Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как развивается фудтех в России: тренды рынка
Российский фудтех сегодня стойко ассоциируется с доставкой еды и продуктов. Этот сегмент активно развивается, большинство фудтех-новостей связаны именно с ним. Постепенно увеличивается число ресторанов, подключивших доставку, и стабильно растут продажи в e-grocery . Но это не единственные важные события и новости российского фудтеха. О том, что сейчас происходит на рынке, с какими сложностями он сталкивается и что на нем есть помимо технологий доставки, рассказал Александр Радионов, основатель сервиса курьерской доставки Broniboy.
Острый курьерский вопрос
Доставка – основное направление развития российского фудтеха, которое год за годом не сбавляет обороты. Спрос на нее продолжает расти, а вот с предложением есть проблема. Рынок столкнулся с нехваткой курьеров, которая день ото дня усиливается. Количество поисковых запросов «работа курьером» упало на 30% за год, как показывают данные «Яндекс Доставки» от июля 2023 года. Конкуренция за курьеров в отрасли растет, стимулируя компании искать способы справиться со сложившейся ситуацией.
Для многих основной путь – повышать ставку курьеров, добавлять им бонусы. В итоге, как сообщает «Яндекс Доставка», средний доход московских курьеров в июле 2023 года почти на 30% превышал доход в июле 2022 года. А данные HH.ru показывают, что курьеры в 2023 году вошли в тройку рабочих специальностей с самым высоким ежемесячным доходом. В городах-миллионниках в среднем они получают 94 тыс. рублей.
Это в ближайшей перспективе может сказаться на покупателе. Ритейлеры и рестораны, организующие доставку своими силами, могут сделать ее платной без пороговых значений: то есть не будет тактики «Наберите корзину на 3000 рублей – и мы доставим ее за 0 рублей». А те, у кого услуга уже платная, могут поднять ее стоимость.
Помимо этого, компании, стараясь смягчить возможные негативные последствия дефицита курьеров и для себя, и для клиента, ищут способы оптимизировать работу имеющихся исполнителей. Например, объединяют заказы одного или нескольких отправителей, чтобы курьер тратил меньше времени на маршрут от клиента к отправителю и обратно, а значит, доставлял за смену больше заказов.
Технологии в перспективе могут внести свой вклад в борьбу с дефицитом курьеров: «Яндекс Еда» подключает к заказам из «Вкусно – и точка» робота-доставщика в рамках района Хамовники в Москве. А следом и рестораны «Теремок», но тоже в очень ограниченной зоне. В 2024 году «Яндекс» намерен удвоить количество роботов-доставщиков – до 260 единиц. Но нужно очень много таких роботов, чтобы они действительно смогли хотя бы частично нивелировать дефицит обычных курьеров.
Фото: Yana Perelotova/shutterstock
Проблемы рынка готовых наборов и рационов
У этого сегмента российского фудтеха сложности начались в 2022 году, когда после нескольких лет активного роста его оборот просел на 4% по итогам года. Снижение реальных доходов населения и высокий уровень неопределенности привели к тому, что потребители стали максимально оптимизировать свои расходы. Отказ от готовых рационов среди прочих категорий продовольственных трат – самый безболезненный. Кроме того, в 2022 году из России выехала часть постоянной аудитории готовых наборов и рационов, что тоже негативно повлияло на выручку компаний в этом сегменте.
Некоторые участники рынка закрылись или приостановили работу в первом полугодии 2022 года: в частности, так поступили Prime Fit, Juicy-food, Simple Kitchen. Были и поглощения – правда, в 2023 году: сервис Elementaree выкупил бизнес компании «Вкус на дом».
Развитие отрасли усложнил рост себестоимости товаров – и упаковок (они в 2022 году подорожали в три раза), и продуктов питания (+15% в среднем). Вдобавок шансы привлечь новых клиентов и как-то компенсировать отток прежних существенно снизились из-за блокировки некоторых социальных сетей.
В 2023 году аналитики INFOLine ожидали восстановления рынка готовых наборов и рационов и потенциального роста оборота до 18 млрд рублей – с 15,7 млрд рублей в 2022 году. Однако, судя по обзору INFOLine за третий квартал 2023 года, ситуация для отрасли сложилась хуже, чем прогнозировалось.
За девять месяцев 2023 года объем продаж готовых наборов и рационов снизился на 13% год к году и составил 10,7 млрд рублей. По оценкам аналитиков INFOLine, проблемы 2022 года продолжили влиять на отрасль и в 2023 году: и отъезд части целевой аудитории, и рациональное отношение к расходам, и недоступность некоторых привычных каналов привлечения клиентов.
Вдобавок стала расти конкуренция в отрасли благодаря ритейлерам. В частности, привлечь к себе часть аудитории удалось сети «ВкусВилл». Новую линейку для ценителей ЗОЖ запустил «Перекрёсток».
И хотя крупные игроки рынка готовых наборов и рационов смогли в 2023 году увеличить обороты, им пришлось сместить фокус внимания на потребителей, заинтересованных в бюджетных наборах. В итоге средний чек лидеров рынка упал. С высокой вероятностью тренд на развитие бюджетных наборов продолжится, и это позволит отрасли устоять, но серьезный рост оборотов в ближайшей перспективе здесь маловероятен.
Фото: «ВкусВилл»
Новые партнерства и варианты доставки
Связанные с дефицитом курьеров сложности хоть и создают проблемы, но не останавливают развитие рынка доставки. Здесь продолжают появляться новые решения – как опция совместного заказа продуктов в «Яндекс Лавке» и нестандартные маршруты доставки еды. Теперь зрители баскетбольных матчей на некоторых стадионах через «Яндекс» могут заказать еду из фудкортов.
Расширил свои опции и «Сбермаркет». В конце 2022 года он начал тестировать доставку из ресторанов и кафе, и в 2023 году масштабировал эту идею. К концу 2023 года количество подключенных к сервису ресторанов превысило 20 тыс.
Кроме этого возникают новые сотрудничества между компаниями. В частности, происходит интеграция ресторанов в ритейл. Самую высокую активность здесь проявляет «ВкусВилл», который постоянно тестирует новые идеи и направления.
В 2022 году он начал доставлять заказы из ресторанов Osteria Mario. Опция оказалась востребованной, поэтому в 2023 году «ВкусВилл» масштабировал ее и подключил к сервису десяток новых партнеров, среди которых «Шоколадница», «Кафе Хинкальная» и другие. При этом курьеры «ВкусВилла» везут и мультизаказы: из ресторана и из даркстора.
Кроме того, еще во время пандемии традиционный ритейл зашел на маркетплейсы – в том числе с продуктами питания. Правда, в основном длительного хранения, с меньшими требованиями к условиям транспортировки. В 2020 году «Азбука Вкуса» начала продавать на Ozon. А в 2021 году туда вышла и «Лента», представив на онлайн-витрине сначала non-food товары. Позднее добавились и продукты, причем их Ozon готов привозить уже через час.
Нельзя сказать, что сотрудничество традиционного ритейла и маркетплейсов – явный и сильный тренд в российском фудтехе сегодня. Большая часть партнерств сложилась в пандемию. Тем не менее, сама идея еще жива, и не исключено, что в ближайшей перспективе Ozon или другие маркетплейсы будут оперативно доставлять продукты не только из «Ленты», но и из других продовольственных сетей.
Фото: Prostock-studio/shutterstock
Инновации не умирают
Несмотря на то что российский рынок фудтех сейчас кажется замершим: не слышно об инвестициях, о сделках, перспективные проекты перестали стремиться к высокой капитализации, – место инновациям на нем все же есть. Об этом заботятся и крупные участники рынка, и региональные власти.
Так, осенью 2023 года сеть «ВкусВилл» запустила центр по развитию ИТ-решений и R&D – «Лаборатория инноваций». Центр будет работать с российскими стартапами в области фудтеха и HoReCa, а также с университетскими проектными командами и с научными коллективами. В центре у стартапов будет возможность протестировать гипотезы, провести доработку продукта под рынок и получить поддержку экспертов отрасли.
Также у «ВкусВилла» появилась платформа для создателей новых продуктов, благодаря которой ритейлер собирается улучшить процесс запуска новинок. Автор идеи может получить ресурсы для исследований и разработок, запустить продукт в производство, протестировать, вывести на полки магазинов «ВкусВилл», получить обратную связь и денежную премию от ритейлера.
А на базе Московского инновационного кластера в 2023 году прошел конкурс «Еда будущего». Заявки на него подали 309 стартапов, в финал вышли 14 проектов. Финалисты получили возможность протестировать свои идеи на российских предприятиях. В числе участников конкурса было немало решений, связанных с роботизацией. Например, ABA Robotics предлагает робота, который может одновременно приготовить 12 бургеров, а PizzaBot – это роботизированный киоск-пиццерия.
Станут ли продукты этих стартапов массовыми и зададут ли новые тренды в российском фудтехе – пока загадывать рано. Но как минимум подобные мероприятия показывают, что рынок жив и технологии на нем развиваются.
Retail.ru
Читайте также:
Гиганты скупают гигантов, регионалы уходят, дискаунтеры наступают – перестановки игроков в ритейле
Поведение покупателей: тренды 2024
McDonald's в Китае: как американский фастфуд стал своим на родине палочек для еды
Рынок труда в ритейле: кадровый голод, рост зарплат и бюджетов на подбор
Настоящая Метавселенная: зачем ритейлеры и бренды уходят в Roblox?
Итоги ресторанного рынка-2023: неожиданный рост и новые трудности
Ландшафт ИТ-возможностей: как ритейлеру выбрать систему автоматизации
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.