Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
2 986

Поделиться

Как не попасть в «ловушки» партнеров и сохранить франшизу

Несмотря на популярность и рост франчайзингового рынка, в законах России все еще нет понятий «франшиза» и «франчайзинг». Франчайзер и франчайзи взаимодействуют между собой, опираясь на договор или отраслевые законы. Из-за отсутствия специального правового регулирования между сторонами вместо сотрудничества часто возникает конкуренция или открытая вражда.

Рамиль Бейдуллаев, руководитель практики сопровождения франчайзинга Юридической группы «Совет», рассказал о проблемах, которые возникали у франчайзеров из-за действий партнеров в 2023 году, на примере кейсов популярных франшиз.

Фото: PaeGAG/Shutterstock/Fotodom

Фото: PaeGAG/Shutterstock/Fotodom

Ловушка № 1 – некачественное ноу-хау

В большинстве случаев отношения между франчайзером и франчайзи регулируются договором коммерческой концессии. Он помогает обеим сторонам закрепить обязательства друг перед другом и сократить риски для каждого из партнеров. Однако из-за отсутствия четкой правовой базы недобросовестные франчайзи нередко пытаются буквально украсть ноу-хау владельца франшизы.

В последние несколько лет франчайзи все чаще инициируют судебные споры, когда не чувствуют ценности в полученном от франчайзера продукте и не ощущают должного уровня поддержки с его стороны. Триггером для такого конфликта обычно становятся убытки партнера и несовпадение реальной выручки с той, что была указана в презентации франшизы. Так, первой наиболее распространенной проблемой владельцев франшиз стала тенденция проверки в рамках судебных разбирательств содержания ноу-хау.

Сегодня суды, рассматривая споры между партнерами, часто анализируют «начинку франшизы» – базу знаний – и проводят экспертизу ноу-хау (секрета производства) на предмет его соответствия требованиям закона.

Бывает, что секрет производства таковым не является, потому что в нем нет уникальных сведений. Это провоцирует ситуацию, при которой даже одно проигранное дело относительно качества ноу-хау может заставить франчайзера вернуть деньги за франшизу каждому партнеру сети.

Кейс Candellabra Home

В 2023 году сеть магазинов товаров для дома Candellabra Home вынужденно приостановила реализацию франшизы. Причиной для этого стал проигрыш дела, в рамках которого ноу-хау признали неуникальным, после чего франчайзер получил десятки аналогичных исков от других партнеров.

Ловушка № 2 – обход запрета на открытие конкурирующего бизнеса с помощью аффилированных лиц

Второй серьезной проблемой для франчайзеров в 2023 году стало ведение конкурирующей деятельности со стороны партнеров. Как правило, в договоре коммерческой концессии прописано условие, которое запрещает франчайзи вести конкурирующую деятельность в период действия соглашения и некоторое время после окончания его действия. Но, несмотря на ограничения в договоре, партнеры – бывшие или даже настоящие – продолжают открывать конкурирующий бизнес по ноу-хау, которое получили во франшизе.

Кейс «Чебурек.Ми»

Начинающий предприниматель приобрел франшизу крупной сети чебуречных «Чебурек.Ми». Он зарегистрировал ИП и подписал с правообладателем договор коммерческой концессии. Спустя несколько месяцев работы партнер решил закрыть все закусочные – стороны подписали соглашение о расторжении договора франчайзинга. Согласно договору экс-франчайзи не имел права открывать свой бизнес в этой нише еще несколько лет после расторжения соглашения. Это обязательство также распространялось на аффилированных с партнером лиц – жену, родителей, друзей и прочих.

Через некоторое время управляющая компания узнала, что открытые ранее по франшизе чебуречные провели ребрендинг и у них сменился собственник – как оказалось, им стала жена бывшего франчайзи «Чебурек.Ми». Супруги надеялись, что условия договора не ограничивали право жены на самостоятельное ведение бизнеса, так как договор франчайзинга она не подписывала и не являлась его стороной. Однако суд счел такие действия незаконными: аргументом стало то, что фактически деятельность после расторжения договора коммерческой концессии велась супругами совместно. Собственник новых чебуречных в лице супруги бывшего франчайзи продолжил использовать наработки ноу-хау «Чебурек.Ми», которые были официально получены мужем, когда он купил франшизу.

Суд вынес решение в пользу франчайзера. С экс-партнера как лица, подписавшего договор, взыскали крупный штраф за несоблюдение запрета на осуществление аналогичной коммерческой деятельности под другой вывеской. Это судебное решение стало прецедентным и закрыло возможность ухода от ответственности через формальное переоформление бизнеса на аффилированное лицо.

Ловушка № 3 – попытка франчайзи уйти от внесения обеспечительного платежа

В практике франчайзингового бизнеса также бывают случаи, когда до заключения договора коммерческой концессии отношения между франчайзером и франчайзи регулирует опционное соглашение. Этот документ используют в случаях, когда будущий франчайзи уже решил приобрести франшизу, но для официальной покупки ему необходимо оформить юрлицо.

Чтобы не терять время в период регистрации ИП, управляющая компания и партнер подписывают опцион на заключение договора. Он фиксирует права и обязанности обеих сторон. Для владельца франшизы в них входит обучение партнера и обязанность заключить договор коммерческой концессии к определенному сроку, а для франчайзи – оплата обеспечительного платежа (опционной премии) за право вести бизнес по его франшизе. Этот инструмент позволяет защитить франчайзера в случае конфликта.

Кейс Laser Love

Франчайзи, не имея статуса ИП, захотел приобрести франшизу студии лазерной эпиляции Laser Love. Для подтверждения договоренностей стороны заключили опционное соглашение, которое фиксировало их предварительную готовность подписать основной договор после оформления партнером юридического лица. Условия опционного соглашения предполагали внесение опционной премии – в подтверждение намерений франчайзи на дальнейшее сотрудничество. Стороны договорились, что сумма будет разделена на две равные части. Первую франчайзи внес сразу после подписания опциона, и франчайзер сразу же приступил к выполнению своих обязательств.

Управляющая компания Laser Love предоставила доступ к необходимой информации, провела обучающие вебинары и помогла будущему партнеру с поиском помещения для последующего открытия студии. Однако после этого потенциальный франчайзи передумал работать в рамках сети и отказался выплачивать вторую часть опционной премии. Laser Love обратилась в суд.

Несостоявшийся франчайзи утверждал, что опционное соглашение – это договор оказания услуг, и оснований для взыскания с него опционной премии нет. Суд не принял позицию и подтвердил факт заключения именного опционного соглашения. Так, с франчайзи удалось взыскать неуплаченную половину опционной премии в размере 200 тыс. рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Сегодня судебная практика в решении конфликтов между партнерами франшизы меняется – все чаще суды занимают сторону добросовестных владельцев франшиз. Это формирует условия для честного и прозрачного франчайзинга. Тем не менее мы надеемся, что в ближайшие годы правовая проблема в этой сфере будет решена, и закон «О франчайзинге», рассмотренный Госдумой еще в 2014 году, будет доработан и принят.

Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами