Декоративное изображение
19 453

Поделиться

Как может выглядеть новый формат магазина «у дома»

Дома и автоматы фото на титул статьи 1.jpg К сегодняшнему дню уже сложились многие необходимые элементы, которые после необходимых преобразований, дополнений и переработок могут быть использованы для построения качественно новой розницы. Какие формы, помимо традиционной розницы, предлагаются потребителю сейчас в формате «у дома»? С одной стороны есть сложившаяся система интернет-торговли и получения заказов различными путями: доставка на дом (распространена, но имеет много неудобных моментов и для покупателя, и для продавца), выдача в магазине, постомате, окне выдачи и т.п. С другой стороны, есть автоматы торговли, услуг, общественного питания и развлечений, которые постоянно развиваются и охватывают все большие сферы.

Пока все автоматизированные технологии в торговле работают изолированно, и точки располагаются в разных местах. Соберем их в единый, новый формат – гибридный. Он комбинирует на одной площадке элементы интернет-торговли и вендинговой торговли. В основе концепции лежат три ключевых момента:

а) небольшая площадь и удобство размещения на любых площадках,

б) немногочисленный персонал, людей для данной работы легче набрать и мотивировать,

в) доставка до точки – оптимальный вариант, когда покупатель забирает свой заказ поблизости от дома (работы) в любое удобное для него время. Это очень функционально, особенно в районах с высотной застройкой, где тысячи квартир. Упрощается логистика, снижаются издержки: машина приходит в одно место и не ждет, пока курьер поднимется на этаж. Далее, если отдельным клиентам требуется доставка до квартиры, может предоставляться и такая услуга, но уже от торговой точки на небольшое расстояние.

Месторасположение

центр вселенной

Когда мы говорим «торговый центр», перед глазами сразу возникает образ довольно большого здания. Традиционно широкий ассортимент товаров можно представить только на большой площади. С появлением технологий доставки и вендинга, окон выдачи появилась возможность насытить и небольшие точки широким ассортиментом. В микрорайонный формат может быть доставлено количество товаров, которое в традиционной рознице представлены только в крупных ТРЦ.

Автоматизированный магазин или ТЦ «у дома» прекрасно подходит для крупных мегаполисов, особенно для районов с высокой плотностью и этажностью застройки. Это своеобразные «мини-монстры городских джунглей», которые имеют шанс изменить мир торговли. Модульный центр можно ставить на небольшие площадки в городе, осваивая различные площади: в зависимости от площади располагать там разное количество модулей. Объект будет иметь небольшую площадь, но практически неограниченный ассортимент товаров на заказ, а также основной ассортимент товаров частого и импульсного спроса в торговых автоматах. Располагаться он может в различных условиях: в составе жилого комплекса (предпочтительно), в многофункциональных и бизнес-центрах, в составе комплексной АЗС. Также эта идея подходит для реконцепта микрорайонных торговых центров. Если собственнику надоело слушать нытье плохо зарабатывающих арендаторов, то можно поставить такой современный формат, качественно усилить торговый центр и без проблем перейти на прозрачную схему получения арендной платы в виде процента от товарооборота.

С точки зрения охвата территории преимущество данного формата состоит в том, что он может размещаться в местах, не особенно подходящих для традиционной розничной торговли. Первая линия домов и хорошая заметность фасада не обязательны, и само помещение может быть сложной формы. Таких помещений – с колоннами, участками стен, несколькими нишами – к сожалению, довольно много среди предложений в жилых районах, и обычные магазины «у дома» сразу сталкиваются со множеством сложностей при планировке. В новом формате некоторые минусы помещения (ниши) наоборот, превращаются в плюсы. Но обязательные требования к расположению – объекты должны находиться в районе с высокой плотностью населения и на пути траффика «работа-дом».

Краткое описание формата

роботозирование

Полностью автоматизированный мини-маркет с комплексом услуг, площадь – от 20 кв. м. На данной площади осуществляется торговля и обслуживание посетителей, присутствует несколько зон:

1). Зона заказа/выдачи товара. Автоматизированные камеры хранения, т.е. продуктовый постомат с ячейками для «сухих» товаров и холодильниками для скоропорта.

2). Зона торговли, где можно приобрести товары непосредственно на месте. Включает автоматы с основными товарами частого спроса: продукты питания, горячие и холодные напитки, средства гигиены, ухода и контрацепции, чулочно-носочные изделия и т.п. Отдельные продуктовые автоматы могут служить «магнитами», притягивающими покупателей, – например, автомат по продаже фермерского молока.

свежее молоко

3). Зона услуг частого спроса. Это наиболее востребованные финансовые услуги:   банкомат, платежный терминал. Также может присутствовать комбинированный автомат цифровой печати и 3D-печати

4). Зона общепита – автоматы готовой еды (пиццаматы, пельменоматы, кофематы, блинноматы, горячие и холодные напитки, свежевыжатые соки, автоматы, продающие очищенную воду и т.п.). 

Это базовый вариант для минимальной площади. На большей площади также могут добавляться и другие компоненты, позволяющие охватить более широкий спектр товаров и услуг:

5). Зона антропометрии. 

  • обмерочная (место бесконтактного измерения, где можно снять любые мерки для заказа одежды, обуви, головных уборов, перчаток, колец и т.п.);   

  • цифровая примерочная (с помощью программы можно увидеть, как различные модели одежды будут смотреться на тебе);

  • обычная примерочная (место, где покупатель примеряет доставленную одежду).

6). Развлекательная зона. 3D-симулятор для развлечения и 3D-тренажеры для спортивных активностей (например, лыжный тренажер, дельтаплан, тренажер координации и реакции).

Добавление двух последних компонентов позволяет сделать шаг от мини-маркета повседневных потребностей к ассортименту микрорайонного торгового центра. В обычных микрорайонных ТЦ развлекательная зона имеет такой недостаток как однообразие: традиционные развлекательные автоматы быстро надоедают, а для того, чтобы предоставить более-менее разнообразные виды развлечений, требуется место. В случае с 3D-симуляторами и играми виртуальной реальности много места не нужно, а эффект разнообразия достигается за счет постоянно дополняемых и обновляемых программ. Нет необходимости менять сами автоматы, достаточно загрузить новые программы. 3D-тренажеры позволяют обеспечить переход от игры, развлечения к фитнесу и спорту.

IMG_20170506_100756.jpg

По форме работы точка представляет собой торговый центр, арендные места которого – автоматизированные ячейки, арендуемые Интернет-торговцами в рамках общего сотрудничества. Автоматы (торговля, заказ-доставка, услуги) могут принадлежать какому-либо одному поставщику, который пропускает через них и свои, и сторонние поставки. Это наиболее выгодная форма для собственника. Но также возможна и обычная сдача площадей в аренду, как это происходит в торговых центрах с вендинговыми автоматами и постаматами. Техническое обслуживание должно осуществляться одной компанией, чтобы все это было оперативно и организованно (свой техник у каждого автомата – это полный бардак, так не должно быть).

Планировка, дизайн и общий интерфейс играют чрезвычайно важную роль. Иначе можно получить малопривлекательный объект в виде бессмысленного и неудобного нагромождения автоматов, который не будет удобным и поэтому не будет пользоваться спросом. Для удобства, например, панель управления может быть универсальной, и сами автоматы могут быть не монофункциональными, а иметь комбинированные функции. Также необходимо структурировать все навигацию по предлагаемому ассортименту, с помощью функционала и дизайна сделать ее максимально удобной и дружелюбной для покупателя.

Помещение и технологические требования

Требуемая минимальная площадь – от 20 кв. м, полный набор услуг может разместиться на площади 20-40 кв.м.  Ячейки хранения (в том числе охлаждаемые) организуются по принципу гравитационных стеллажей, когда персонал загружает товары с одной стороны, а покупатель забирает с другой, со стороны клиентской зоны. На площадке должны быть все необходимые подключения: электричество, Интернет, кнопка вызова полиции. Далее площадь может увеличиваться за счет развлекательно-досуговой зоны.

Как вариант может быть разработан проект для постановки не в помещении, а на открытой площадке – атмосфероустойчивые автоматы под навесом. В этом случае расширяются возможности установки, увеличивается количество хороших мест: в глубине квартала, на пути «маятникового» пешеходного потока, даже над автомобильными парковками в жилых микрорайонах.

Дополнительные услуги и удобства

кейпконат.jpg

Один из крупнейших розничных операторов – сеть «Икеа» – добилась успеха, в том числе за счет того, что сделала дизайн интерьера доступным самым широким массам покупателей. Аналогичным образом интернет-торговля делает многие специализированные услуги доступными для массового потребителя. К примеру, это

услуги диетологов и тренеров (консультации по физическому развитию, правильному питанию), услуги личных счетоводов, консультации поваров по подбору продуктов. А также авторские методики планов питания от известных врачей, спортсменов, блогеров ЗОЖ, формирование покупки ингредиентов для приготовления какого-либо блюда, например, суши, паэльи, курника.

Еще одним преимуществом должен стать качественно новый, удобный интерфейс для заказа товара. Настройка плана покупок осуществляется по нескольким параметрам, и каждый покупатель сможет определить свои приоритеты. Например:

  • Покупка повторяющихся товаров по списку;

  • Лимит суммы на одну покупку, за одни сутки, неделю, месяц;

  • Различные версии диет с ограничениями по калориям, сахару, глютену, продуктам животного происхождения. В частности, медицинские диеты при различных заболеваниях, кошерные, халяльные и постные продукты, продукты для веганов и сыроедов. Более продвинутые диеты могут помочь подобрать необходимый состав минералов и витаминов;

  • Как вариант - объединенный семейный список продуктов (общий список и списки членов семьи) для легкости формирования и контроля.

Персонал

доставка.png

Продавцов в этом формате вообще нет, но есть обслуживающий персонал. Это один администратор, который должен обладать, во-первых, навыками обслуживания торговых автоматов, во-вторых, навыками вежливого общения с клиентами. Если у покупателя возникнет какой-то вопрос или проблема, он сразу может обратиться к сотруднику, а не стоит перед безликой и тупой машиной (это одна из проблем вендинга). Для решения специфических проблем предусмотрена оперативная связь с центральным офисом.

Дополнительно может присутствовать сервис доставки до квартир ближайшего окружения, в этом случае в штат добавляется грузчик-курьер. А в состав помещений – небольшая комнатка для хранения контейнеров, сумок, специальной тележки для проезда по ступенькам лестницы.

Пользоваться сервисом могут и социальные работники, обслуживающие лиц с ограниченной подвижностью. Например, соцработник может закупать продукты для пенсионеров через конкретный интернет-магазин партнер. Далее он получает заказ в запечатанном виде и доставляет его, обеспечивается полная прозрачность при заказе и доставке.

Авторы: Кира и Рубен Канаян, группа компаний «Kanayan Retail & Development Consulting»

Интервью

Декоративное изображение

Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»

Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами