Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как продавцу интегрировать свои системы учета с маркетплейсами
Рост продаж на маркетплейсах – устойчивый тренд. Но поведение покупателей маркетплейсов меняется – уменьшается средний чек и при этом увеличивается количество заказов. В такой ситуации продавцу маркетплейса необходимо снижать стоимость обработки заказа, чтобы бизнес оставался рентабельным. Кроме этого, у него возникает ряд сложностей ведения учета товаров. Решить эти проблемы помогает интеграция программных продуктов «1С» с маркетплейсами. Как именно – обсудили на «Едином торговом семинаре "1С"».
Фото: VAKS-Stock Agency/Shutterstock/Fotodom
Что учесть при работе на маркетплейсе
При работе на маркетплейсах у продавца возникает целый ряд задач – оперативно управлять товарными запасами, вовремя обрабатывать заказы и контролировать прибыль. Для этого необходимо наладить грамотное ведение учета.
Вести товарные каталоги. Если продавец торгуется на одном маркетплейсе и имеет небольшое количество позиций, вести каталоги можно и вручную. Но если товаров много, или продавец присутствует на нескольких маркетплейсах, ведение каталога становится трудозатртным.
Источник: «1С»
Отслеживать остатки и цены. «Это важнейшие процессы торговли на маркетплейсах, – рассказывает Валерия Молоканова, руководитель группы практик автоматизации торговли фирмы «1С». – Если товара нет на остатках, продать его не получится. В случае неактуальной цены товар может быть не сразу виден покупателю на витрине маркетплейса. Все это влечет потерю продаж».
Помимо процесса продаж и оформления заказов, которые важно вовремя увидеть и отгрузить со склада, необходимо корректно отражать все процессы в системе учета, загружать данные в отчеты о реализации, видеть финансовые результаты, чтобы оценивать эффективность работы и принимать управленческие решения. Например, выбрать, какие категории стоит развивать, а какие – сокращать.
Надо регулярно обновлять карточки товаров, остатки, работать с заказами, вести взаиморасчеты, выставлять и получать документы, отражать работу в учетной системе.
Как правило, маркетплейс для продавца – лишь один из каналов реализации, поэтому ему будет удобнее, если все процессы учета всех разных каналов будут проходить в одном месте.
Надо учесть, что маркетплейсы работают по разным схемам: FBO (fulfillment by operator), FBS (fulfillment by seller), DBS (delivery by seller). Маркетплейс может выступать только витриной или обеспечивать весь спектр логистических услуг. Соответственно, разные маркетплейсы имеют свои особенности и ограничения.
Как сориентироваться при выборе решения
Работать с маркетплейсом можно разными способами. Можно управлять товародвижением в личном кабинете маркетплейса, это удобно для тех, кто торгует только на маркетплейсе и представляет небольшое количество позиций. Используя решения для интеграции с учетными системами от самого маркетплейса – как правило, эти решения предоставляются бесплатно. Используя интеграционные платформы от разработчиков – эти решения, как правило, достаточно развитые, но дорогие. Можно самостоятельно написать интеграцию для своей системы, но это потребует временных и денежных ресурсов компании. Можно воспользоваться интеграцией в учетном продукте от фирмы «1С».
Рассмотрим один из самых удобных вариантов – решения интеграции от вендора «1С». Чем это удобно? Во-первых, каждая торговая компания ведет учет как минимум для исполнения законодательства. Если она работает на платформе «1С», то непосредственно в эту учетную систему встраивается решение для торговли на маркетплейсе.
«Встроенное решение означает, что обновления по работе с маркетплейсом будут происходить вместе с обновлением программного продукта, то есть действует единое окно поддержки от вендора, – поясняет Валерия Молоканова. – Интеграция является официальной. Фирма «1С» договаривается с торговыми площадками о сотрудничестве. Если маркетплейс – всего один из каналов продаж, то в одной системе будут отражаться все каналы продавца».
Цель «1С» при интеграции в типовые программные решения – создать единый удобный продукт для омниканальной торговли.
Производится максимальная интеграция процессов в учетные системы – в работу с маркетплейсом встраиваются все документы и процессы, которые ведет компания. Интеграция идет поэтапно – отдельными функциями и частями. Минимизируется период двойного ввода информации. Обеспечивается корректное отражение работы с маркетплейсами в учете и соответствие законодательству. Фирма «1С» сотрудничает с маркетплейсами, чтобы знать их процессы и обеспечить удобный продукт для мерчантов.
Новые маркет-функции типовых продуктов
Интеграция работы с маркетплейсами возможна в типовых программных продуктах 1С:ERP, «1С:Управление торговлей», «1С:Комплексная автоматизация» «1С:Розница», «1С:Управление нашей фирмой».
Для продавцов, работающих на Ozon, возможно создание и заполнение товарного каталога прямо из учетной системы «1С». Для «Яндекс Маркет» есть создание каталога, но пока только по рекомендациям. Для обоих маркетплейсов реализовано управление ценами, продавец может выгружать актуальные цены на площадку прямо из «1С».
Готовится к запуску для Ozon работа с заказами по схеме FBS. Уже реализованы: рабочее место управления продажами, выгрузка остатков, загрузка отчетов о реализации, рабочее место управления продажами, выгрузка и загрузка заявок на поставки, загрузка отчетов о продажах.
Для «Яндекс Маркет» реализованы рабочее место управления продажами, загрузка отчетов о продажах по модели FBY (fulfillment by Yandex), при которой маркет берет на себя хранение товара, прием и доставку заказов до покупателя.
Фото: KateV28/Shutterstock/Fotodom
Ближайшие релизы интеграции
Фирма «1С» готовит к запуску новые решения для работы с маркетплейсами.
Для «Яндекс Маркет» выходит решение по импорту в «1С» товарного каталога с площадки. «Этот функционал нужен продавцу, у которого уже заведен каталог товаров на «Яндекс Маркет», и есть отдельный каталог, с которым он работает в «1С», – поясняет Валерия Молоканова. – Раньше эти каталоги не пересекались, а теперь есть возможность загрузить каталог в «1С» с маркетплейса.
Как это будет выглядеть? Из учетной системы «1С» пользователь заходит в интерфейс загрузки данных о товарах с торговой площадки и инициирует загрузку. Дальше система подбирает соответствия. Если товар есть и на маркетплейсе и в учетной системе, то она предлагает сопоставление. Если система товар не найдет, его надо указать вручную. Если это новый товар, то нужно создать карточку в «1С».
Если система сопоставила товары, но у них есть различия в описании, она покажет это в интерфейсе. Можно увидеть сопоставления того, как товар выглядит на торговой площадке и как – в «1С», выявить и устранить различия в системах.
«Надо пройти эту загрузку, для того чтобы все позиции, которые есть на маркетплейсе, имели сопоставления с позициями, которые есть в «1С», – говорит Валерия Молоканова. – И дальше на основе этого можно загружать отчеты, следить за остатками, ценами и так далее».
Эта функциональность действует, если у продавца уже есть каталог на «Яндекс Маркет». Если номенклатурного каталога еще нет, то в «1С» есть функциональность выгрузки каталога на «Яндекс Маркет».
Для работы на Ozon такая функциональность уже выпущена.
В решении будет загрузка и подтверждение сборки заказов, отгружаемых со складов продавцов по схеме FBS. «Обеспечивается сквозной процесс, когда продавец работает со своим складом, при этом отгружает заказы, которые приходят к нему с маркетплейса, – рассказывает Валерия Молоканова. – При этом поддерживается процесс сборки заказа с учетом требований маркетплейса, с которого эти заказы пришли».
Как выглядит процесс. Для оперативного резервирования товаров в учетной системе продавца надо добавить загрузку заказов. Дальше происходит сборка заказа, печать логистических этикеток и отслеживание изменения статусов. Эта часть дополняется инструментами обмена с торговой площадкой, загрузкой заказов, подтверждением отправления заказов. Для сборки отправлений используются типовые рабочие места сотрудников склада. Маркировка «Честного знака» и регистрационные номера подбираются автоматически из документов отгрузки, УИН ювелирных изделий можно указать вручную.
Особенности документооборота
Есть два варианта документооборота между продавцом и площадкой: по схеме FBS без маркировки и FBS с маркировкой. В обоих вариантах загружается заказ клиента, а дальше зависит от того, маркированные или немаркированные товары находятся в заказе. Заказ оформляется либо документом передачи на комиссию, либо документом на реализацию товаров и услуг. Каждое отправление оформляется отдельным документом. Далее отчет о реализации тоже загружается непосредственно в документ «Отчет комиссионера о продажах» либо как изменение статуса отгрузки.
Процесс подтверждения и сборки заказа, отгружаемого со склада продавца, будет выглядеть следующим образом.
Источник: Фирма «1С»
К продавцу с маркетплейса поступил заказ клиента. Продавец начинает заниматься сборкой заказа: смотрит в системе, где находятся нужные товары, есть ли они в наличии или надо довезти, заполняет сведения по товарам, подтверждает сборку заказа, печатает этикетки и отдает все данные маркетплейсу. И дальше следит за тем, как меняется статус этого заказа.
Если используются разные схемы работы – со склада или под заказ, то в системе можно дробить заказ на разные отправления и по-разному его собирать.
Продавец видит в журнале все заказы во всех статусах. Заказы, которые еще не подгрузились в систему, будут выглядеть неактивно. Можно просматривать заказы по разным фильтрам, например, по датам, складам и т.д.
Чтобы начать собирать заказ, нужно изменить статус заказа, дальше собрать все те товары, которые перечислены в заказе, внести все данные о товарах, после этого можно разделить заказ на несколько отправлений, если это необходимо, и тогда каждое из отправлений доводить до финальной стадии.
После подтверждения надо получить логистические этикетки и промаркировать ими отправляемый товар. Удобнее всего получить этикетки непосредственно из «1С». Можно отменять заказы, если что-то пошло не так. Отмена возможна при любом статусе.
Расширение пула площадок
В программах 1С:УНФ и «1С: Розница» возможна интеграция с магазином «ВКонтакте».
Интеграция позволяет создать свой магазин на площадке «ВКонтакте» прямо из этих систем и включает в себя весь цикл управления заказами. Процесс не требует специальных навыков и выполняется пользователем с правами администратора.
Настройка интеграции состоит из следующих шагов: авторизация, подключение чата, выгрузка товаров, обмен заказами, статусы заказов, доставка, оповещения, загрузка и сопоставление номенклатуры, обновление остатков и цен.
Недавно фирма «1С» договорилась о совместной работе с Wildberries. Уже начаты работы по созданию интеграции типовых программных продуктов для этого маркетплейса. Ближайшие релизы появятся в середине 2025 года. По результатам опроса клиентов, выбрана самая востребованная функциональность на Wildberries – выгрузка остатков. Также большое количество голосов набрала опция «загрузка отчетов». Реализацией этих двух функций для продавцов маркетплейса фирма «1С» займется в первую очередь.
Что видит бухгалтер
Интеграция с маркетплейсами видна в учетных программных продуктах «1С:Бухгалтерия» и «1С:БизнесСтарт». «Эти решения не являются торговыми, поэтому функциональность для работы с маркетплейсами в них не запускается, – поясняет Валерия Молоканова. – Но в них отражаются результаты работы на маркетплейсах: загружаются отчеты, ведется работа с актами на вознаграждение маркетплейсов, бонусной программой и так далее – все, что необходимо для корректного учета работы».
В «1С:Бухгалтерия» есть все, что касается финансовых результатов работы с маркетплейсами, – отчеты о продажах, списаниях, выкупе, акты на услуги.
Кроме того, в «1С:Бухгалтерия» есть отчет «Монитор маркетплейсов по данным бухгалтерского учета», который позволяет сравнить динамику продаж через разные маркетплейсы – Wildberries. Ozon, «Яндекс Маркет». В случае расхождений с данными маркетплейса можно сразу перейти к журналу документов и загрузить недостающие отчеты.
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
Сеть винотек и оптовый поставщик вин отмечает рост продаж и расширяет географию поставок.