Декоративное изображение
4 508

Поделиться

Как оптимизировать стоимость автомобильных грузоперевозок

В 2023 году, по данным открытых источников, стоимость автомобильных грузоперевозок в среднем выросла на 50%. Эксперты по логистике, прогнозировавшие в начале 2024 года очередную индексацию тарифов, оказались правы. В логистической компании «Молком» уточняют, что в первом квартале 2024 года цена на автомобильные перевозки увеличилась на 30%, во втором и третьем – еще на 10%.

Эскалация внутриотраслевых проблем влияет на рост стоимости товаров. Малый и средний бизнес часто не готов эффективно управлять операционными затратами из-за ограниченного числа доступных инструментов – инвестиционных, технологических и логистических. Крупные компании, напротив, проактивно ищут решения, но зачастую внутри действующих бизнес-стратегий. В то же время, несмотря на возможную стабилизацию в 2025 году цен на топливо, запчасти и автотранспорт, стоимость логистики продолжит расти.

Совместно с логистическим оператором «Молком» разбираемся, какие актуальные подходы могут помочь оптимизировать затраты на автомобильные грузоперевозки в 2025 году.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock / Fotodom

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock / Fotodom

Факторы роста себестоимости логистики и прогноз на 2025 год

Первая причина удорожания операций в текущем и следующем годах – дефицит водителей. Рекрутинговые сервисы в первом полугодии 2024 года оценивают его в 25%. В первую очередь компании ищут водителей категории «C» и «E», мотивируя соискателей высокой заработной платой и закладывая ее в себестоимость логистики.

Сервис «Авито Работа» подтверждает, что с 2023 по 2024 год средняя зарплата для новых сотрудников в сфере транспорта и логистики выросла на 15%.

Вследствие кадрового голода те транспортные компании, которые дополнительно упаковывают и переупаковывают грузы, индексируют тарифы и на эти услуги. По статистике hh.ru, в топ-3 категории специалистов, которых чаще всего ищут рекрутеры, входят и упаковщики.

Вторая причина роста себестоимости логистики – устаревание автопарка. Запчасти для импортных автомобилей, приобретенных до 2022 года, не только имеют завышенную цену, но и долго доставляются в Россию. Высокая стоимость новой техники также ограничивает обновление и расширение автопарка. Хотя на фоне насыщения рынка автомобилями локальных, китайских марок и тех, что поступают в Россию по параллельному импорту, прогнозируется возможное снижение цен.

Третий фактор – рост розничной стоимости топлива. Федеральная служба государственной статистики подсчитала: с 27 мая по 3 июня 2024 года цена на бензин подскочила на 0,3%, дизельного топлива – на 0,2%.

Перевозчики, работающие на условиях долгосрочной аренды автомобилей, также ощущают удорожание логистики. Каждое повышение ключевой ставки Банком России (примечание: на дату выхода статьи размер ключевой ставки составляет 21%) автоматически влияет на очередное увеличение стоимости лизинга. И это четвертая причина в перечне факторов повышения себестоимости логистики.

Пятая причина – утилизационный сбор. За последние месяцы это болевая точка производителей, дистрибьюторов и транспортных компаний. Согласно постановлению Правительства РФ № 1255 от 13.09.2024, утилизационный сбор будет поэтапно индексироваться для определенных категорий транспорта, в том числе для «легковых коммерческих», «грузовых автомобилей», «прицепов» и «полуприцепов».

С 1 октября 2024 года утильсбор на новую автотехнику уже вырос в среднем на 70–85%, а с 1 января каждого последующего года (вплоть до 2030-го) индексация составит 10–20%.

И последняя в списке, но не по важности, причина повышения себестоимости перевозок – перспективный запуск платформы «ГосЛог» в 2025 году. Организация платформы «ГосЛог» и единого реестра уведомлений о перевозке грузов обсуждается на уровне законопроекта, но если соответствующий законодательный акт будет принят с 1 марта 2025 года, то заниматься доставкой грузов смогут только участники рынка, включенные в реестр.

По оценкам специалистов, в случае запуска платформы «ГосЛог» удорожание автоперевозок произойдет на уровне 20–30%.

Возникает вопрос: как в таких условиях действовать ритейлерам, логистическим операторам, службам доставки? Внедрять инструменты, которые снижают операционные затраты, или задействовать те, что ведут к эффективным результатам при растущих расходах?

Инструменты оптимизации затрат на транспортную логистику

1. Использование LTL-перевозок

При низкой загрузке автомобиля расходы на доставку увеличиваются. Например, правила FBS-отгрузок диктуют новые условия выбора между FTL или LTL-перевозками: небольшие по размеру и количеству заказы должны доставляться в пункты приема в сжатые сроки.

Если FTL-логистика еще оптимальна для экономики селлеров с ежедневными отгрузками в 200–500 заказов и больше, то для продавцов с объемом 5–10 заказов в день она уже затруднительна.

С одной стороны, можно поменять тип автомобиля в соответствии с габаритами груза, с другой – распределить свободные площади внутри транспорта между несколькими отправителями для доставки в одни и те же точки, то есть воспользоваться LTL-перевозками.

Снижение тарифов на FTL как раз и объясняется спросом на доставку небольших партий товаров сборными грузами. Аналитики M.A. Research подсчитали: с января по март 2024 года стоимость FTL упала на 10,4%, а вот объем LTL-перевозок, напротив, увеличился. Тенденция, по предварительным прогнозам, не изменится вплоть до 2026 года.

2. Планирование и еще раз планирование

Срочная логистика может быть частью клиентского сервиса или результатом ошибочного планирования объемов и графиков перевозок. Если заранее спрогнозировать количество и габаритные характеристики грузов, определить загрузку транспорта и следовать графику, то можно сэкономить до 40%.

Потребность в экспресс-логистике очевидна у товаров со срочным сценарием покупки. Расходы на доставку может полностью возмещать покупатель, частично или 100% оплачивать продавец или дотировать маркетплейс. Наличие срочной доставки также расширяет воронку продаж. Необязательно покупатели будут пользоваться «экспрессом», но лиды с таким запросом увеличат выручку. И даже в этом виде доставки своевременное и точное планирование влияет на частоту и размер издержек сверх нормы.

3. Исключить факторы простоя транспорта

Длительная обработка грузов на складе отправителя (получателя) увеличивает расходы на топливо, техобслуживание и оплату рабочего дня водителя и удлиняет время доставки. Вероятными источниками простоев транспорта могут быть:

  • недостаток сотрудников на производственных участках;

  • отсутствие нужных товаров или упаковочного материала;

  • технические сбои в системе, из-за которых, например, не печатаются этикетки для грузовых мест;

  • мало ворот для разгрузочно-погрузочных работ.

Дмитрий Лисицын, операционный директор логистического оператора «Молком», рекомендует для снижения простоя транспортных средств при разгрузке и приемке заранее рассчитывать, учитывая параметры груза, время на обработку: «Во-первых, так вы повысите точность запланированных временных слотов и эффективно распределите ресурсы на обработку входящего грузопотока. Во-вторых, это поможет поставщикам и перевозчикам отрегулировать и организовать график движения транспорта в этот и другие дни».

Еще один инструмент сокращения количества простоев – применение одного тягача для нескольких трейлеров. Как это работает: машина встает под погрузку, расцепляется и «берет» ранее загруженный трейлер для доставки груза до локального получателя. Затем возвращается на склад, и цикл повторяется. При этом должно выполняться наличие двух требований:

  • временная стоянка, где можно разместить загруженные трейлеры;

  • «маневровый» тягач

Среди 3PL-операторов возможна коллаборация обрабатываемых на одном складе клиентов: разгруженная машина еще до приезда на склад будет запланирована на отгрузку отправлений другого продавца.

Но что делать транспортным компаниям, которые только забирают товары? Первое и очевидное – заложить затраты на простой в тарифы. Второе – обсудить реальную ситуацию с заказчиком, подтвердив ее накладными о приеме и передаче товаров, где отмечено время выполнения операции. Третье – согласовать с клиентом новый график, что, вероятно, более выгодно обеим сторонам.

Фото: «Молком»

4. Близость склада к потребителю

Чтобы уменьшить логистическое плечо и стоимость перевозки грузов, склады и сортировочные центры должны располагаться близко к потребителю.

В условиях дефицита складских площадей в ЦФО и регионах расширять географию покупателей сложнее и дороже. Если раньше в Москве и области ритейлеры могли сравнивать, на каких складах им выгоднее базироваться, то сегодня они выбирают из того, что есть, и выбор невелик. К тому же в 2024 году индексировались арендные ставки, стоимость строительства объектов с нуля, цены на услуги логоператоров и складов маркетплейсов.

«Быть ближе к покупателю» – идея более доступная селлерам в модели FBO, поскольку склады маркетплейсов расположены во многих регионах. Размещение товаров на большем количестве региональных площадок улучшает индекс локализации и снижает тарифы на логистику. Но возникают другие вопросы – как оперативно найти свободные места на складах маркетплейсов (они тоже в дефиците), вовремя попасть в слоты и еще: где малому и среднему бизнесу взять столько товаров, чтобы покрыть большинство складов, как это делают крупные ритейлеры.

5. Заменить упаковочный материал и пересмотреть принцип сборки грузового места

Забирают свободное место в грузовой части автомобиля: объемный упаковочный материал (иногда несоразмерный с габаритами вложений), неправильная загрузка коробов на палетах и расстановка отправлений в кузове.

Но наиболее частая ошибка – упаковка. Например, вместо того чтобы нехрупкие товары с маленьким объемным весом сложить в сейф-пакет или «запечатать» в термоусадочную пленку, используют короба с наполнителями. В результате в грузовой короб помещается меньше заказов, чем могло быть.

Замена упаковки влияет и на снижение ее стоимости. Двойная выгода, но она должна разумно сочетаться с сохранением целостности груза.

6. Дипломатия и скидки за объем

Транспортные компании предлагают скидки на услуги, если отправитель наращивает грузооборот и передает его перевозчику. Обсуждать подобную возможность с подрядчиком все-таки стоит, а при долговременном сотрудничестве не нужно исключать и диалог о персональных условиях.

7. При чем тут страхование груза?

Страхование – необходимая процедура, если ритейлер хочет защитить бизнес от непредвиденных трат.

Часто стоимость страховки уже включена в тарифы на логистику, но продавцу необязательно заказывать эту услугу у перевозчика. Рациональнее сначала изучить рынок, поискать предложения и сравнить условия частных страховых компаний, проанализировав затраты на доставку одного отправления.

8. Управление логистикой посредством TMS

Коробочные или самописные TMS-решения (Transport Management System – система управления транспортом) одновременно ускоряют и рационализируют операции, влияющие на стоимость логистики:

  • планирование маршрутов;

  • распределение грузов между транспортными компаниями на основе автоматического мониторинга их тарифов;

  • проведение спотовых аукционов;

  • оценка фактического времени доставки и учет опозданий перевозчиков;

  • контроль движения заказов и время пребывания груза в каждом статусе;

  • калькуляция доставки.

Встроенная в TMS маршрутизация дает разный эффект компаниям – от нескольких процентов до 10–20%. «Ручное» составление логистических маршрутов не учитывает тот массив данных, который система проанализирует за минуты. Некоторые эксперты заявляют: чтобы построить маршрут, например, внутри города, нужно проанализировать минимум 1 млн вариантов.

В небольших компаниях логисты, к сожалению, нечасто пользуются специализированным ПО, отчего бизнес лишается возможности минимизировать пробег автомобилей и время простоя «в пути», оптимизировать расходы на ГСМ, добиться эффективной загрузки транспортных средств и сократить время доставки.

9. Работать с выкупом заказов

Еще одна задача повышенной сложности – найти решения, как снизить процент возвратов до «умеренного» минимума, потому что полностью исключить их невозможно.

Ритейлеры пользуются разными способами, например:

  • Продавать товары, которые запрещено возвращать после выкупа.

  • Добавить в ассортимент товары универсального размера.

  • Использовать в карточке фотографии, не искажающие размер и цвет продукта.

  • Закреплять размерную сетку.

  • Прописывать в инфографике инструкцию по выбору товара.

  • Прочно упаковывать заказы.

  • Соблюдать таймслоты сборки, отгрузки и доставки.

  • Наклеивать на отправления этикетки «Собрано под камерой».

У каждого продавца есть свой инструментальный микс, определяемый категорией, каналом продаж и характеристиками покупателей.

10. Гиперлокальная доставка

Гиперлокальная доставка требует либо наличия разветвленной сети офлайн-точек, дарксторов с близким расположением к покупателям, либо инвестиций в их строительство. Несмотря на непростую организацию, формат снижает стоимость доставки отправлений благодаря высокой плотности офлайн-точек, росту онлайн-заказов, высокому среднему чеку, равномерному распределению курьеров по зонам доставки.

Достигается экономия и на топливе и техобслуживании. Например, курьеры, которые доставляют готовую еду или продукты питания за 15–20 минут, часто передвигаются не на автомобилях, а пешком или на велосипедах, самокатах.

В 2025 году расходы на автомобильные грузоперевозки продолжат расти. Предварительно темп будет ниже того, что рынок зафиксировал в 2023 году и продолжает наблюдать в 2024-м. Индексация негативно сказывается на стоимости товаров, сроках и качестве автомобильных грузоперевозок. Однако при грамотном подходе затраты на логистику возможно оптимизировать.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами