Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как изменятся цены на продукты в 2024 году
Стоимость основных продовольственных товаров зависит от десятка факторов и порой непредсказуема. Сложно предвидеть неурожай или очередную вспышку птичьего гриппа. Но можно на основе статистики и анализа экономической ситуации предположить, как будет развиваться рынок, к чему готовиться производителям и ритейлерам. На конференции «Собственное производство как конкурентное преимущество торговой сети» прогнозами по изменению стоимости самых востребованных продуктов поделилась Марина Петрова, генеральный директор Petrova Five Consulting.
Фото: Viktoriia Hnatiuk/shutterstock
Молоко
В 2023 году средняя стоимость молока у производителей снизилась на 16%, но затем цены снова пошли вверх, рынок отреагировал на снижение поголовья. Минсельхоз РФ сокращает субсидии на строительство ферм менее 1000 голов, сохраняются сложности с кормами, сельхозтехникой и кредитованием, себестоимость молока, по прогнозам, будет расти. Однако это социально значимый продукт первой необходимости, регулятор сделает все, чтобы сдержать цены, так что резкого повышения стоимости молока аналитики не ожидают.
Сливочное масло
Предприятиям выгодно выпускать сливочное масло, спрос на жиры стабильный, за последние два года объем производства сливочного масла в России вырос на 18%. Средняя цена продукта тоже постепенно растет, по итогам прошлого года прирост составил 4%, и этот тренд, по прогнозам, сохранится.
Сыры и сырные продукты
За год производство отечественных сыров выросло на 16%, сырных продуктов стали выпускать на 14% меньше. Средняя стоимость сыров в 2023 году снизилась на 6%, сырные продукты подешевели сразу на 18%.
На рынке изобилие сыра разных сортов и разного качества, покупателям предстоит осознать, что хороший сыр дешевым не бывает, а производителям – определиться с целевой аудиторией и выбрать правильную ценовую политику.
В HoReCa и пиццериях востребованы в первую очередь сырные продукты: именно они прогнозируемы при тепловой обработке. Развитие сырных продуктов затормозилось, цена на них снизилась, однако проблема в том, что около 6% сырных продуктов производители стараются презентовать как сыры. По оценкам экспертов, российский рынок сыров постепенно стабилизируется, каждый продукт найдет своего покупателя – главное, чтобы состав был честным, а цена соответствовала качеству.
Соль и сахар
По итогам 2023 года выпуск соли сократился на 3%, производители сахара, наоборот, увеличили объемы на 10%. За два года стоимость соли выросла на 56%, сахар подорожал на 17%. Зависимость производителей от импорта семян сахарной свеклы на уровне 98%, посевные площади сокращаются, однако Минсельхоз РФ установил запрет на экспорт сахара до 31 августа 2024 года, так что пока резкого роста цен удается избежать. Но проблема не решена, а значит, велика вероятность, что стоимость сахара будет расти.
Подсолнечное масло
Этот рынок ориентирован на экспорт, в 2023 году экспортные поставки подсолнечного масла выросли на 31%, основные покупатели – Китай, Индия и Турция. Масличные культуры за последние два года демонстрируют хорошую урожайность, а цена, как и во всем агропромышленном комплексе, зависит от урожая и условий экспорта. Схема неизменна: если объемы производства падают, государство ограничивает экспорт. За последние два года выпуск подсолнечного масла увеличился на 29%, резкий скачок цен зафиксирован в первом квартале 2022 года, но сейчас цена стабилизировалась и существенных изменений при хорошем урожае не предвидится.
Мука пшеничная и пшенично-ржаная
Производство муки за два года прибавило 11%, цена весь 2023 год оставалась стабильной с небольшим снижением в летние месяцы. Урожай зерновых растет, но растет и себестоимость, увеличиваются затраты на обслуживание сельхозтехники и ГСМ. Однако отпускные цены на зерно, муку и социально значимые сорта хлеба всегда под контролем государства, при постоянно возрастающих затратах стоимость для потребителя остается прежней. Рынок не сбалансирован, а проблема все еще ждет решения.
Рис и гречка
В 2023 году объем производства риса увеличился на 15%, гречки – на 10%, рис прибавил в стоимости 21%, а гречка, наоборот, подешевела сразу на 28%. В России до конца первого полугодия 2024 года действует запрет на экспорт риса, посевные площади восстановлены, так что пока цена на рис остается стабильной. Посевные площади гречихи увеличиваются, урожайность сохраняется, но сегодняшнюю стоимость гречки эксперты называют заниженной и в перспективе, скорее всего, цена будет расти.
Мясо птицы, говядина и свинина
Весь 2023 год цены на охлажденное мясо росли: птица подорожала на 43%, свинина прибавила в цене 21%, говядина – 4%. Одновременно разразился «яичный кризис»: за год стоимость яиц увеличилась на 61%. Эксперты связывают изменение цены с ростом затрат на производство, более доступные продукты подорожали быстрее, поскольку преобладают в структуре потребления и пользуются повышенным спросом. Динамика цены на продуктовом рынке – это всегда целый комплекс проблем, остается прислушиваться к мнению экспертов и учитывать риски при планировании закупок.
Евгения Кузнецова, Retail.ru
Читайте также:
Китай: что нужно знать тем, кто планирует начать бизнес в стране?
Реконструкция фудкорта: как создать модное гастропространство
Сеть «Галамарт» тотально перестроила ИТ-ландшафт в России и Китае
Все для «синих воротничков»: соцпакет, гибкие условия работы и автоматизация
Партизанский маркетинг: суть, виды, особенности
Как производитель табачной продукции локализовал ERP за девять месяцев
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?