Доступность товаров на полке (OSA) – гарантия эффективного и комфортного взаимодействия всех участников процесса торговли: поставщика (производителя), ритейлера и покупателя. От своевременной и грамотной выкладки товаров напрямую зависит выручка магазина, а правильно организованный процесс отработки сигналов OSA позволяет спланировать нагрузку на персонал торговой точки.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как обеспечить рост товарооборота от 1% за счет управления сигналами OSA
Если покупатель приходит в супермаркет и не видит нужного товара, он идет в другой магазин, а ритейлер несет убытки. И чем больше сеть, тем больше потери. Однако теперь процесс доступности товара на полке можно автоматизировать. И такие проекты уже показали свою результативность. Например, одна крупная торговая сеть внедрила цифрового помощника Imredi OSA, контролирующего доступность товара на полке, и уже на этапе пилота достигла роста товарооборота около 1%, сэкономив в масштабах компании миллиарды рублей. Программное решение выявляет слабые места и подсказывает сотрудникам, как их устранить. Подробнее об этом и других кейсах расскажем в этой статье.
Если на полках нет ходовых позиций товара, то объем продаж закономерно падает, и это не зависит ни от качества продукции, ни от ее характеристик. Возникает катастрофическая ситуация: есть спрос, но нет предложения, и чем больше торговая сеть, тем сложнее контролировать не только процессы своевременной закупки товара, но и его корректного размещения в торговом зале. Средства заморожены, растут потери на списание, а неудовлетворенные клиенты уходят к конкурентам, которые зачастую находятся в соседнем помещении.
Основные причины отсутствия продаж в рамках сети:
-
Товар на складе, но не выложен в торговый зал.
-
Товар на полке, но в единичном количестве (покупателю недостаточно для разовой покупки).
-
Товар на полке, но недоступен для покупателя (завален другим товаром или некондиционный).
-
Отсутствует ценник.
-
Размещение ценника нарушено (находится непосредственно не под товаром, требуется время на поиск).
-
Ценник некорректный (неактуальная цена или испорченный вид и ценник нечитаемый).
-
Виртуальный сток.
Как сейчас организован процесс решения этих проблем у большинства ритейлеров:
-
Формируется список топ-товаров или товаров без продаж.
-
Excel-таблицы направляются через мессенджеры или электронную почту в торговые точки для проверки.
-
Сотрудники магазинов вручную на распечатанном списке отмечают результаты проверки.
-
Результаты направляются в штаб-квартиру сети, при необходимости подтверждаются фотоотчетом.
В результате таких плановых проверок торговая сеть получает уставших сотрудников, на которых с завидной периодичностью сваливается огромный объем работы – проверки требуют сотни или тысячи SKU, снижается доступность товаров и падает РТО (по статистике каждые 2% снижения доступности уменьшают РТО на 1%), бонусом формируются неоптимальные товарные запасы.
Процесс в целом отнимает много времени, требует вовлеченности большого числа сотрудников для формирования списков, проверки, анализа результатов и устранения проблем.
Как решить проблему без затрат на расширение штата?
Компания Imredi разработала продукт Imredi OSA, который позволяет автоматизировать работу с сигналами отсутствия товаров на полке и максимально упростить процесс.
Imredi OSA позволяет:
-
Автоматически формировать списки на проверку, используя обучаемые ML-модели, в которые закладываются определенные алгоритмы отработки сигналов для проверки с учетом стратегических задач ритейлера, например, повышение маржинальности, РТО. Количество товарных позиций для проверки ограничивается объемом, который физически способен отработать сотрудник на должном качественном уровне.
-
Задать определенный сценарий отработки сигналов и упростить поиск товаров с помощью мобильного приложения.
-
Автоматически контролировать качество и своевременность выполняемой работы – контроль GPS, распознавание ценников и штрихкодов товаров, автоматическое формирование задач в зависимости от настроек сценария.
-
Повышать точность формирования сигналов за счет самообучения алгоритмов интеллектуальной модели.
-
Выявлять системные барьеры за счет точной и оперативной аналитики в различных разрезах.
-
Мотивировать и обучать сотрудников, вырабатывать сценарное поведение.
Важную роль играют заинтересованность и активное участие команды ритейлера при внедрении продукта: центрального офиса – при формировании оптимальных сценариев работы и линейного персонала – в планомерной работе с приложением и оперативной обратной связи для повышения эффективности. Ключевое значение имеет выстраивание бизнес-процесса таким образом, чтобы снизить нагрузку на линейных сотрудников, мотивировать и упростить работу в магазине. Также опыт работы с Imredi OSA показывает, что персонал торговой точки привыкает к такому процессу отработки списков товаров без продаж и начинает попутно корректировать выкладку по такому же алгоритму даже тех позиций, которые не попали в текущий список проверки.
Чтобы сразу получить не только качественный эффект, но и ощутимые количественные результаты и окупить цифрового помощника Imredi OSA, компания разработала авторский подход к адаптации сотрудников ритейлера и сценарий внедрения решения. Полная вовлеченность, личное посещение магазинов специалистами Imredi и совместная отработка сигналов OSA с сотрудниками торговых точек позволяют внести индивидуальные корректировки в ML-модели и процессы работы.
«Среди аналогичных программных продуктов ключевое отличие Imredi OSA в том, что наши инструменты позволяют не просто проводить мониторинг топ-товаров, а выявлять именно те SKU, в которых гарантированно есть проблема с доступностью. И это не только явные трудности, когда товара нет на полке или отсутствует ценник. Это и работа с «серой» зоной: неправильной выкладкой товара, некорректным размещением ценника, виртуальным стоком.
Мы сконцентрированы на соблюдении баланса, где важно, во-первых, сфокусировать сотрудника на работу с проблемными позициями. Во-вторых, обеспечить покупателей товарами, которые им точно необходимы.
Благодаря этому мы получаем удовлетворенность сотрудников, которые не измотаны большим количеством задач, повышение лояльности клиентов, способных купить желаемое количество товаров, и довольного ритейлера, который видит рост товарооборота», – комментирует Олеся Комиссарова, владелец продукта (Product Owner) Imredi OSA.
Наличие мобильного приложения Imredi позволяет отрабатывать сигналы максимально оперативно. Большинство аналогичных решений, имеющихся на ИТ-рынке, не предоставляют такую возможность, что снижает оперативность отработки сигналов и усложняет процесс работы для сотрудников в торговой точке.
Пример кейса и результаты внедрения Imredi OSA можно посмотреть по ссылке.
Большую роль в достижении результатов играет слаженная работа команд — вовлеченность рабочих групп как на стороне Imredi, так и со стороны ритейлера. Высокая мотивация помогает получить ощутимые результаты от любого цифрового решения.
Автоматизация процесса отработки сигналов OSA с помощью продукта Imredi OSA позволяет выстроить интеллектуальный сценарий формирования списка товаров. К примеру, нет смысла проверять спички даже если они не продаются, а вот стейк за тысячу рублей требует внимания. Если он испортится на складе сеть будет нести серьезные потери. ML-модели отбирают самые важные по заданным параметрам сигналы, сортируют их и направляют в магазины. Физические возможности персонала ограничены, максимум, который можно задать для проверки — 60–80 SKU, поэтому очень важно выбрать из огромного ассортимента именно те позиции, корректировка выкладки которых позволит повысить продажи. Преимущество продукта Imredi OSA – в удобном интерфейсе (сотрудникам легко работать в приложении), быстрой обучаемости модели под задачи ритейлера.
Основные этапы внедрения Imredi OSA включают:
-
Интеграцию
-
Организационно-методологическую модель с согласованием целей и задач проекта, согласованием подхода к расчету эффективности
-
Мотивацию сотрудников ТТ и правильное позиционирование
-
Выезды с рабочей группой в магазины и обработка ОС
-
Ежедневный мониторинг аналитики с помощью дашбордов
При адаптации моделей проводится кластерный анализ. Это делается для того, чтобы внутри важных категорий для каждого сегмента ритейла было предложено лучшее решение ML-алгоритмами. Такие подходы используются в продуктовом, географическом и временном срезах аналитик. Учет нескольких десятков драйверов и фичей прогноза качественно изменяет результат. Ведь, например, ремонт дороги, открытие нового транспортного узла, локальные спортивные мероприятия, годовая миграция населения или изменение конкурентного окружения могут значительно изменить трафик в точке. Технологии на основе ML в Imredi OSA формируют сигналы, отслеживая влияние тех факторов, которые проанализировать вручную или с помощью классических аналитик невозможно.
Дополнительные эффекты Imredi OSA
Помимо очевидных результатов от внедрения продукта в одном из кейсов среди ритейлеров, использующих это решение, был выявлен интересный дополнительный эффект. Бывают ситуации, когда цена на кассе не соответствует промоценнику на витрине (его не успели заменить), и товар, естественно, пробивается по сниженной стоимости. Ритейлер замерил такие продажи до внедрения Imredi OSA и уже в период использования ПО. Еженедельная разница составляет порядка 3 млн рублей из-за того, что система вовремя подавала сигнал о замене промоценников на регулярные. Экономический эффект для каждого ритейлера рассчитывается индивидуально и будет зависеть от масштабов сети и других факторов.
Контроль доступности товаров на полке с помощью Imredi OSA – процесс, который легко осуществлять на регулярной основе в каждой торговой сети. Применение технологий искусственного интеллекта можно сравнить с «профилактикой здоровья» магазинов: оно дает ощутимый рост качества розничной сети и финансовых результатов за счет удобной и функциональной организации работы.
Retail.ru
Читайте также:
Промоакция – радость для покупателей, боль для ритейлера. Как изменить ситуацию?
«Винлаб»: как сеть решает проблему с нехваткой линейного персонала
Как автоматизация операционных процессов влияет на имидж торговой сети
Как управление рабочим временем с WFM-системой помогает ритейлерам победить кадровый голод
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.