Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
13 745

Поделиться

Как рассчитаться за импорт в условиях санкций?

После событий февраля 2022 года крупнейшие российские банки отключены от международных расчетов, поэтому у российских импортеров, в том числе у ритейлеров, занимающихся собственным импортом, возникла огромная проблема с оплатой поставок из-за границы. Похожую проблему испытывают и экспортеры, желающие продавать свою продукцию за границу. Существенно упростить процедуру расчетов между контрагентами – резидентами разных стран – можно с помощью импортного агентского факторинга. О том, как сейчас его используют игроки рынка, рассказал председатель правления Ассоциации факторинговых компаний, генеральный директор платформы верификации Light-Version Михаил Окунев.

Фото: Light-Version

Фото: Light-Version

Весной 2022 года наблюдалось заметное увеличение спроса на импортный факторинг. Это связано с тем, что факторинг, в отличие от многих финансовых инструментов, сочетает в себе несколько услуг – финансирование, страхование, учет дебиторской задолженности, осуществление прав по денежному требованию.

Импортный агентский факторинг, спрос на который сейчас заметно растет, используется для проведения расчетов импортеров со своими иностранными поставщиками. При этом расчеты происходят не между контрагентами, а между двумя факторинговыми компаниями, находящимися в разных странах.

Схема агентского факторинга несложная. Расчеты идут по двухфакторной схеме: покупатель (импортер) платит российской факторинговой компании, которая переводит деньги зарубежной факторинговой компании, а та уже рассчитывается с поставщиком (экспортером).

В результате расчет идет не между двумя контрагентами с банковских счетов, а между двумя регулируемыми факторинговыми компаниями разных стран. Если процесс согласования сделки в банках по обе стороны границы крайне сложный, то у факторов процедуры упрощены.

Например, российский ритейлер покупает товары в Китае и хочет за них заплатить в евро. Это очень распространенная история. Чтобы платеж прошел, нужно, чтобы российский банк мог оплатить стоимость поставки в валюте контракта. Для этого банку придется провести большое количество процедур по проверке поставки. Дальше эти евро переходят в зарубежный банк. Они также смотрят – за что пришли деньги и проверяют, можно ли их зачислить поставщику. Вся работа по проверке контрагентов, которая до санкций не проводилась, теперь свалилась на плечи банков. Когда расчеты идут напрямую между компаниями через их банковские счета, банку приходится самому разбираться во всех деталях платежа. Банк избегает рисков, поэтому при малейших сомнениях он либо возвращает платеж, либо работает над тем, чтобы сомнения снять, на это требуются время и усилия, а механизма верификации поставки у него нет.

Фото: ImagineDesign /shutterstock

В агентском факторинге действуют другие механизмы. Российская факторинговая компания, которая регулируется финансовым мониторингом, делает платеж зарубежной факторинговой компании, которая в своей стране тоже находится под регулированием. Всю проверку на соответствие законодательным нормам, которая на банк сваливается только в момент платежа, факторы проделали заранее. Фактор изучает бизнес клиента и видит поставку – что в ней, почем, кому и сколько. Поэтому платеж проходит существенно проще и быстрее, чем банковский. Если цепочка от поставщика до покупателя построена через факторинг, она уже верифицирована и по ней деньги могут ходить легко и быстро.

В России, к сожалению, до сих пор многие воспринимают факторинг как альтернативу кредиту, и мало кто смотрит на него как на механизм расчетов. У нас есть несколько кейсов, когда импортеры не могли найти подходящий банк, чтобы провести платежи своим зарубежным поставщикам, и при этом они не смотрели на факторинг как на удобный платежный механизм. Они говорили: у нас есть деньги, нам не нужен факторинг.

Хотелось бы донести до сознания менеджеров, занимающихся внешней торговлей, что факторинг – это не только, а сейчас даже и не столько пополнение оборотных средств за счет отсрочки платежа, сколько проведение расчетов. И этот продукт будет становиться все более востребованным. А вот спрос на традиционный факторинг, для пополнения суммы оборотки, как любой спрос на кредитные ресурсы, при падающей экономике будет сокращаться.

Ассоциация факторинговых компаний предложила внести поправки в ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле», чтобы законодательно разрешить расчеты за поставки импорта в страну в валюте контракта между импортером и фактором. По действующему законодательству, расчеты между резидентами возможны только в рублях. Схема такая: импортер платит фактору-резиденту в рублях, фактор покупает валюту и делает платеж зарубежной факторинговой компании уже в валюте. Но у многих компаний-импортеров, особенно у крупных, есть специальные льготные условия на покупку валюты в банках, и они привыкли делать это сами. При расчете через фактора импортеры теряют контроль за курсом покупки валюты. Поскольку для факторинговой компании конвертация валюты – не основная деятельность, она делает это по курсу существенно хуже, чем мог бы сам импортер. Поправки в закон нужны, чтобы добавить возможность осуществлять расчеты уже после того, как клиент купит валюту сам, и таким образом убрать конвертацию из факторингового бизнеса. Наша ассоциация надеется, что эта поправка будет принята.

Итак, сейчас основное преимущество агентского факторинга – быстрые и безопасные расчеты, основной недостаток – конвертация пока производится факторинговой компанией.

Крупные участники факторингового рынка, как правило, являются частью банковских групп, и их возможности по расчетам ограничены возможностями по расчетам материнских банков. Но при этом есть факторы, которые либо не связаны с санкционными банками, либо являются независимыми игроками, – они такую услугу могут и должны оказывать.

Андрей Зудов, руководитель направления ВЭД и ФРОВ в ТС «Слата» и ТС «ХлебСоль»

В настоящее время условия оплаты прямого импорта не изменились. Каждый внешнеторговый договор предполагает индивидуально согласованные условия. После 24 февраля 2022 года у наших поставщиков были опасения, что объявят дефолт, но работать никто не отказался и условия не изменил. Пока проблем с оплатой импорта у нас нет, единственное изменение – компания приняла решение (такая рекомендация от правительства была дана уже достаточно давно) перейти на оплату в национальных валютах, поэтому сейчас основные валюты, в которых у нас осуществляются международные переводы, – это рубль и юань.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»

О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами