Декоративное изображение
8 890

Поделиться

Как региональному ритейлеру создать инфраструктуру для работы с данными

Региональный ритейл все чаще говорит о применении больших данных и искусственного интеллекта, но внедрение этих технологий требует создания подходящего ИТ-фундамента. Рассмотрим, есть ли отраслевая специфика инфраструктуры для хранения и обработки данных ритейлера среднего размера, от чего зависит выбор СХД и что выбрать – свое железо или облачный сервис.

фото: Hitachi Vantara

Ритейлер , выбирая систему хранения данных под свои задачи, может задаться вопросом: есть ли решения, созданные специально под специфику его отрасли? Мониторинг сайтов вендоров СХД нужной информации не дает: там в основном написаны общие слова о том, что решение поможет розничной компании повысить эффективность, увеличить продажи и снизить потери. Из этого описания совсем непонятно самое главное: что представляет собой решение – софт, «железо» или сервис, – из чего состоит и как выглядит.

«На рынке наблюдается засилье маркетинга, – говорит директор по технологиям Hitachi Vantara в России и странах СНГ Алексей Никифоров. – Вендоры стараются описать заказчикам бизнес-перспективы, выдавая универсальные решения за отраслевые. Но на самом деле отраслевых СХД нет ни у кого. По моим наблюдениям, многие заказчики уже устали от обсуждения уникальности предложений именно для ритейла. У специалиста, который глубоко погружен в тему своего бизнеса, «уникальные» отраслевые вендоры не вызывают доверия. Получается, что консультанты со стороны рассказывают ему про специфику его деятельности, и серьезного заказчика это должно отпугнуть».

Размер имеет значение

Индустриальное решение очень трудно привязать к инфраструктуре СХД. Инфраструктура – это не готовое решение, а некий конструктор. Конечно, вендор может вникнуть в задачу, привлечь отраслевых экспертов и использовать опыт успешных кейсов, уже реализованных в отрасли.

Итак, отраслевой специфики создания инфраструктуры для работы с данными нет. Также не имеет значения регион расположения. Выбор СХД зависит от масштаба проекта, программного обеспечения, типа и объема данных, производительности, доступности и отказоустойчивости, планов масштабирования и «железа», которое уже есть в ИТ-инфраструктуре ритейлера.

Главный вопрос создания инфраструктуры СХД – масштаб проекта. Даже небольшой ритейлер может внедрять технологию, которая потребляет большие ресурсы и требует высокой производительности серверов. С учетом этого потребления и «сайзится» решение, то есть подбирается оптимальная конфигурация, рисуется инфраструктура и составляются затраты на проект.

фото: Hitachi Vantara

Свое «железо» ближе

Процесс покупки СХД надо начинать с анализа того, что уже есть в инфраструктуре. «Уровень автоматизации и масштаб региональных сетей бывают разными, но в основном у всех уже сложилась рабочая ИТ-инфраструктура, – поясняет Алексей Никифоров. – Можно, конечно, представить проекты полного обновления старого «железа», но такие кейсы бывают крайне редко».

Если масштаб внедрения небольшой, можно воспользоваться облачными решениями. В более крупных проектах лучше использовать собственное «железо». «Выбор решений, скорее всего, зависит от исторических факторов развития инфраструктуры компании – что уже есть и что нужно докупить для проекта, – уточняет эксперт. – Интереснее использовать не облако, а свою инфраструктуру, особенно если у компании уже есть ЦОД. Выгоднее вложить средства в расширение собственного ЦОДа, с перспективой за пять лет окупить новое оборудование, чем пойти в облако. Дело в том, что в создание и содержание ЦОД уже немало инвестировано – это и помещение, и электроэнергия, и кондиционирование, и прочее. Если переходить в облако, то там все эти затраты тоже потребуются, по сути, придется платить за то, что у компании уже есть: как если бы у вас была машина, а вы продолжали пользоваться такси».

Плюсы собственного «железа» – более выгодная инвестиция, его можно продать, легче контролировать. Как правило, ИТ-директоры компаний ратуют за развитие собственной инфраструктуры. Во-первых, это более надежно, чем зависимость от меняющихся условий провайдера; во-вторых, это позволяет ИТ-департаменту иметь бюджеты на капитальные расходы и содержать ИТ-специалистов.

Сначала софт – потом структура

Именно программное обеспечение проекта, софт, тянет за собой создание инфраструктуры, а не наоборот. Предложение «купите инфраструктуру» уже не работает. «Трудно себе представить, что вендор может прийти к заказчику и сказать: купите наше «железо» – и за год заработаете, например, миллион долларов, – говорит Алексей Никифоров. – Изначально должен быть проект, под который строится СХД. Внедрение нового софта, а не покупка «железа» сама по себе, должно позволить заработать дополнительный миллион. И экономический эффект надо считать от уровня проекта».

Например, внедряется решение по учету складских запасов. Можно приблизительно рассчитать экономику – какие запасы хранятся сейчас, каковы затраты на хранение и как сократятся затраты после внедрения новой программы. Под это внедрение разрабатывается инфраструктура, просчитываются затраты, проводится оценка проекта и утверждение бюджета. Стоимость решения зависит от конфигурации.

фото: Hitachi Vantara

Выбор вендора по конкурсу

Современный заказчик уже настолько искушен, что выбирает не просто софт как инструмент, а конечное решение под ключ. Инициатором внедрения может стать вендор СХД, знакомый с аналогичными кейсами. Он должен доказать ритейлеру возможности софта: сколько денег поможет заработать, за какой срок, привести пример на масштабе одного магазина. Например, анализ возврата чеков позволит сократить издержки, связанные с воровством кассиров, на 300 тысяч рублей в год на один магазин. Допустим, речь идет о сети в 100 магазинов. Умножаем – получается внушительная сумма. Принимается решение о внедрении, и уже под это внедрение разрабатываются мощности.

«Если инфраструктура стандартная, решение СХД может выбираться по конкурсу, – рассказывает Алексей Никифоров. – Тогда возникает процесс, отделенный от бизнес-задачи. Нескольким вендорам будет разослана спецификация закупок на аппаратные части и технические требования. Как все это связано с бизнес-задачей, знает тот, кто инициировал и прорабатывал проект. Остальные игроки знают только название компании-заказчика и сайзинг, но с таким же успехом могут поставить инфраструктуру – классическую СХД или другую систему».

У заказчика могут быть особые требования: стабильность, потенциал роста, высокая производительность, надежность, репликация в ЦОД, отказоустойчивость. Тогда круг подходящих поставщиков будет сужаться, но это будет не единственное уникальное решение данной бизнес-задачи.

Все продукты Hitachi Vantara могут быть использованы для внедрения проектов в региональном ритейле. Это линейка виртуальных платформ хранения VSP 5000: VSP G, VSP500, VSP100, контентное хранилище, серверные, конвергентные решения, backup и прочее.

Технические характеристики СХД – класса Hi-End, но цена может быть невысокой и зависит от конкретной конфигурации. Оптимизация стоимости возможна благодаря модульной архитектуре, своего рода конструктору для сборки СХД под требования заказчика. Модульный подход позволяет масштабировать технические возможности каждой конкретной СХД. «Если разработан проект, Hitachi Vantara может предложить инфраструктуру под задачи этого проекта с применением конкретных технологий и использованием определенного “железа”», – поясняет Алексей Никифоров.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами