потапово. При этом  закрылись 4 гипермаркета «АВ Маркет»: 3 гипермаркета в Жуковском и один – в Ступино.

В Санкт-Петербурге планово закрылся мини-маркет «АВ Daily» по адресу Невский проспект, 72, и открылся супермаркет «Азбука вкуса» по адресу Невский проспект, 114-116 (ТК «Невский центр»).

Таким образом на конец 2020 года у группы «Азбука вкуса» в Москве и Санкт-Петербурге работало 172 магазина: 104 супермаркета «Азбука вкуса», 59 мини-маркетов «АВ Daily», 6 семейных гипермаркетов «АВ Маркет», 3 специализированные точки «АВ Энотека».

«Ярче!»

На сайте компании указано, что к  началу 2021 года сеть насчитывала 690 магазинов в Сибири и Московской области. К концу 2019 их было порядка 680. Физический прирост небольшой, хотя за 2019 год сеть открыла примерно 180 магазинов, а в 2017 году обещала открывать в Московской области по 15–20 магазинов каждый месяц.

«Слата»

В конце 2020 года группа управляла 317 магазинами: 80 супермаркетами «Слата» и 237 дискаунтерами «ХлебСоль». Как рассказали в пресс-службе компании, за год было  открыто 2 новых супермаркета в Иркутске, 20 супермаркетов обновили. Физический прирост  дискаунтеров был гораздо более значительным –  48 магазинов.  При этом  сеть «ХлебСоль» вышла на новые для себя территории – в северные города Иркутской области – Усть-Илимск, Усть-Кут и Новая Игирма.

На 2021 год запланировано открытие еще 50 дискаунтеров в городах и поселках Иркутской области и Забайкальском крае. В 2019 году сеть открыла 2 супермаркета «Слата» и более 30 дискаунтеров «ХлебСоль».

«Командор»

ГК «Командор» в 2020 году открыла 18 и закрыла 2 магазина. По состоянию на январь 2021 года сеть управляет 307 торговыми точками (гипермаркеты «Аллея», супермаркеты и магазины у дома «Командор» и дискаунтеры «Хороший») в 63 населенных пунктах РФ.

Напомним, что в 2019 году «Командор» открыл 44 магазина.

Billa

Источник: Billa

Источник: Billa

Согласно данным на официальном сайте ритейлера, к концу 2020 года сеть объединяла 164 супермаркета Billa в Москве, Подмосковье, Туле, Курске, Дзержинске, Нижнем Новгороде. В 2019 году у компании было 172 магазина.

В ноябре 2020 года появилось сообщение о том, что розничная сеть Billa до конца года закроет 6 супермаркетов в Курске и области. По словам представителя Billa, подобное массовое закрытие магазинов сети пока запланировано только в Курске.

Selgros

С 2018 года сеть не открыла ни одного магазина, и по-прежнему объединяет 11 торговых центров в Москве, Рязани, Казани, Ростове-на-Дону, Волгограде, Туле.

«Красный Яр»

Группа работает на территории Красноярска, Красноярского края и республики Хакасия и развивает два формата: супермаркеты «Красный Яр» и дискаунтеры «Батон».

За 2020 «Красный Яр» закрыл 2 торговые точки, и теперь управляет 65 магазинами.

Сеть «Батон» открыла 19 торговых точек, закрытий не было, теперь в нее входит 129 магазинов. Динамика открытий дискаунтеров сохранилась, так в 2019 году «Батон» расширился на 18 магазинов.

DIY и House hold

Leroy Merlin

Французский DIY-ритейлер открыл 6 новых гипермаркетов, тогда как в 2019 году офлайн-сеть расширилась на 13 магазинов. Сейчас в сеть входит 109 гипермаркетов в 60 городах страны. В ноябре появилась информация, что ритейлер перенес открытие первого гипермаркета в Белоруссии на неопределенный срок. За 2020 год оборот компании в целом вырос на 6%.

«Петрович»

СТД «Петрович» традиционно делает упор на диджитал, поэтому за последние годы сеть не открывала новые магазины, и по итогам 2020 года управляла 20 торгово-строительными центрами, но, как рассказали в пресс-службе компании, осенью 2021 г. появится еще один крупный торговый центр на Дмитровском шоссе в Москве. В 2020 году выручка компании  увеличилась на 23,07%, до 73,5 млрд руб.

Hoff

По данным сайта компании, у сети гипермаркетов мебели и товаров для дома 50 магазинов в России, из них 37 гипермаркетов, 3 магазина формата mini, 9 – формата home и 1 smart. Общая площадь гипермаркетов сети более 315 тыс. кв. м. В апреле 2020 руководитель проекта и сооснователь Hoff Михаил Кучмент на своей пресс-конференции рассказывал, что сеть управляет 52 офлайн-магазинами в 20 городах.

По итогам 2019 г. в сети работал 51 магазин, общая площадь составляла 350 кв. м.   

Askona

Открыто 87 новых торговых точек под брендом Askona, из них 30 – собственные салоны, 57 – франчайзинговые. Общее количество торговых точек группы компаний на 1 января 2021 года составляло 850, из них собственная розница – 439, франчайзинговая сеть – 411. 10 августа 2020 года открылся первый франчайзинговый салон компании в Ташкенте, столице Узбекистана.

БТиЭ

DNS

По итогам года сеть выросла до 2224 магазинов (378 новых магазинов с учетом закрытых), выручка с НДС достигла 514,365 млрд рублей. В конце 2019 у сети было 1800 магазинов, выручка составляла 309,2 млрд рублей.

«М.Видео – Эльдорадо»

В 2020 году Группа «М.Видео – Эльдорадо» открыла 65 новых магазинов, сеть выросла до 1074 розничных точек в 279 городах. На конец 2019 года группа управляла 1 037 магазинами в 252 городах России.

«Позитроника»

Открыла в 2020 году 12 магазинов и 81 точку выдачи заказов «Поинт».  Всего сеть управляет 253 магазинами. В декабре 2020 г. компания открыла первый франчайзинговый магазин в Якутии и заявила о планах развития сети в этом регионе.

Напомним, что в 2019 году сеть открыла 64 точки, из них 11 полноформатных магазинов, 53 «Поинт».

Детские товары

«Детский мир»

За год были запущены 71 новый магазин сети «Детский мир», 12 – «ПВЗ Детмир» и 10 – «Зоозавр».

По состоянию на 31 декабря 2020 года в группу  входили 832 магазина «Детский мир», расположенные в 331 городе России, Казахстана и Беларуси, 16 точек «ПВЗ Детмир», 20 магазинов товаров для животных «Зоозавр». Совокупное число точек группы – 868, общая торговая площадь увеличилась на 6,4% год к году, до 897 тыс. кв. м.

Летом 2020 г. стало известно, что из-за низких финансовых результатов «Детский мир» принял решение закрыть две сети развивающих игрушек: ELC (43 магазина), которой ритейлер управляет по франшизе, и собственную сеть АВС (9 магазинов).

«Дочки-сыночки»

По данным сайта компании, в состав сети входит более 200 магазинов в 84 городах РФ. Эта же цифра фигурировала в обзорах 2019 года. Похоже, сеть приостановила офлайн-рост и сосредоточилась на развитии онлайн-каналов

Fashion

Familia

По итогам года off-price-сеть открыла 32 новых магазина, нарастив присутствие в 17 городах России и охватив еще 6 новых. На конец 2020 года компания управляла 317 магазинами. Совокупная площадь превысила 400 тыс. кв. м. География присутствия – 104 города.

Компания активнее всего росла в Москве, где открыла 6 новых магазинов, в Санкт-Петербурге и области, где появилось еще 5 магазинов сети, а также в Волгограде, где открыты 3 новых магазина.

Торговые точки компании впервые появились в Пскове, Кургане, Волжском, Кингисеппе, Волхове, а также Омске, который оставался последним российским городом-миллионером, не охваченным сетью.

Кроме того Familia вышла за пределы страны, открыв в августе магазин в Минске, который стал первой зарубежной торговой точкой компании.

Melon Fashion Group

Группа открыла 72 новых магазина (47 — собственная розница, 25 — франчайзинговые), а также релоцировала 17 точек. На конец года общее число магазинов под брендами Zarina, befree, Love republic и sela составило 809

«Обувь России»

В прошлом году не открывала новые магазины. Наоборот, несколько точек были закрыты. Как пояснили в пресс-службе компании, это были плановые закрытия: каждый год проводится ревизия торговых точек и наименее рентабельные закрываются. В 2020 году в основном закрыли магазины, располагающиеся в торговых центрах: ограничительные меры существенно повлияли на их трафик, поскольку ТЦ были закрыты дольше всего, и даже после возобновления работы трафик в них еще долго не восстанавливался.

На 31 декабря 2020 группа управляла 840 магазинами (включая франчайзинг), годом ранее – 908 магазинами (включая франчайзинг).

В ноябре группа начала ребрендинг, цель которого – выйти за рамки fashion-сегмента и стать универсальным ритейлером под брендом OR GROUP. При этом все бренды, которыми управляет группа – Westfalika, Rossita, Lisette и т.д., останутся.

«Стокманн»

За год ритейлер открыл 1 универмаг на Новорижском шоссе в ТРК «Ригамолл» и в настоящее время управляет 12 магазинами: 8 в Москве и по одному в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и  Краснодаре. Летом 2020 г. руководство сети заявило о том, что рассматривает возможность запуска универмагов меньшей площади с более узким ассортиментом.

Книжные магазины

«Читай-город – Буквоед»

«Читай-город» открыл 25 новых магазинов, в том числе выйдя в новые города Кореновск, Горячий Ключ, Новочеркасск, Севастополь, Тихорецк, Ханты-Мансийск. Как рассказали в пресс-службе, это меньше запланированного, но в ситуации пандемии эти результаты можно считать большим достижением.

Под вывеской «Читай-город» работает 518 магазинов по всей РФ, «Буквоед» – 148 магазинов в Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе,  «Гоголь-Моголь» – 8 магазинов (Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Сочи, Саратов).

Для сравнения, в 2019 году ритейлер открыл 60 новых магазинов: 53 «Читай-город» и 7 «Буквоед».

Общепит

KFC

В 2020 году, несмотря на эпидемиологическую обстановку, сеть открыла 89 ресторанов в РФ и 40 в странах СНГ, тем самым приблизив общее количество ресторанов к 1180. В России число заведений выросло до 982, в СНГ – до 194.В июле 2020 года компания запустила в Москве «ресторан будущего» – первый в России и в мире роботизированный ресторан KFC с автоматизированной системой выдачи заказов, где контакты между сотрудниками и посетителями сведены к минимуму. Запуск ресторана в новом формате стал продолжением долгосрочной стратегии KFC по трансформации бизнеса в цифровой.

В 2021 году KFC продолжит расширять географию своего присутствия в России, открывая новые рестораны как в крупных, так и в малых городах.

 «Макдоналдс»

В 2020 году «Макдоналдс» открыл в России более 60 предприятий быстрого обслуживания, всего на данный момент их около 800. Спустя 30 лет после прихода в Россию компания запустила пять точек на Дальнем Востоке – во Владивостоке и Хабаровске. В течение пяти лет «Макдоналдс» планирует инвестировать в развитие региона более 2 млрд рублей.

Cofix

На конец 2020 года cеть Cofix в России и СНГ насчитывала 205 кофеен (195 – в России, 9 – в Беларуси и 1 – в Казахстане). За  год открылось 53 кофейни, при том что в прошлом году – 99. Как рассказал директор по развитию Cofix в России и СНГ Андрей Фомин, снижение динамики роста вызвано в первую очередь ограничительными мерами из-за пандемии и падением общего трафика. «Несмотря на то что в планы развития Cofix вмешалась пандемия, нам удалось достичь хороших результатов в 2020 году, – говорит Андрей Фомин.

– Продолжен курс на общероссийскую экспансию, мы открыли первые кофейни в новых для нас регионах – Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, запустились в Казахстане, а также активно развивались в Беларуси, где, вопреки непростой обстановке, нам удалось открыть 6 кофеен. Основной всплеск открытий закономерно пришелся на I и IV кварталы года – в этот период начали свою работу около 70% новых кофеен Cofix. В целом, региональная экспансия по России и выход на новые международные рынки остается нашей приоритетной задачей и в 2021 году».

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами