Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
32 628

Поделиться

Как организовать набор линейного персонала с помощью джоб-платформ

Линейный персонал – самый востребованный в сфере ритейла. В 2022 году ритейлеры были сосредоточены на закрытии массовых позиций: требовались продавцы, консультанты, кладовщики, работники торгового зала, мерчандайзеры. Рассмотрим, как в компаниях X5 Transport, Fix Price, «Галамарт» и FM Logistic организован подбор и наем линейного персонала и как им в этом помогают цифровые джоб-платформы.

Фото: Minerva Studio/shutterstock

Фото: Minerva Studio/shutterstock

Сфера ритейла остается одной из наиболее востребованных на рынке труда. Согласно данным платформы «Авито Работа», по итогам трех кварталов 2022 года на розничную торговлю пришлось 17% всех вакансий в стране. Эта доля варьируется в разных регионах, но отрасль неизменно входит в топ-3 по спросу на кадры. Темпы найма в отрасли также продолжают стабильно расти: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вакансий в ритейле стало на 3% больше.

По данным исследовательского центра SuperJob, число вакансий в ритейле только за месяц (12 октября – 9 ноября, Россия в целом) выросло на 1%.

Массовый поиск

Как рассказала Наталья Данина, главный эксперт по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности hh.ru, с января по октябрь 2022 года розничные торговые сети разместили на портале hh.ru порядка 1 млн (924 тыс.) вакансий для найма персонала по всему спектру бизнес-задач и подразделений – от кассиров и менеджеров по продажам в торговых залах до руководителей департаментов внешнеэкономической деятельности или связей с госорганами. Почти каждая вторая вакансия от ритейлеров на hh.ru относится к линейному персоналу торговых точек, каждая десятая – к управляющим/директорам магазинов. К другим популярным позициям, число вакансий ритейлеров на которые в 2022 году превышает 50 тысяч, относятся транспорт и логистика, рабочий, производственный и административный персонал, ИТ, а также маркетинг, реклама, PR.

По словам Артема Кумпеля, управляющего директора платформы «Авито Работа», в 2022 году розничные сети были сосредоточены на закрытии массовых позиций в розничной сети: продавцы, консультанты, кладовщики, работники торгового зала, мерчандайзеры.

Ритейлеры обращаются к цифровым работным порталам за помощью в поиске персонала, так как при крупных объемах найма (до 100 тысяч позиций в год!) наиболее эффективными каналами являются джоб-платформы с их широкой базой резюме и удобными технологическими инструментами, оптимизирующими процесс подбора.

«Исторически на российском рынке труда розничные сети генерируют самый массовый спрос на персонал, – рассказывает Наталья Данина. – Ежемесячно им требуются десятки тысяч сотрудников на линейные позиции по разным причинам – от открытия новых магазинов до высокой текучести персонала и низкой автоматизации обслуживания. Это требует постоянного потока кандидатов, которые могут обеспечить только крупнейшие джоб-платформы уровня hh.ru, у которых есть дополнительные сервисы по автоматизации процессов рекрутинга и аналитические инструменты, позволяющие постоянно повышать эффективность найма».

С мнением коллеги соглашается Артем Кумпель: «Для поиска сотрудников компании все чаще обращаются к таким онлайн-платформам, как «Авито Работа», где можно размещать все объявления бесплатно и получить доступ к автоматизированному управлению откликами соискателей. За три квартала этого года число предложений для продавцов-консультантов на платформе выросло на 9% год к году, для кладовщиков – на 6%, для мерчандайзеров – на 49%, для работников торгового зала – на 80%».

Возросла востребованность сотрудников, занятых в логистике и цепях поставок. Эта тенденция в том числе связана с продолжающимся трендом на перенастройку логистических цепочек. Не последнюю роль играет и развитие сервиса доставки. Для удовлетворения растущих потребностей доставки нужен широкий штат водителей. В частности, по итогам трех кварталов 2022 года водителей на «Авито Работа» стали искать на 28% чаще, чем годом ранее, грузчиков – на 3%, курьеров – в 5 раз активнее.

Фото: Oleg Elkov/shutterstock

Фото: Oleg Elkov/shutterstock

Материальные мотивации

Уровень зарплат в отрасли, по данным «Авито Работа», увеличился на 8% относительно прошлого года. По итогам трех кварталов 2022 года медианная зарплата в ритейле составила 32,5 тыс. руб. по стране. Наиболее высокую зарплату для линейного персонала сегодня предлагают продавцам-консультантам – 30 тыс. руб. в месяц.

Медиана предлагаемой зарплаты линейному персоналу розничной точки (продавец-консультант, продавец-кассир) в октябре 2022 года в вакансиях ритейлеров на hh.ru по России в целом составила 43,1 тыс. руб., что на 5% выше, чем в октябре 2021 года. За год минимальная предлагаемая зарплата линейному персоналу выросла на 13%, до 22,5 тыс. руб., а максимальная – на 9%, до 125 тыс. руб. (по данным hh.ru).

Медианная зарплата для сотрудников, специализирующихся на транспортных перевозках и логистике, по итогам трех кварталов составила 50 тыс. руб. в месяц, это +11% год к году (по данным «Авито Работа»).

Динамика заработной платы в Москве в сегменте продуктового ритейла за год

Позиция

Рыночная заработная плата, Net (на руки, после уплаты налогов), руб. в месяц

2022 год

2021 год

средняя (медиана), тыс.

максимальная,

тыс.

средняя (медиана), тыс.

максимальная, тыс.

Товаровед

55

80

52

80

Продавец-консультант

60

90

52

80

Мерчандайзер

57

80

47

70

Кассир

55

80

45

70

Источник: SuperJob (Россия, все округа, 09.11.2022)

Топ вакансий ноября 2022 года в ритейле

Позиция

Зарплатное предложение Net (на руки, после уплаты налогов), тыс. руб. в месяц

Населенный пункт

Водитель-экспедитор

190–230

Домодедово, Московская область

Категорийный менеджер по импорту

180

д. Шелепаново, Московская область

Водитель категории Е

150

ХМАО, Сургутский район, пос. Солнечный

Руководитель службы товародвижения

150

д. Шелепино, Московская область

Управляющий магазином

115–183

Можайск, Московская область

Источник: SuperJob

Must have компенсационного пакета

Помимо зарплат компании используют все доступные способы привлечения работников: принимают и обучают кандидатов без опыта, оплачивают стажировку; обсуждают гибкий график, чтобы люди могли совмещать смены с учебой или другой работой; расширяют корпоративные льготы; оформляют полисы ДМС и пенсионные программы; предоставляют бонусы в виде бесплатных обедов, доставки домой по вечерам, абонементов для занятий спортом или детских подарков.

«Безусловно, наполнение соцпакета, перечень бонусов и компенсаций варьируются и зависят от уровня развития розничной торговой сети, – рассказывает Наталья Данина. – Из общих, своего рода must have предложений соискателям можно выделить прозрачные и понятные перспективы карьерного роста, оплачиваемые периоды стажировок или обучения, форменную одежду и питание за счет компании».

«Наиболее значимым мотивационным фактором для соискателей в сфере ритейла – как линейного персонала, так и управляющих – становится возможность карьерного развития внутри компаний, – добавляет Артем Кумпель. – Кандидаты все более ответственно подходят к трудоустройству и интересуются долгосрочными перспективами. Именно поэтому розничные сети фокусируются на развитии корпоративных обучающих программ с прозрачной системой роста. Кассиры, кладовщики, работники торгового зала и другие сотрудники получают возможность развивать управленческие навыки, чтобы впоследствии занимать более высокие позиции – например, супервайзеров, менеджеров по продажам, заведующих или территориальных менеджеров».

Соискательская активность в сфере ритейла остается стабильно высокой и соразмерной предложению со стороны работодателей. «На вакансии в отрасли ритейла приходится 13% от всех откликов пользователей «Авито Работа», – говорит Артем Кумпель. – При этом если раньше в пользу работодателя могла сыграть даже минимальная разница в оплате, то теперь кандидаты обращают более пристальное внимание на стабильность и надежность компании, возможности для профессионального роста и карьерного развития, а также на социальный пакет. Так, ведущие работодатели индустрии, помимо ДМС, предлагают сотрудникам трансфер до места работы и оплату питания, некоторые предусматривают возможность компенсации затрат на аренду жилья».

По данным опроса SuperJob, проведенного в ноябре 2022 года, основу компенсационного пакета компаний составляют: обучение за счет компании – 55% опрошенных, корпоративные мероприятия – 50%, оплата мобильной связи – 49%, подарки к праздничным датам – 48%, возможность приобретения со скидкой услуг или продукции компании – 45%, бесплатное питание / компенсация на питание –19%, предоставление служебного транспорта – 18%, оплачиваемый полис ДМС (добровольного медицинского страхования) – 17%.

Вопрос: «Отметьте составляющие компенсационного пакета, которые существуют на данный момент в вашей компании» (у респондентов была возможность указать необходимое количество вариантов ответа).

Обучение за счет компании

55%

Корпоративные мероприятия

50%

Оплата мобильной связи

49%

Подарки к праздничным датам

48%

Возможность приобретения со скидкой услуг или продукции компании

45%

Бесплатное питание / компенсация на питание

19%

Предоставление служебного транспорта

18%

Оплачиваемый полис ДМС (добровольного медицинского страхования)

17%

Оплата спортклуба, бассейна

8%

Оплата проезда в общественном транспорте

7%

Дополнительно несколько дней отпуска в год

5%

Предоставление льготных путевок, частичная оплата отпускных расходов

5%

Предоставление беспроцентной ссуды

4%

Ничего

7%

Другое

3%

Затрудняюсь ответить

1%

Источник: SuperJob, (Россия, все округа, 09.11.2022)

Фото: X5 Group

Фото: X5 Group

Где X5 Transport ищет водителей

X5 Transport – транспортная компания в составе X5 Group, включающая в себя 36 автотранспортных предприятий и 11 логистических площадок. Собственный автопарк состоит из более чем 4 тыс. единиц транспортных средств различного тоннажа, это современные модели автомобилей, перевозящие товары для магазинов по всей стране. Самое современное оборудование автотранспорта позволяет сохранить свежесть и полезные свойства продуктов. Распределительные центры торговых сетей X5 Group и кросс-докинговые площадки образуют единую товаропроводящую сеть, которая структурно подразделяется на федеральные и региональные уровни. Самой востребованной должностью для X5 Transport являются водители грузовых машин категорий С и СЕ.

Процесс подбора организован следующим образом: для кандидатов выделен отдельный номер (бесплатный по РФ), звонок принимает специалист Центра подбора, его задача – пригласить кандидата на собеседование (онлайн либо офлайн). На месте (в автотранспортном предприятии) кандидата встречает HR-специалист , который организует и собеседование с нанимающим менеджером, а также проводит по остальным этапам трудоустройства. Когда все согласования получены, HR оформляет кандидата на работу. Все этапы занимают не больше 1–2 дней. После оформления нового водителя ждет несколько дней стажировки, после чего он самостоятельно сможет сесть за руль. Наймом сотрудников занимаются более 50 HR-менеджеров во всей компании.

Основной поток кандидатов на вакансию водителя компании дает площадка «Авито Работа». В месяц закрывается порядка 400 вакансий.

Компания предлагает своим работникам: трудоустройство по ТК РФ, комфортный сменный график работы, комнаты отдыха для водителей, регулярно обновляющийся автопарк, своевременные ремонты на собственных ремзонах, обучение за счет компании на категорию Е.

Компания помогает в оформлении карты СКЗИ (система криптозащиты информации), обеспечивает за свой счет страхование жизни каждого водителя и страхование от несчастных случаев, выдает летнюю и зимнюю униформу, а каждый водитель подключен к сервису «Телемедицина», что позволяет обратиться к врачу онлайн из любой точки страны 24/7.

Для удобства водителей:

  • обеспечена постоянная коммуникация водительского состава с руководством для быстрого решения возникающих вопросов;

  • вся техническая и информационная поддержка водителей осуществляется через собственное мобильное приложение;

  • работает круглосуточная диспетчерская служба, которая поможет в любой рабочей ситуации;

  • водители участвуют в ежегодных конкурсах профессионального мастерства (в том числе и Всероссийском) и получают денежные призы.

При найме водителей компания активно сотрудничает с «Авито Работа». До обращения к платформе наем одного сотрудника занимал от 1 до 2 месяцев, теперь средний срок трудоустройства составляет от 1 до 10 дней. Средняя стоимость найма одного сотрудника уменьшилась почти в два раза. Такой оптимизации удалось достичь в том числе благодаря чат-ботам, которые позволяют экономить время на общении с кандидатами и не тратить его на нерелевантные отклики. При этом компания сохраняет и некоторые офлайн-инструменты для поиска линейных сотрудников: расклейку объявлений на входных группах магазинов сети и реферальную программу.

Fix Price обеспечивает карьерный рост продавцов

Fix Price – международная сеть магазинов для всей семьи с широким ассортиментом товаров для дома и отдыха по фиксированным ценам. На конец сентября 2022 года сеть насчитывала 5462 магазина в России и странах ближнего зарубежья.

Процесс найма – один из основных и основополагающих процессов для всего бизнеса компании. Каждый месяц к персоналу сети присоединяются порядка тысячи человек. Сеть планирует и дальнейшее открытие новых магазинов и распределительных центров. Так, в планах – создание до 4 тыс. новых рабочих мест к концу 2022 года. Это почти на четверть больше, чем было в 2021 году, поэтому в процессе найма и подбора участвует большое количество рекрутеров. В арсенале их инструментов – различные работные сайты, реклама в соцсетях, в том числе таргетированная, и другие каналы.

Этапы подбора и найма стандартизированы: описание профиля вакансии для офисного персонала и описание профилей для линейного персонала, размещение на различных работных платформах, сбор откликов, звонки кандидатам, проведение телефонных собеседований, приглашение на встречу с руководителем подразделения, куда направляется соискатель. Далее идет этап принятия решения.

Fix Price предлагает кандидатам: белую зарплату, бонусные программы, дополнительные медицинские программы (некоторые – помимо ДМС), возможность карьерного роста. Как рассказали в компании, человек, приходящий в магазин кассиром, в случае личного стремления, усилий и заинтересованности может уже через 4 месяца стать администратором магазина. После этого можно пройти обучение и стать заведующим магазином. Следующая ступенька – менеджеры по продажам, что очень актуально для сети, особенно с учетом активного и динамичного развития в регионах.

Количество рекрутеров в компании: около 70–80 человек – это вся группа найма, занимающаяся набором в магазины, на распределительные центры, склады и в офис.

Учитывая большой объем найма, компания стремится повысить уровень автоматизации, при подборе используются системы CRM и ATS.

Из офлайн-инструментов используют объявления на входной группе. Как считают в сети, это наиболее оперативное оповещение о вакансии: увидел объявление в магазине и сразу зашел к заведующему. Здесь важен элемент моментальности, но в целом через онлайн-платформы проводить отсев кандидатов гораздо удобнее, чем офлайн. Срок найма через платформы уровня «Авито Работа» – 6–7 дней, что вполне устраивает компанию. Fix Price также пользуется корпоративной реферальной программой, в которой есть сезонный найм сотрудников. Она применяется как инструмент, поощряющий активность самих работников внутри компании. Глобально сеть всегда стремится пробовать новые инструменты и экспериментировать с разными форматами найма.

Фото: Dmitry Kalinovsky/shutterstock

Фото: Dmitry Kalinovsky/shutterstock

FM Logistic: кого берут на современный склад

Компания FM Logistic работает на рынке логистических услуг с 1967 года, сотрудничает с партнерами и клиентами в секторах потребительских товаров, розничной торговли, красоты и косметики, промышленного производства и здравоохранения.

Линейный персонал – сотрудников склада, ретрачников, операторов ПК (сотрудник, принимающий документы на вход и выход с товаром), комплектовщиков – в основном нанимает с помощью платформы «Авито Работа».

Этапы приема выглядят следующим образом: информация с платформ для поиска обрабатывается сотрудниками кол-центра, выясняются такие критерии, как готовность к ночным сменам, наличие прав тракториста-машиниста и т. д. Далее человека приглашают на интервью, которое HR проводит уже на площадке. Там же происходит знакомство с руководителем и заполнение анкеты (ее можно заполнить заранее по QR-коду). Важный этап – прохождение медосмотра.

Для планирования интервью используют «Битрикс». Удаленные интервью по WhatsApp проходили во время пандемии и иногда используются до сих пор при выходе в новые регионы.

На площадках проходят массовые интервью. Все соискатели собираются в общей комнате, где показывают образовательный фильм о компании, миссии, целях, планах и так далее. Затем проводится экскурсия по складу. Будущим сотрудникам объясняют, что склады FM Logistic – это современные логистические площадки, полностью автоматизированные, где инвентаризацию проводят дроны, используются современные большие погрузчики, действуют определенные нормы и правила.

Основная аудитория найма – кандидаты на стартовые позиции. На эти вакансии приходят в основном выпускники школ, колледжей, институтов. Нередко в рамках действующих договоров с колледжами берут на подработку учащихся, например, для фасовки подарков в высокий новогодний период. Открытыми бывают от 50 до 450 позиций в месяц. Подбор идет по всей России, основный фокус на регионы, где сосредоточены склады: Московскую область, Ростов, Самару, Ульяновск, Екатеринбург. В настоящее время текучки среди персонала почти нет.

Кандидатам предлагают: ДМС, компенсацию оплаты жилья, коттедж или съем общежития, питание, трансфер до работы.

Первую линию рекрутмента составляет кол-центр, где работают 6 человек по всей России: 4 человека – на МО, 1 – на регионы и 1 – на транспорт, который занимается вакансиями водителей, водителей-экспедиторов, механиков, таможенных декларантов. Дальше с сотрудниками работают HR-специалисты на местах.

Используемые программы автоматизации: «Битрикс», собственные чаты, чат-боты «Авито Работа», смс-общение.

Какие сервисы использует «Галамарт» 

«Галамарт» – франчайзинговая розничная сеть магазинов, предлагающая своим покупателям низкие цены на товары для дома и новинки каждый день. Ежемесячно открывается в среднем от пяти магазинов «Галамарт» по всей территории РФ. Компания растет каждый месяц на 300 человек. Как и каждый ритейлер, активно занимается поиском и наймом линейного персонала.

Процесс найма состоит из следующих этапов: первичный скрининг резюме на соответствие профилю должности; онлайн-интервью с HR-специалистом; интервью с руководителем подразделения.

Кандидатов на управленческие позиции подбирают силами собственных рекрутеров (распределенная команда по стране). Кандидатам предлагается оплата арендованного жилья в случае релокации в другие регионы. В некоторых регионах предусмотрена компенсация трансфера от и до работы. Компания отличается высокотехнологичной системой обучения новых сотрудников и программой наставничества по всей стране.

Для поиска кандидатов на массовые позиции в региональные магазины уже 10 лет используют сервисы по поиску сотрудников, социальные сети, а также прекрасно зарекомендовала себя реферальная программа «Приведи друга». Регион покрытия – вся Россия.

Основная аудитория найма: продавцы-консультанты, кладовщики, заместители управляющих магазинами, курьеры, промоутеры, управляющие магазинами. Ежемесячно выставляется порядка 250 вакансий на действующие магазины, плюс в среднем 70 вакансий – на новые открывающиеся точки. В месяц на «Авито Работа» закрывается около тридцати процентов из них. С помощью площадки одного сотрудника нанимают за 9–12 дней. Сервис эффективен в таких регионах, как: ХМАО, Саратовская и Самарская области, Подмосковье, Ленинградская область, Татарстан. Наем одного линейного сотрудника через онлайн-платформу обходится от 1 до 2,5 тыс. руб. в зависимости от региона.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами