Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как ритейлеры применяют ИИ в e-commerce: кейсы «ВкусВилл», «Лемана Тех» и «Магнит Omni»
Искусственный интеллект (ИИ) активно трансформирует бизнес-процессы в e-commerce в самых разных сферах – от автоматизации производства контента и персонализации предложений до оптимизации логистики и предотвращения мошенничества. О том, как ритейлеры внедряют нейросети в свой бизнес и какие результаты получают, на встрече лидеров электронной торговли «Ecom и вино» рассказали эксперты из «ВкусВилла», «Лемана Тех», «Магнит Omni» и Agima. Собрали подробности этих кейсов в статье.
Фото: Antonio Marca/Shutterstock/Fotodom
«ВкусВилл»: анализ качества фруктов и овощей, прогнозирование спроса и борьба с мошенничеством
Семен Шаронов, лидер центра экспертизы искусственного интеллекта «ВкусВилла». Фото: «ВкусВилл»
«ВкусВилл» уже пару лет активно использует искусственный интеллект для прогнозирования спроса, персонализации предложений, борьбы с мошенничеством и улучшения внутренних процессов. Несмотря на это компания не занимается разработкой собственных ИИ-моделей, а адаптирует существующие решения, дообучая их под свои задачи.
Прогнозирование спроса. «ВкусВилл» использует ML-модели для анализа исторических данных с учетом сезонных колебаний, погодных условий, праздников и даже локальных событий, чтобы предсказать потребность в товарах в конкретных магазинах. Это помогает компании оптимизировать поставки и снижать издержки, минимизируя случаи нехватки или излишков продукции.
Антифрод. «ВкусВилл» разрабатывает антифрод-систему, которая анализирует поведенческие паттерны пользователей, выявляя подозрительные транзакции. Алгоритмы позволяют снизить количество случаев мошенничества при оплате и возврате товаров, а также отслеживать попытки использования фальшивых бонусов.
Компьютерное зрение. В дарксторах и распределительных центрах компании сотрудники применяют технологии компьютерного зрения для оценки качества фруктов и овощей.
«Наша система обучается на фото из истории чатов в Telegram. Сотрудники дарксторов отправляют снимки товаров в Telegram-бот, который за две секунды определяет их состояние и дает рекомендации: отправить на «зеленый ценник» (если есть внешние дефекты или заканчивается срок годности) или списать. Алгоритм также сообщает о типичных дефектах конкретного продукта», – делится Семен Шаронов, лидер центра экспертизы искусственного интеллекта «ВкусВилла».
Эта система используется на более чем 60 дарксторах. ИИ уже распознает цитрусы, яблоки, бананы, кабачки, томаты и капусту, и сейчас команда обучает модель на экзотических фруктах. Решение снижает нагрузку на сотрудников, ускоряет процессы и помогает минимизировать потери.
«ВкусВилл» не занимается разработкой собственных ИИ-моделей, поскольку это достаточно дорого. Вместо этого компания использует существующие на рынке модели, которые разворачивает внутри собственной инфраструктуры и дообучает в зависимости от конкретных задач.
Например, для прогнозирования поставок применяются консортиумные модели, адаптированные под нужды бизнеса. Но валидация работы моделей происходит вручную специалистами, которые отвечают за автозаказы. Они регулярно проверяют, насколько точен прогноз модели, анализируют выбросы и принимают окончательные решения по поставкам.
В дополнение к этому «ВкусВилл» проводит исследования (R&D). В них сравнивают прогнозы, сделанные людьми, с результатами, полученными от модели, и корректируют алгоритмы на основе этих сравнений. Контрольные метрики разрабатываются под каждый конкретный бизнес-процесс для максимальной эффективности и точности работы системы.
«Лемана Тех»: генерация контента для карточек товаров
Ксения Паринова, руководитель продукта «Лемана Тех». Фото: «Лемана Тех»
«Лемана Тех» («Лемана Про») делает ставку на автоматизацию контентных процессов и использует ИИ для создания описаний товаров, изображений и их адаптации под различные платформы. Это помогает значительно ускорить работу и сократить затраты на производство контента.
Автоматическое создание описаний. Ранее процесс создания описаний для карточек товаров занимал до двух недель, а теперь нейросеть формирует их за считаные секунды.
«Специалисты передают ИИ данные о продукте – название и ключевые характеристики, после чего система генерирует описание. SEO-параметры, такие как уникальность, уровень спама и «воды», проверяются автоматически. Финальную версию всегда проверяет человек, чтобы исключить неточности и ошибки. Благодаря этому бюджет на контент снизился на 95%», – говорит Ксения Паринова, руководитель продукта «Лемана Тех».
Генерация изображений. В компании также разрабатывают систему, которая поможет адаптировать изображения товаров под различные интерьерные стили. Это даст покупателям возможность визуализировать проект интерьера, например, как шторы будут смотреться в их комнате.
Инструменты. «Лемана Тех» использует API «Яндекса» для генерации текстовых описаний товаров, а для работы с изображениями применяет свои ControlNet, адаптированные для разных категорий товаров, в сочетании с open-source диффузионными моделями. В такой комбинации можно гарантировать неизменность объекта и генерировать подходящий интерьер.
«Но пока модели по-прежнему допускают ошибки. Например, мы тестировали GigaChat, и в контексте описаний он многое додумывал, генерировал нелогичные тексты, буквально не справился с описанием гвоздя. А диван получил свойство “обеспечивать филинг уюта”», – отмечает Ксения Паринова.
Также Ксения Паринова отметила проблемы с изображениями: алгоритмы могут неверно обрабатывать ракурсы, добавлять артефакты или изменять детали: например, рисовать чаек в зеркалах или подменять свечи на тумбочках банками со шпротами. Поэтому перед публикацией весь контент, как и при работе с подрядчиком, все еще проходит ручную проверку.
«Магнит Omni»: управление доставкой, анализ отзывов и персональные предложения
Артем Гриппа, руководитель направления продуктов поддержки и клиентских отзывов «Магнит Omni». Фото: «Магнит Omni»
«Магнит Omni» применяет ИИ для автоматизации логистики, обработки обратной связи и взаимодействия с клиентами. В компании используются облачные решения QAM, Llama, Mistral и т.д.
Прогнозирование продаж, заказов и курьеров. В рамках собственной геоплатформы с помощью big data и технологий машинного обучения компания прогнозирует продажи новых магазинов. Также ИИ помогает управлять операционными процессами доставки, рассчитывает количество необходимых курьеров и оптимизирует маршруты, снижая расходы на логистику.
Анализ отзывов. «Магнит» обрабатывает до 4 млн отзывов ежемесячно. На основе анализа клиентских комментариев создаются «драйверы роста», которые помогают бизнесу оперативно реагировать на проблемы и запросы пользователей.
Генерация контента. Компания использует генеративный ИИ для создания карточек товаров в мобильном приложении. Это снижает временные затраты сотрудников на подготовку материалов на 10–15%.
Контроль выкладки. Технология распознавания товаров на полке (Image recognition) помогает оперативно исправлять неточности в выкладке.
«Умные» весы анализируют изображение и выводят потребителю наиболее вероятные варианты товаров. Покупателю не нужно запоминать номера позиций, а за счет снижения пересорта повышается доходность по категориям весовых товаров.
Персонализация лояльности. Система CVM на основе big data и ML формирует персональные предложения для 80 млн пользователей.
BeautyScan. Помогает покупателям оценить состояние кожи лица на основе фотографии и короткой анкеты и получить рекомендации для индивидуального подбора косметики.
«Для контроля качества работы ИИ мы применяем разные метрики. Одна из ключевых – это F1-мера для оценки точности и полноты распознавания информации. Также мы применяем выборочную проверку результатов работы ИИ, что помогает более точно и оперативно выявлять ошибки и корректировать их.
Для нас важно постоянно мониторить работу моделей, так как они подвержены деградации. Например, если мы запускаем новую маркетинговую акцию, то учитываем новый класс данных, а это требует дополнительного обучения моделей», – комментирует Артем Гриппа, руководитель направления продуктов поддержки и клиентских отзывов «Магнит Omni».
Agima: распознавание документов с высокой точностью
Павел Лукьянов, Deputy CTO Agima. Фото: Agima
Agima использует ИИ в процессах разработки, комбинируя облачные вендорские инструменты с собственными решениями.
Автотесты. ИИ помогает автоматически проверять код и пользовательские сценарии, ускоряя процесс тестирования. Для этого в компании применяют инструменты, аналогичные Copilot, а также Cucumber и Gherkin для генерации тест-кейсов.
Генерация лендингов и изображений. В Agima экспериментируют с конвертацией дизайнов из Figma в код, совмещая генерацию изображений и текстов.
Компьютерное зрение. Команда работает с кастомными YOLO-моделями и open-source решениями для анализа изображений и автоматизации процессов.
«На одном из проектов Agima разработала систему распознавания медицинских документов. У человеческих ревьюеров совпадение ответов варьировалось в пределах 75–85%, в то время как нашей команде удалось добиться точности более 85%, что выше, чем ожидал заказчик. Для достижения такого результата использовали открытые библиотеки медицинских терминов и учитывали специфические нюансы доменной области.
Кроме того, точность существенно повысилась после интеграции доменного языка бизнеса в модель на базе ChatGPT. На разработку ушло меньше месяца, а стоимость распознавания составила 20–50 рублей за страницу, что значительно дешевле, чем работа квалифицированных специалистов. Подобный подход актуален и для e-commerce, например, для задач, связанных со сравнением карточек товаров, составлением конкурентного анализа или со сквозной аналитикой», – поделился Павел Лукьянов, Deputy CTO Agima.
Подход Agima ориентирован на максимальную интеграцию ИИ в существующие процессы компании. Например, код, созданный с помощью ИИ-инструментов, в любом случае проходит через стандартные этапы разработки и тестирования, включая ручную проверку специалистами. Контроль качества работы моделей ведется через комплекс метрик, оценивающих количество ошибок, точность распознавания и производительность системы.
ИИ в e-commerce – это уже не просто эксперимент, а рабочий инструмент, который помогает бизнесу автоматизировать процессы, повышать эффективность и сокращать издержки.
Но ИИ не может работать без контроля. Несмотря на впечатляющие результаты, он требует дообучения, настройки под конкретные бизнес-задачи и постоянного мониторинга качества.
Елизавета Родина, Agima

Евгений Дутов, «Дикси»: «В формате у дома сервис должен соответствовать запросам покупателей»
Об изменениях в операционных процессах, эффективности сотрудников, текучести кадров и о том, чего хотят клиенты.