Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как обезопасить бизнес в период праздников
В новогодние праздничные дни к типовым рискам ритейла добавляются специфические. Они касаются как ведения бизнеса, так и безопасности персонала, информации, имущества. Руководителям онлайн и офлайн-магазинов стоит обратить внимание на ключевые «болевые точки», которые потенциально могут стать источниками проблем в период длинных выходных. Чек-листом возможных рисков для бизнеса и мерами по управлению ими в этой статье делится руководитель «Ассоциации экспертов безопасности ритейла» Константин Сергеев.
Фото: New Africa/shutterstock
1. Подготовить физический торговый объект к длительным выходным. В карте «новогодних» рисков офлайн-ритейла — множество ситуаций, когда что-то может пойти не по плану. Начиная с пожара и травматизма персонала, заканчивая нарушением режимов и бизнес-процессов. Вот чек-лист ключевых пунктов, которые нужно проверить или скорректировать перед новогодними праздниками:
-
Составить график ответственных по локациям, телефоны закрепленного и замещающего сотрудника. Сформировать списки сотрудников, которые планируют работать в офисах, РЦ в выходные дни с уточнением причин и необходимости.
-
Определить порядок периодичности информирования руководства об обстановке и инцидентах.
-
Обновить контактные телефоны правоохранительных и взаимодействующих структур, экстренных служб. Раздать сотрудникам памятки с информацией о том, что делать в экстренных случаях.
-
Провести проверки и устранение неисправностей замков, запорных устройств, а также работоспособность охранной сигнализации, тревожных кнопок, наличия переносных брелоков (кнопок тревожной сигнализации), видеонаблюдения и системы контроля и управления доступом (СКУД).
-
Убедиться в исправности огнетушителей и пожарной сигнализации, а также систем оповещения, освещения, источников бесперебойного питания. Убрать из торговых объектов нештатные электрические обогреватели и электрические плитки. Проверить прилегающие территории и объекты на предмет захламленности горючих материалов (поддоны, картон, полиэтилен). Провести инструктаж персонала по вопросу пожарной безопасности, акцентировать внимание на исключение захламления эвакуационных выходов.
-
Проверить и обновить аптечки первой помощи.
-
Актуализировать порядок прохода/проезда на территории объектов в выходные и праздничные дни.
-
Уточнить порядок проведения инкассации в новогодние праздники, контактные данные инкассаторов, заказ пропусков на автомашины.
-
Проконтролировать безопасность на автопарковке служебного транспорта.
2. Быть готовым к приходу покупателей и сотрудников навеселе. Праздничное настроение нередко подогревает алкоголь. Алкогольное опьянение – фактор, усиливающий риск чрезвычайного происшествия. В таком состоянии люди неадекватно воспринимают происходящее вокруг, могут становиться как веселыми, так и агрессивными. Покупатель в состоянии опьянения — это потенциальный источник риска, особенно если магазин реализует хрупкий товар.
В новогодние праздники возрастает и количество нарушений внутреннего режима персоналом: употребление алкоголя на рабочем месте, выход на работу в состоянии опьянения. Нередко такие сотрудники провоцируют конфликты, допускают халатное отношение к работе, становятся жертвами производственных травм и даже совершают хищения.
3. Позаботиться о кибербезопасности. Помимо операционных рисков, в период праздников важно следить за кибербезопасностью. На фоне роста активности онлайн-продаж в эти дни, возрастает вероятность мошеннических и фишинговых атак, нацеленных как на инфраструктуру торговли, так и на клиентов. Возможны и формы недобросовестной конкуренции, например в виде DDos-атак, которые могут остановить работу серверов и систем e-commerce, а значит привести к срыву продаж. В этот период ритейл должен быть готов к пиковым нагрузкам, иметь резервы, а также подготовленную IT-команду.
4. Напомнить персоналу о корпоративной безопасности. Будет не лишним провести инструктаж сотрудников, которые работают удаленно с почтой и корпоративными ресурсами в праздники. Важно озвучить им правила соблюдения режима коммерческой тайны и информационной безопасности, а также напомнить о запрете передачи доступа к конфиденциальной информации третьим лицам. Не лишним будет рассказать персоналу, что делать при утере либо компрометации телефона, почты, ноутбука, реквизитов доступа.
5. Обеспечить безопасность сотрудников и информации на вечеринке по случаю празднования Нового года. Итоги года часто отмечаются на официальных и неформальных корпоративах. Проведение таких мероприятий может нести риски в части безопасности как корпоративной информации, так и здоровья сотрудников. Важно обеспечить безопасное пространство для персонала: позаботиться об охране на мероприятии, обговорить возможные режимы фото и видеосъемки, а также напомнить сотрудникам о поведении в кругу коллег.
6. Спланировать безопасную логистику на период праздников. Логистика в праздничные дни часто усложняется необходимостью привлечения наемного автотранспорта, чтобы успеть доставить заказы вовремя. Подготовка к пику сезона снимает как необоснованно завышенные расходы на логистику, так и большинство рисков безопасности. Речь идет о таких аспектах как:
-
заключение договоров, предусматривающих реальную ответственность перевозчика;
-
проведение проверки предоставляемого автотранспорта и репутации водителей;
-
инструктаж;
-
упаковка груза, пломбирование;
-
использование технических средств мониторинга груза.
Важно мониторить движение по маршруту и поддерживать контакт с водителями, особенно на маршрутах с «длинным плечом доставки». Это может помочь оперативно выявить проблему и направить на помощь аварийную бригаду, что снизит риски значимых потерь.
Чтобы новогодние каникулы для ритейла прошли без хлопот, стоит обратить пристальное внимание на вопросы безопасности и управления рисками, что позволит не только сохранить, но и приумножить активы торговых сетей в период пиковых новогодних продаж.
Retail.ru
Читайте также:
Цифровые вызовы безопасности ритейла
«Монетка»: нулевая терпимость к хищениям персоналом
Утечки персональных данных: как ритейлу минимизировать риски
Что нужно знать, чтобы продавать франшизу: советы юристов
Как автоматизация операционных процессов влияет на имидж торговой сети
Мобильное приложение для b2b-продавца: как упорядочить прием заказов от мелкой розницы
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.