Verme – группа компаний, с 2014 года развивающая на отечественном рынке решения по управлению рабочим временем в рознице. Компания начала с решения задачи планирования оптимального расписания вывода продавцов в магазинах, затем дополнила пул своих продуктов платформой учета рабочего времени «Моя смена» на основе технологии Face-ID и QR-кодов с геолокацией, порталом управления аутсорсом и собственной Uber-платформой для самозанятых. За девять лет развития это решение стало одной из самых популярных систем планирования и учета рабочего времени, по версии рейтинга крупнейших HR-Tech игроков в России CNews, а также вывода самозанятых исполнителей с более чем 50 кейсами реализации в четырех странах.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как ритейлеру привлечь внештатный персонал. На что смотрят самозанятые при выборе места для подработки?
Ритейлеры и производители все чаще привлекают к работе самозанятых. Однако у кого-то это получается более эффективно, а у кого-то – менее. Компания Verme (разрабатывает решения для привлечения и управления линейного персонала, их используют «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Ашан», Spar, «Эконика» и другие) провела исследование, чтобы определить, по каким критериям самозанятые выбирают место для подработки, и поделилась результатами.
Источник: Dusan Petkovic/Shutterstock/Fotodom
Управление комплектностью при дефиците персонала – одна из стратегических задач для российского ритейла последние три года. Результат решения этой задачи напрямую влияет на финансовые успехи компании. Чем выше комплектность, тем выше уровень сервиса и размер РТО. Для борьбы с низкой комплектностью каждая компания использует свою комбинацию из источников персонала и способов планирования рабочего времени, моделей мотивации и так далее.
Как показывает практика, управлять эффективностью штатных сотрудников и улучшать материальную и нематериальную мотивацию для удержания и привлечения новых сотрудников до бесконечности невозможно. Поэтому ритейлеры подходят к привлечению внешнего персонала как к инструменту повышения комплектности.
Чтобы вклад от привлечения внешнего персонала был более ощутимым, ритейлерам важно учитывать ожидания внештатников и адаптировать под них HR-процессы компании. Мы проанализировали опыт внештатного персонала, в том числе самозанятых, и определили критерии, на которые опирается внештатный персонал при выборе места для подработки.
Компания Verme собрала данные на выборке из базы более 100 тыс. самозанятых, которые подрабатывают через сервис «Моя смена». Сервис «Моя смена» подключен к решению «Биржа смен Verme» в качестве одного из поставщиков внештатного персонала. Сейчас общее число поставщиков персонала в «Бирже смен» более 150.
На основе опросов Verme определила критерии, по которым самозанятые выбирают место для подработки. Согласно методологии, каждый опрошенный мог выбирать несколько вариантов ответа.
Критерий первый: удобный график
Для 71,4% опрошенных самозанятых график является важным критерием при выборе формата и места подработки. Чем больше вариантов графиков предлагает торговая точка, тем выше вероятность отклика самозанятых на них. Так, если отдельно взятый самозанятый не может взять полную смену, но заинтересован в короткой подработке, например, 4 часа, то он откликнется на короткую смену, а ритейлер закроет хотя бы часть потребности.
Как учитывать в работе: грамотно распределять свободные часы между штатными и внешними сотрудниками. Например, ограничения в количестве часов в месяц не позволяют поставить полную дополнительную смену штатному сотруднику, но у него есть пара свободных часов. Остальную потребность можно распределить на одну или две короткие смены. Решение Verme «Биржа смен» позволяет реализовать этот процесс с минимальными усилиями и временными затратами. Директор магазина или планировщик смен указывает потребность в сменах, а система сама распределит потребность между штатными сотрудниками для подработки, самозанятыми и аутсорсинговыми агентствами по заранее заданным правилам и с учетом всех ограничений.
Критерий второй: частота выплат
Это важный критерий для 48% опрошенных. Самозанятые хотят получать выплаты в течение пары дней после отработки смены.
Как учитывать в работе: выбирать платформы для самозанятых с максимально быстрыми сроками оплаты и минимальными процентами задержек и ошибочных транзакций. Например, к «Бирже смен» Verme уже подключена платформа «Моя смена». Самозанятые в «Моей смене» получают выплаты на следующий день после подтверждения директором магазина отработанной смены. При этом «Биржа смен» Verme работает и с другими источниками самозанятого персонала, открывая для ритейлера возможности достижения максимальной комплектности, повышая ее на 10–15 процентных пунктов от исходной.
Критерий третий: отзывы о ритейлере
На отзывы о работодателе обращают внимание 35% самозанятых.
Для этого самозанятые обращаются к внешним источникам – сайтам-отзовикам о работе в компаниях.
Как учитывать в работе: следить за рейтингом на соответствующих площадках и за появлением новых отзывов на данных площадках. Также важно реагировать от имени компании на негативные конструктивные отзывы, так как наличие ответной реакции повышает уровень доверия к работодателю и влияет на восприятие самозанятых.
Критерий четвертый: надежность предложения
21,6% пользователей при выборе места для подработки оценивают, надежно ли выглядит само предложение. Эта оценка включает в себя реалистичность предлагаемой ставки и требований, детальное описание функционала.
Как учитывать в работе: максимально детально и четко описывать требования к самозанятому при публикации смен. Блок сопровождения клиентов «Моей смены» помогает директорам магазинов и планировщикам составлять описание смен таким образом, чтобы увеличить отклик с учетом конкретной позиции, географии.
На оценку критерия надежности также может влиять предварительное обучение, доступное на платформе. Как правило, после прохождения обучения самозанятый получает более полное представление о том, какая работа ему предстоит, как устроены процессы в компании. Во время такого обучения самозанятые «Моей смены» получают сопровождение и помощь со стороны платформы.
Критерий пятый: ставка
Часовая ставка – самый популярный критерий для более чем 70% самозанятых.
Как учитывать в работе: чем выше ставка (часовая), тем больше интерес к подработке со стороны самозанятых. Учитывайте, что это не единственный важный критерий, на который обращают внимание желающие подработать. Компания Verme разработала индекс ставок в зависимости от формата и географии ритейлера. Вы можете узнать оптимальный размер ставки для вашего магазина, написав на почту sales@verme.ru.
Внештатному персоналу важна близость к дому и лояльность
Дополнительно Verme спросила самозанятых, что мотивирует их брать смены в различных торговых сетях. Среди наиболее часто встречающихся ответов:
-
Близость к дому
Работа с платформами с наибольшей базой самозанятых и географией покрытия позволяет закрывать смены с большей вероятностью.
-
Наличие коротких смен (4–7 часов)
По аналогии с удобным графиком, рекомендуется распределять свободные смены между текущими сотрудниками и внешним персоналом, если закрыть полностью целую смену не получается.
-
Лояльное отношение к самозанятому
Помимо поддержки самозанятого со стороны платформы, важно со стороны ритейлера обеспечивать отношение к самозанятому как к штатному сотруднику.
-
Возможность брать подработки без медицинской книжки
Повлиять на этот фактор можно через пересмотр обязанностей на конкретных позициях и выделение части функций, для которых не требуется медицинская книжка, в отдельные позиции и смены под них.
-
Наличие более одного партнера в локации
Для учета этого фактора рекомендуется перед стартом сотрудничества уточнять, есть ли у платформы другие клиенты в целевых для вас локациях, чтобы самозанятые могли совмещать смены, если ваш магазин не может полностью покрыть потребность в подработках.
Если учитывать описанные критерии, то привлечение самозанятых, внештатного и даже штатного персонала на подработки окажет положительный эффект на комплектность, а автоматизация этого процесса для директора магазина или администратора позволит экономить время на создании и размещении заявки на подработку. Такой инструмент есть у Verme, он называется «Биржа смен».
Если вы хотите узнать, какие критерии выбора подработки самозанятыми можно адаптировать под ваши рабочие процессы, чтобы получить наибольшую эффективность от инструмента «Биржа смен Verme», приглашаем обсудить это с нашими экспертами. Для этого напишите на почту sales@verme.ru.
Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.