Декоративное изображение
11 663

Поделиться

Как провести аудит бизнеса перед покупкой

Покупка готового бизнеса без полноценной проверки может нести риски. Есть вероятность приобрести не только компанию, но и все ее долги, о которых не рассказал продавец. Чтобы этого избежать, доцент кафедры правоведения и практической юриспруденции РАНХиГС, кандидат юридических наук Мария Базюк советует провести аудит — проверку бизнеса. В этой статье эксперт собрала основные моменты, которые стоит учесть, если вы все-таки решили самостоятельно провести проверку.

Регистрация компании и полномочия руководителя

Фото: Мария Базюк

Проверка регистрации компании — это первый этап аудита. Такая проверка — базовый фильтр от недобросовестных лиц и мошенников.

Сведения о юридическом лице можно найти на сайте Федеральной налоговой службы по ИНН, ОГРН, названию юридического лица или ФИО ИП.

Источник: https://egrul.nalog.ru/

Сервис предоставления данных из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на сайте ФНС. 

В выписке указана дата регистрации компании, виды деятельности, уставный капитал, собственники и другая базовая информация о компании.

Источник: https://egrul.nalog.ru/

Фрагмент выписки из ЕГРЮЛ. 

Вот на что нужно обратить внимание в выписке:

  1. Убедитесь, что компания еще существует, а не прекратила свою деятельность.

  2. Проверьте, совпадает ли название, ИНН, ФИО руководителя или ИП с информацией, которую дал продавец готового бизнеса. Если нет, это звоночек, что вас, наверное, хотят обмануть.

  3. Проверьте коды основных видов деятельности (ОКВЭД). Если коды не совпадают с деятельностью компании или их слишком много — это тревожный знак. Есть риск, что юрлицо создали или использовали для махинаций.

Также проверьте сделки, контрагентов и финансовые операции компании. Если есть сделки с неблагонадежными контрагентами и подозрительные операции, похожие на транзитные, есть риск, что бизнес заподозрят в нарушении закона. Тогда ФНС при проверке доначислит налоги, а банки могут отказать в обслуживании.

Фото: Andrei_R/shutterstock

Фото: Andrei_R/shutterstock

Ликвидация и банкротство

Удостоверьтесь, что бизнес не находится в процессе ликвидации или банкротства. Это можно проверить в сервисах проверки контрагентов, в картотеке арбитражного суда и на Федресурсе.

Чтобы проверить компанию на банкротство, зайдите на сайт арбитражного суда и в поле «Участник дела» введите название юридического лица, ИНН или ОГРН. Картотека покажет дела с участием компании, в том числе банкротные, если они есть. Сужать поиск и выбирать статус «Ответчик» не стоит, так как организация может сама инициировать свое банкротство.  

Источник: https://kad.arbitr.ru/

Картотека арбитражного суда. 

Источник: https://kad.arbitr.ru/

Так отражается в картотеке суда информация о том, что поступил иск о банкротстве. В данном случае заявитель — Межрайонная ИФНС России по Самарской области. 

Еще проверьте компанию на Федеральном ресурсе — это единый федеральный реестр сведений о юридических лицах и ИП. Компании обязаны публиковать на сайте информацию о ликвидации, реорганизации и банкротстве. Искать можно по ИНН, ОГРН и наименованию юридического лица или ФИО физлица.

Судебные иски и исполнительные производства

В картотеке арбитражных дел проверьте, есть ли иски от компании и особенно, к ней.

Судебные споры влияют на финансовое положение и репутацию. Опасность представляют иски о взыскании долга или споры о правах на имущество компании, а также штрафы за нарушение закона. Малому и среднему бизнесу они могут нанести непоправимый удар. Например, за нарушение правил маркировки рекламы компании грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб. И это только одно нарушение, а если их несколько, штраф будет за каждое. Такое взыскание может разрушить малый бизнес с небольшой прибыльностью или высокой закредитованностью.

На сайте судов общей юрисдикции можно найти судебные споры компании с гражданами и иски, не связанные с предпринимательской деятельностью. Например, испортить репутацию могут иски о взыскании компенсации за травму или несчастный случай на производстве.

Самые большие риски возникают, когда требования связаны напрямую с активами компании. Например, бизнес построен на предоставлении пользователям прав на софт собственной разработки, и компания получила иск от бывших сотрудников — разработчиков этого ПО, которое защищается как интеллектуальная собственность. Если служебное произведение (ПО) в свое время не оформили надлежащим образом, и суд встанет на сторону истца, компании придется платить не только компенсацию в размере от 10 000 до 5 млн руб., но и прекратить использование программы. Таким образом окажется, что у фирмы нет прав на ключевой актив бизнеса, благодаря которому она получала прибыль.

Источник: https://sudact.ru/

Скриншот сайта судов общей юрисдикции. Искать судебные дела можно по наименованию юрлица-участника дела.

О долгах, по которым уже вынесено решение, можно найти информацию в банке данных исполнительных производств.

Скриншот банка данных исполнительных производств. 

В случае с судебным разбирательством речь идет о вероятности взыскания долга, а в случае исполнительного производства требования уже находятся в работе у судебных приставов, то есть долг точно взыщут или будут пытаться взыскать. Тогда есть риск, что имущество компании могут продать на торгах.

Налоги и бухгалтерская отчетность

При покупке юрлица его долги переходят к новому владельцу, поэтому важно проверить их наличие.

С ИП немного другая история: долги по налогам увеличивают риск оспаривания продажи активов предпринимателя, если ИП в течение трех лет станет банкротом, сделки могут оспорить. Поэтому ИП тоже лучше проверить на долги.

У ИП нет обязанности составлять и сдавать бухгалтерскую отчетность, поэтому ее нет в открытых источниках по бухотчетности. Но ИП ведут Книги учета доходов и расходов или Книги учета доходов, сдают декларации по налогу в зависимости от налогового режима. Нужно запросить у ИП выписки из Книг и декларации. Риск банкротства можно оценить, как и в случае с юрлицом, поискав информацию на сайте арбитражного суда и на Федресурсе. 

Сведения о задолженности по налогам ищите в соответствующем сервисе ФНС. Он показывает данные о юрлицах, не представляющих отчетность более года, или имеющих задолженность по налогам более 1000 руб. Искать можно только по ИНН юридического лица.

Источник: https://fssp.gov.ru/

Сервис ФНС по проверке налоговой задолженности. 

В открытом доступе есть и данные о бухгалтерском балансе и финансовых результатах компании. Бухгалтерская отчетность компаний публикуется на Государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО).

Здесь размещены реальные бухгалтерские отчетности компаний, которые они сдали в налоговую. Если бухгалтерской отчетности по компании нет, значит, она относится к тем, кто не обязан ее сдавать, или не сдала по другим причинам. Годовая отчетность сдается до 31 марта года, следующего за отчетным. Поэтому если открыть базу 30 марта, отчетности некоторых компаний в ней еще не будет.

Рассмотрим пример. Чистая прибыль компании, по данным отчетности, в 2022 году — 1,5 млн руб, вроде бы неплохой результат, но годом ранее компания показала убыток. В данном случае стоит детально изучить, за счет чего произошел рост. При этом у фирмы высокие долгосрочные и краткосрочные обязательства (кредиты), что можно считать фактором риска.

Источник: https://bo.nalog.ru/

Финансовая отчетность компании с сайта БФО. 

Информацию о регистрации юрлица или ИП, долгах, судебных разбирательствах, финансах можно найти и в одном месте — сервисах проверки контрагентов. Например, СПАРК, Rusprofile, СБИС. Не нужно рассматривать отдельно каждый ресурс, данные скомпонованы, есть аналитика, выделены ключевые риски. Но доступ в такие базы платный», — говорит Андрей Афанасенко, бизнес-брокер компании «Бизнес-решение».

Финансовые и другие документы

Отчетности из открытых источников будет недостаточно, потому что не все предприниматели и юрлица ее сдают. Запросите у компании документы управленческого отчета. Изучите договоры с поставщиками, клиентами и работниками.

«Обратите внимание на бюджет доходов и расходов ( БДР )/движение денежных средств (ДДС), — рекомендует Андрей Афанасенко. — В этом документе помесячно указываются данные о доходах и расходах компании. Советую проверять несколько последних месяцев, так как они максимально приближены к тому, что в бизнесе происходит здесь и сейчас. Допустим, по данным управленческого учета, выручка компании за сентябрь — 500 000 руб.

Также попросите собственника подтвердить ее выпиской с расчетного счета организации или банковской выпиской. Но не все деньги могут проходить через расчетный счет, то есть по безналу, существуют также наличные, их чаще всего можно проверить, выгрузив показатели за отчетный период из CRM-системы. Аналогично проверьте расходы, попросите показать перечисления арендодателю и поставщикам».

Самые важные показатели для бизнеса — это прибыль и выручка, а также их динамика. Чем выше прибыль и выручка, а также их рост на протяжении трех–пяти лет, тем лучше. Сравните их со средними показателями по отрасли. Больше среднего — хорошо, меньше — повод задуматься.

«Все это лишь базовая проверка надежности фирмы. Если покупаете дорогой бизнес, проведите так называемую проверку Due Diligence — это полный анализ компании финансовыми аналитиками, юристами и аудиторами. Он поможет снизить риски, — советует Илья Дудковский, руководитель макрокатегории «Готовый бизнес и франчайзинг» на «Авито».

Спрос на покупку бизнеса растет

По данным рейтинга инвестиционной привлекательности бизнесов, подготовленным экспертами «Авито», за 9 месяцев текущего года спрос на покупку бизнеса и франшиз на платформе вырос на 18% год к году. В сравнении с 2022 годом третий квартал показал более высокие темпы роста спроса – 22%.

Самыми востребованными категориями бизнеса остаются пункты выдачи заказов, предприятия общественного питания, а также интернет-магазины. Самые высокие темпы роста среди тройки лидеров показали интернет-магазины: спрос на них вырос в 2,3 раза по итогам января-сентября 2023 года.

В то же время активно растет интерес к приобретению стоматологических и медицинских клиник, а также готовым гостиничным комплексам, отелям и базам отдыха. Эти направления показали наиболее высокий прирост спроса.

Сейчас пользовательская аудитория категории «Готовый бизнес и франчайзинг» превышает 3 млн представителей малого и среднего бизнеса. По результатам исследования «РБК Исследования рынков», предприниматели назвали «Авито» самой популярной площадкой среди сайтов-классифайдов для поиска предложений о продаже готового бизнеса и франшиз. Доля опрошенных, за последний год посещавших сайт «Авито» для поиска предложений о продаже готового бизнеса, составила – 87%, а для выбора франшизы – 74%.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами